Библиографическое описание:

Чумакова И. В., Гадельшина Г. Р. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10767/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программного материала по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Помимо этого раскрывается роль таких игр в приобретении детьми дошкольного возраста математических представлений.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений

Знакомство и «общение» с математикой начинается ещё в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни человека. В раннем возрасте у ребенка появляются первые математические представления, которые он усваивает спонтанно в своей предметно-практической деятельности. Такие знания носят обобщенный характер и основаны на конкретном восприятии. В условиях дошкольной образовательной организации под воздействием систематического обучения ребенок начинает овладевать более стойкими и дифференцированными математическими представлениями (размер, цвет, количество) и понятиями. На всех этапах своей жизни человек использует математические знания в том объеме, в котором они ему необходимы. Чем обусловлена важность таких знаний? В-первую очередь, она определяется тем, что человеку в повседневной жизни достаточно часто приходится оперировать математическими понятиями, осуществлять счет и различные операции с числовыми выражениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8] предполагается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени), иначе говоря, усвоение детьми дошкольного возраста программного материала по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

Овладение математическими представлениями является одним из эффективных средств умственного и познавательного развития ребенка в целом. В то же время дошкольники могут испытывать затруднения в овладении математическими представлениями, они не всегда переносят их в повседневную деятельность.

Изучение количественных отношений — процесс достаточно сложный и трудный, особенно это касается дошкольников. Число как основное математическое понятие по своему содержанию является абстракцией высокой степени общности и отвлеченности от чувственно воспринимаемой основы его построения [3]. Однако овладение дошкольниками начальными математическими представлениями опирается на предметно-чувственную деятельность, основой которой является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо на начальном этапе овладения математическими знаниями подобрать такие методы обучения, которые позволят обеспечить постепенный переход от конкретных к абстрактным знаниям [5].

Одним из принципов предматематической подготовки детей дошкольного возраста является принцип связи с жизнью. Он определяет важность использования приобретаемых детьми математических знаний в различных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, в быту). Так они становятся более значимыми и прочными [5].

Д. Б. Эльконин определяет ролевую, или так называемую творческую, игру детей дошкольного возраста как «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [9, с. 148]. Игра, оказываясь наиболее привлекательной для детского возраста деятельностью, оказывает положительное влияние на формирование всех основных психических процессов.

Специфика дидактической игры состоит в том, что она соединяет в себе два начала — игровое и познавательное, и дает широкие возможности для закрепления, обобщения и уточнения знаний. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале [6].

При сочетании сюжетно-ролевой и дидактической игр возникает новый вид игры — сюжетно-дидактическая игра, которая активно может использоваться педагогами на различных занятиях, в том числе и при формировании математических представлений.

Особенностью сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием такова, что ребенок принимает роль взрослого и поэтому действует в соответствии с правилами, определяемыми выбранной ролью. При этом он воспроизводит профессиональные действия взрослых или сюжеты из жизни семьи, ближайшего окружения с учетом количества, которым необходимо оперировать, длительности и времени.

Перечислим характерные признаки игр, в содержание которых включены количественные отношения предметов реального мира [7]:

1) Такие игры предполагают наличие разнообразных сюжетов и ролей, наполненных новым компонентом — математическим содержанием.

2) Усвоенные на занятиях, математические знания включаются непосредственно в игры как правила выполнения детьми той или иной роли. Воспитатель берет на себя определенную игровую роль и помогает детям использовать счет и измерение, контролирует правильность их выполнения.

3) В сюжетно-дидактических играх развивается умение применять полученные на занятиях математические знания в новых условиях, а также с разными предметами.

4) Эти игры носят коллективный характер.

С помощью игр такого рода решаются следующие задачи [1]:

‒ формирование и закрепление представлений о количестве, величине, геометрических, временных, пространственных характеристиках;

‒ расширение круга представлений об окружающем мире;

‒ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию, применять полученные знания в новых условиях;

‒ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность по времени, учитывая действия партнера по игре (умение ждать, слушать);

‒ развитие эмоционально-личностной сферы.

Благодаря включению в сюжетно-дидактические игры математического компонента происходит усложнение и обогащение содержания игр дошкольников.

В старшей и подготовительной группах применение сюжетно-дидактических игр будет особенно эффективно, поскольку это возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Сюжет такой игры — развернутый, включающий разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, при этом определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил [7].

Педагогу, который организует сюжетно-дидактические игры, предъявляются определенные требования, поскольку руководство любой игрой, в том числе сюжетно-дидактической, требует большого педагогического мастерства и такта. Необходима подготовительная работа: и для педагога, и для детей. Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Только после того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, закрепят знания в дидактических играх, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему [1].

Важно чтобы игровая ситуация была построена таким образом, чтобы ребенок и педагог были совместными участниками игровой ситуации [4]. Поскольку при достаточно активном руководстве педагога и при пассивной позиции детей сюжетно-дидактическая игра перестает нести в себе развивающий эффект.

Можно включать математическое содержание в такие известные игры дошкольников, как: «Магазин игрушек» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество, форма, цвет, счетные действия); «Зоопарк» (количественный и порядковый счет); «Аптека» (количество); «Почта» (количество, величина, цвет) и т. п. [2; 7], наполняя их новым содержанием.

Умение применять математические знания в различных видах деятельности, не связанной непосредственно с занятиями по математике, таких как игра, ручной труд, повседневная деятельность, является показателем полноценного и осознанного их усвоения. Поэтому сюжетно-дидактические игры выступают в этом случае в качестве диагностического инструментария: они позволяют воспитателю проверить уровень и качество усвоенных детьми математических знаний в начале года, когда пройден программный материал по темам, в конце года.

Сюжетно-дидактические игры используются также в процессе формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии. Для таких дошкольников, а нередко и младших школьников эффективными являются игры-занятия как совместная деятельность ребенка и педагога. Помимо того что применение в сюжетно-ролевых, дидактических играх и в их сочетании математического содержания формирует элементарные математические представления у детей, они решают задачу установления эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношений детей с друг другом сначала в играх рядом, а потом и в совместных играх [1].

Таким образом, сюжетно-дидактическая игра — это сочетание сюжетной и дидактических игр, в которых дети усваивают социальные отношения и моделируют ситуации из повседневности, а также учатся точному выполнению правил и математических действий в быту. Включение в процесс овладения элементарными математическими знаниями сюжетно-дидактических игр оказывает положительное влияние на усвоение детьми дошкольного возраста математических представлений и понятий. В сочетании с занятиями по математике такие игры являются эффективным средством, которые способствуют формированию элементарных математических представлений, умственному развитию в целом, а также подготавливают детей к обучению в школе.

Литература:

  1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.: ил.
  3. Белошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография/ А. В. Белошистая. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 234 с.
  4. Белошистая А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников. — Мурманск: МГПУ, 2010. — 140 с.
  5. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: «Просвещение», 1974. — 368 с.
  6. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. — 144 с.: ил.
  7. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 97 с.: ил.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [от 17.10.2013 № 1155]. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 32 с.
  9. Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. — М.: Государственное учебно-методическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 327 с.
Основные термины (генерируются автоматически): элементарных математических, математических представлений, элементарных математических представлений, дошкольного возраста, формирования элементарных математических, детьми дошкольного возраста, математическим содержанием, детей дошкольного возраста, сюжетно-дидактических игр, дошкольного возраста математических, математическими представлениями, возраста математических представлений, процессе формирования элементарных, «Формирование элементарных математических, элементарных математических представлений», математические знания, математических знаний, детьми математических знаний, усвоение детьми дошкольного, разделу «Формирование элементарных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос