Автор: Львова Анастасия Федоровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 21.05.2016

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Львова А. Ф. Особенности смешанного и дистанционного обучения в вузах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10525/ (дата обращения: 12.12.2017).



The article is devoted to the practice of Blended and online learning during English language classroom at the Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

Keywords: Blended Learning, online learning, foreign languages, individualized approach, internet-based technologies, interactivity.

Стремительно развивающиеся интернет — технологии в том числе и в процессе обучения привели к тому, что процесс овладения новыми знаниями больше не требует обязательного присутствия учащегося в классе под контролем учителя. Находясь в разных уголках планеты можно получать знания в онлайн-режиме, не выходя из дома, просто прослушивая аудио и видео лекции с последующим выполнением домашних заданий и получения сертификата в случае успешного прохождения курса.

В научно-педагогической литературе дистанционное обучение рассматривается как взаимодействие преподавателя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Дистанционное обучение способствует [2]:

– получению качественного образования в ведущих вузах у лучших преподавателей;

– индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий (что весьма актуально для лиц, cовмещающих работу с учебой);

– возможности организации консультаций с преподавателем с помощью современных электронных средств связи в любое удобное время;

– применению электронного контроля знаний, что усиливает объективность и независимость оценок.

– созданию единой образовательной среды.

Таким образом, возможность получения новых знаний в режиме онлайн делает образование более доступным для большей части людей и, следовательно, является весьма привлекательной формой получения профессиональной подготовки в престижных учебных заведениях.

Среди студентов университета промышленных технологий и дизайна нами проводился опрос на тему “Какое образование лучше: традиционное или дистанционное?” и по его результатам большая часть учащихся высказалась в пользу традиционного обучения, проводимого в аудитории с преподавателем и одногруппниками.

Следует подчеркнуть, что в качестве главного преимущества в пользу традиционного обучения студенты единогласно отметили, что им нравится учиться в личном контакте с учителем и одногруппниками; а виртуальное обучение по их словам изолирует от общества. Кроме того, среди недостатков дистанционного online обучения были приведены и следующие аргументы:

– отсутствие контролирующего звена (сидя дома у компьютера существует много отвлекающих факторов, например телевизор, еда и т. п.)

– компьютерное оборудование может выйти из строя и, следовательно, обучение не состоится.

– отсутствие индивидуального подхода к ученику (online педагог не может проверить все уровни знаний обучаемых).

Среди достоинств дистанционного online обучения были названы возможность получать знания тем, кто по каким-то причинам не может посещать аудиторные занятия (например, удаленность учебного заведения — проживание в другом городе; причины связанные с совмещением работы с учебой; невозможность в связи с состоянием здоровья и т. д.) К плюсам дистанционного обучения была отнесена и возможность послушать аутентичную иностранную речь.

Результаты опроса показали, что студенты высоко мотивированы к изучению иностранного языка. Некоторые учащиеся посещают языковые курсы, другие выполняют тесты в режиме online; есть и такие студенты, которые повышают свой уровень на сайтах по изучению иностранного языка. (lingualeo.ru, busuu.com и другие). В качестве online заданий по изучению иностранного языка наибольший интерес вызвали тесты, что также свидетельствует о том, что учащиеся стремятся к повышению уровня знаний в области иностранного языка и им важно владеть им на высоком уровне. Кроме того, по отзывам самих студентов гораздо эффективнее, когда выполнение тестового задания ограничено во времени, т. к. это способствует сосредоточенности и организованности обучаемого и в то же время приводит к тому, что студент размышляет, развивается, а не ищет ответ в интернете. Надо отметить, что среди сайтов, где проходит тестирование по разным дисциплинам, был отмечен и сайт СПГУПТД “i-exam.ru”. Студенты отметили, что наибольшую сложность при выполнении тестов в университете промышленных технологий и дизайна вызвали задания, связанные с графиками и формулами, а также задания, в которых на поставленный вопрос отсутствовали варианты ответов. Среди наиболее сложных заданий были названы и те, где нарушен логический порядок, т. е. студенты должны были восстановить верную последовательность определенных пунктов [3].

По нашему мнению, в рамках вузовского образования дистанционное обучение наиболее эффективно не как самостоятельная форма образования, а как часть смешанного обучения (blended learning), представляющую собой традиционную модель с элементами online обучения.

Рассмотрим, как характеризуют понятие «смешанное обучение» преподаватели онлайн курса “Смешанное обучение. Индивидуализация обучения для студентов” на сайте https://www.coursera.org/. Брайан Гринберг, Майкл Хорн и Роб Шварц понимают под “смешанным обучением” образовательную программу, в которой студент обучается:

– частично с использованием интернет-технологий и определенным контролем студента над временем, местом и скоростью выполнения заданий.

– частично внутри закрытого учебного заведения вдали от дома.

– принимая во внимание индивидуальные потребности студентов с целью обеспечения всеобщего образовательного процесса.

С точки зрения создателей курса, каждый студент имеет свой уровень овладения учебным материалом. В то время, как одни понятия усваиваются достаточно быстро, другие — требуют затраты большего количества времени для осмысления материала и не всегда скорость усвоения учащимися одного и того же материала совпадает. Поэтому преподавателям следует учитывать индивидуальные особенности усвоения материала каждого студента. Таким образом, обучать в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента — основная идея смешанного обучения.

Также в предлагаемой модели обучения происходит смещение ролей в учебном процессе, следовательно, учитель перестает быть руководителем учебного процесса, а выполняет лишь роль помощника. В то время, как главными в образовательном процессе становятся учащиеся; учитель же подстраивается под их индивидуальные потребности и уровень.

