Решение проблемы формирования содержания программ дополнительного образования детей (ДОД) на основе применения культурологического подхода связано, прежде всего, с определением понятия «культурологический подход» и принципов, лежащих в его основе, так как в научной литературе понятия и принципы культурологического подхода имеют различные толкования.
Целью настоящей статьи является исследование и разработка содержания понятия «культурологический подход» и его принципов, применительно к формированию содержания программ ДОД.
Понятие «методологический подход» или «подход» широко используются в научной литературе. Известные советские философы И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследователя, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, с. 74].
Понятие «методологический подход» взаимосвязано с понятием «методология», под которым обычно понимают «методологию познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности» [2, с.46].
Методология научного познания имеет сложную многоуровневую иерархическую структуру. Так, Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня методологии: «1. Философия методологии — анализ общих принципов познания и категориального строя науки в целом. 2. Общенаучная методология — исследование содержательных общенаучных концепций, воздействующих на все или на достаточно большую совокупность научных дисциплин и разработка соответствующих формальных методологических теорий. 3. Конкретно-научная методология — описание методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. 4. Методика и техника научного исследования — разработка набора процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку» [2, с. 146].
Следовательно, можно сказать, что каждый методологический подход должен быть соотнесен с определенным уровнем методологии науки.
В философском определении методологического подхода можно выделить две различные по содержанию и назначению части: в первой части определения, методологический подход представляют как принципиальную методологическую ориентации исследователя, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), а во второй части — как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
На основе философского определения методологического подхода должно строиться и определение конкретного вида методологического подхода. Оно может состоять также из двух разных по назначению частей, которые должны быть наполнены конкретным содержанием, выражающим его отличительные особенности от других методологических подходов.
Как правило, «ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики исследования: в каждом конкретном исследовании обычно реализуются некоторая совокупность подходов, при условии, что среди них нет взаимоисключающих» [2, с. 47].
Приведенные выше составляющие методологического подхода и необходимость его соотнесения с конкретным уровнем методологии, применимы и к культурологическому подходу. Рассмотрим некоторые определения культурологического подхода, которые отражены в ряде научных работ ученых-педагогов, занимающихся разработкой методологической и методической базы культурологического подхода.
Так, например, Г.И Гайсина культурологический подход определяет следующим образом: «культурологический подход есть методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом. Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход предполагает использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов» [3, с. 7].
На основе проведенного анализа современных походов в сфере дополнительного образования детей З. А. Каргина отмечает, что «культурологический подход рассматривается как методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающей богатство общечеловеческой и национальной культуры» [4, с. 6].
В научном исследовании А. Н. Галагузов раскрывает свойство интегративности культурологического подхода: «интегративность данного подхода выражается в том, что он не заменяет другие методологические подходы, широко используемые в настоящее время в образовательной деятельности, а интегрирует их. Основными научно-педагогическими подходами, интегративно сочетающимися с культурологическим в образовательной деятельности, являются аксиологический, личностно- ориентированный и компетентностный» [5, с. 20].
Отмечая необходимость использования других подходов при применении культурологического подхода, Б. М. Игошев указывает, что «общая парадигмальная заданность обусловливает приоритетность в интегративной методологии именно культурологического подхода, который содержательно конкретизирует применение других подходов, придавая им культуроцентристскую направленность» [6, с. 17].
Проанализируем содержание определений культурологического подхода в указанных выше научных работах. В работе [3] определение культурологического подхода разделено на две части, как и в философском определении методологического подхода. Однако в первой части определения культурологического подхода указывается, что он есть методологическая позиция в раскрытие единства других подходов вместо принципиальной методологической ориентации исследователя, как точки зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта). Во второй части определения культурологического подхода, он не рассматривается как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования. В работе [4] определение культурологического подхода не согласуется с философским определением методологического подхода. В работах [5; 6] отсутствуют философские критерии понятия культурологический подход, выдвигаются лишь частные положения о его интегративном и приоритетном характере и гармоничном сочетании с другими подходами.
По своему содержанию культурологический подход к формированию содержания программ ДОД можно отнести к методологии третьего уровня, т. е. к конкретно-научной методологии, которая отражает специфику исследования в такой специальной дисциплине как, например, «педагогическая культурология».
Чтобы сформировать понятие культурологического подхода на основе философского определения рассмотрим и установим содержание его частей.
Первую часть определения можно сформулировать как методологию изучения и обновления содержания действующих программ ДОД путем внесения в них элементов духовной и /или художественной культуры. Вторую часть определения можно изложить как методологию формирования содержания программ ДОД на основе выбора и использования принципов педагогической культурологии и иных принципов, руководящих общей стратегией исследования.
Тогда применительно к формированию содержания программ дополнительного образования детей можно дать следующее определение культурологическому подходу.
Культурологический подход следует рассматривать в двух аспектах: 1) как методологию изучения и обновления содержания действующих программ ДОД путем внесения в них элементов духовной и /или художественной культуры; 2) как методологию формирование содержания новых программ на основе выбора и применения основных принципов педагогической культурологии и иных принципов, руководящих общей стратегией исследования.
Методологический подход именуется и как методологический принцип, поэтому в сочетании с другими подходами, т. е. принципами, существенно расширяется содержание рассматриваемого методологического подхода. В этой связи методологические подходы, гармонично сочетающиеся с культурологическим подходом, могут служить в качестве его основных принципов, которые составляют его сущностную основу. Наряду с этими принципами могут использоваться и общенаучные принципы, например, принцип системности, принцип структурности, принцип научности и другие принципы.
Как известно, под педагогическими принципами понимают основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь, поставленных педагогических задач.
В основу формирования содержания программ дополнительного образования детей могут быть положены следующие основные принципы:
1) принцип научности; 2) принцип взаимосвязи названия и содержания образовательной программы; 3) принцип соответствия сложности содержания образовательной программы психофизическим возможностям детей определенного возраста; 4) принцип соответствия объема содержания времени, отводимого на изучение учебной единицы образовательной программы; 5) принцип культуросообразности; 6) принцип культуротворчества; 7) принцип структурирования учебного материала в соответствии с элементами социального опыта; 8) принцип системности; 9) принцип аксиологичности; 10) принцип деятельности; 11) принцип компетентности; 12) принцип личностно ориентированной направленности; 13) принцип мониторинга образовательной программы; 14) принцип образовательной рефлексии детей на учебные единицы образовательной программы; 15) принцип вариативности образовательной программы.
Принцип научности заключается в организации и проведения научно-исследовательских работ по формированию содержания образовательной программы.
Принцип взаимосвязи названия и содержания заключается в применении механизма преобразования названия образовательной программы в ее содержание на культурологической основе.
Принцип соответствия сложности образовательной программы дополнительного образования детей психофизическим возможностям учащихся определенного возраста заключается в обосновании сложности проектируемых учебных единиц (учебных тем, учебных предметов, учебных разделов) программы на основе учета психофизических возможностей детей.
Принцип соответствия объема содержания времени, отводимого на изучение учебной единицы (учебной темы, учебного предмета, учебного раздела и т. п.) образовательной программы означает, что время на изучение каждой учебной единицы программы должно быть научно обосновано.
Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в содержании образовательной программы культуры той среды, в которой находится учебное заведение, занимающееся обучением и воспитанием детей.
Принцип культуротворчества заключается в применении при формировании содержания образовательной программы современных методов научного творчества (в частности, «мозгового штурма», морфологического анализа, синектики, алгоритма решения изобретательских задач, теории решения изобретательских задач и др.).
Принцип структурирования учебного материала в соответствии культурологической концепцией образования заключается в том, что содержание образовательной программы должно состоять из четырех структурных элементов: 1) опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знания; 2) опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; 3) опыта творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентаций. Такие структурные элементы должна содержать все учебные единицы (учебные темы, учебные предметы и учебные разделы) программы.
Принцип системности заключается в том, что образовательная программа рассматривается как целостная система, которая является частью системы более высокого уровня (группы программ одинаковой направленности) и в тоже время сама состоит из ряда подсистем более низкого уровня (например, разделов), а разделы состоят из учебных предметов, последние — их учебных тем и т. д.
Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) заключается в том, что программа должна быть построена на удовлетворении личных культурных потребностей и интересов в жизни ребенка.
Принцип деятельности заключается в том, что программа должна содержать элементы активной созидательной деятельности ребенка в процессе его обучения и воспитания.
Принцип компетентности заключается в установлении в образовательной программе базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, операционно-технологических, художественно-эстетических, физических) как основы для ее дальнейшего развития.
Принцип личностно ориентированной направленности заключается в нацеленности содержания программы на каждого обучающегося ребенка.
Принцип мониторинга программы заключается в том, что каждая образовательная программа должна содержать этапы текущего, выходного контроля и аттестации освоения детьми содержания программы.
Принцип рефлексии детей на учебные единицы программы заключается в установлении в программе этапов сбора, обобщения и анализа данных от обучающихся детей и их родителей об отношении к действующей программе и проведении корректировки содержания программы по результатам анализа.
Принцип вариативности заключается в обновлении образовательной программы в связи с изменением интересов и предпочтений детей.
Приведенные выше принципы могут быть конкретизированы при формировании конкретной образовательной программы и дополнены рядом других принципов.
Выводы:
1. На основе философского понятия методологического подхода разработаны понятия культурологического подхода к обновлению и формированию содержания образовательных программ ДОД.
2. Предложены принципы, положенные в основу культурологического подхода к формированию содержания образовательных программ ДОД.
3. Раскрыто содержание принципов, положенных в основу культурологического подхода к формированию образовательных программ ДОД.
Литература:
1. Блауберг, И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. 270 с.
2. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. — М.: Изд-во «Наука», 1978. — 378 с.
3. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: автореф. дис. …д-ра пед. наук: 13.00.08 / Гайсина Гузель Иншаровна. — М., 2002. — 37 с.
4. Каргина, З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2011. Выпуск 1 (103). — С. 5–7.
5. Галагузов, А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Галагузов Алексей Николаевич. — М., 2011. — 42 с.
6. Игошев, Б.М., Галагузов А. Н. Культурологическая модель социального образования // Педагогическое образование в России. — № 2. — 2011. — С.15–20.