Следует отметить, что большое внимание уделяется и индивидуальной работе учащихся в классе. Приведем пример: дается новый материал и те учащиеся, которые его хорошо знают либо быстро его усвоили — могут сразу перейти к тесту. Те же, кому материал дается с трудом — их учитель собирает в группу 5–8 человек и работает с ними. Объясняет то, что им было непонятно. Следовательно, каждый студент учится в своем темпе и в то же самое время нет отстающих учащихся, т. к. они знают, что если им что-то будет непонятно — учитель придет им на помощь и все объяснит в индивидуальных мини-группах [4].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что традиционный подход к обучению является teacher-centered, т. е. сфокусированный на преподавателя, где главным действующим лицом выступает преподаватель и от него многое зависит, он управляет учебным процессом. При смешанной модели подход меняется на student-centered — сфокусированный на студента. Теперь студент много работает сам и его успехи зависят от него самого. Студент также может скорректировать учебный процесс и самостоятельно планировать учебное время [5].

На наш взгляд, данная методика способствует росту уверенности учащихся в своих силах, что в свою очередь ведет к лучшему усвоению изучаемого материала.

Что касается специфических особенностей, определяющих высокое качество смешанной модели обучения, то к ним относятся следующие:

– персонализация обучения (учет потребностей каждого отдельного обучающегося).

– овладение мастерством (учащиеся, изучая определенную тему, надежно закрепляют ее, таким образом избегая пробела в знаниях. Переход к новому материалу происходит только после досконального изучения предыдущей темы и усвоения ее ключевых понятий. Проверка знаний осуществляется с помощью компьютера).

– высокие ожидания относительно знаний студентов в конце курса обучения.

– индивидуальная работа студента (процесс самостоятельного овладения учащимися знаниями).

– В настоящее время существует 4 основные модели смешанного обучения:

– перевернутый класс (новый материал тщательно изучается дома у компьютера, а на занятии в классе фактически происходит отработка изученного материала вместе с учителем и другими учащимися).

– модель ротирования станций (учащимся дается задания и они начинают работать в группах. Например, первая группа работает с электронными материалами, вторая — с преподавателем, а третья — в группе друг с другом. Спустя какое-то время группы меняются и таким образом, учащиеся последовательно проходят все “станции”.

– модель ротирования лабораторий (вначале учащиеся работают вместе в классе, потом переходят в компьютерный класс и далее отправляются в лабораторию).

– гибкая модель (каждый учащийся сидит у компьютера и выполняет задания преподавателя. Проверка правильности выполнения осуществляется интерактивно — обучающийся выполнил, нажал на кнопку и учитель в интерактивном режиме получает информацию о выполнении задания. Учащиеся, которые справились с одним заданием, формируются в группу и получают новое задание для выполнения).

Брайан Гринберг, Майкл Хорн и Роб Шварц рекомендуют создавать смешанную модель обучения в абсолютно новых школах, чтобы ученики, приходящие в школу, были не знакомы с другими методами обучения; т. к. учащимся привыкшим учиться по традиционной модели очень сложно перестроиться на обучение в новой системе обучения [4].

Необходимо отметить, что нами была предпринята попытка внедрения модели смешанного обучения в традиционную систему образования на занятия по английскому языку в рамках отдельных групп, обучающихся в СПГУПТД.

Студенты Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, обучающиеся по специальности “искусствоведение” получили следующее домашнее задание: студенты делятся на группы по 4–5 человек и совместно готовят презентацию об известном художнике. Требования к презентации были следующие: наличие большого количества иллюстраций самого художника и его знаменитых картин.

В конце презентации должно было быть определенное творческое задание, включающее в работу всех учащихся группы. Презентация должна была быть принесена на занятие на электронном носителе.

Надо отметить, что студентам при создании окончательного варианта презентации необходимо было пройти 4 этапа:

  1. каждый студент вначале готовит собственную презентацию, используя при подготовке компьютер и интернет ресурсы.
  2. поиск еще 3–4 человек для создания совместной презентации, т. е. формирование группы.
  3. каждый студент сформированной группы (4–5 человек) представляет свой вариант презентации и студенты обмениваются идеями и планами по созданию новой совместной презентации. На данном этапе также происходит выбор студента, который будет озвучивать презентацию или поиск ответственного за красочные картинки, смену слайдов, творческое задание и т. п.
  4. обсуждение студентами сформированной группы окончательного варианта презентации.

В целом, было выделено две недели на подготовку студентами презентации.

Спустя две недели на открытом занятии студенты пришли в аудиторию, оснащенную компьютером, проектором и доской для отражения информации с компьютера. Каждая группа студентов по очереди выходила к доске; где один студент был занят технической частью (например, своевременная смена слайдов), второй — к примеру выписывал незнакомые слова на доске по мире озвучивания их студентом, представляющим устную часть презентации, третий — оратор, ответственный за устную часть и т. д.

Таким образом, все студенты отдельной группы были задействованы тем или иным образом в представлении презентации и в процессе презентации студенты из одной группы менялись ролями, т. е. студент, занятый технической частью становился оратором и т. д. Итак, все студенты смогли проявить себя в разных ролях в процессе представления презентации. Завершало презентацию творческое задание. К примеру, одним из таких заданий аудитории были представлены другие картины художника и был задан вопрос об ассоциациях, которые возникают в голове студента при просмотре данных картин и после давалась традиционная общеизвестная трактовка картины. Далее свою презентацию представляла следующая группа и т. д. Когда все презентации были озвучены, преподавателем группы были заданы вопросы аудитории по материалам презентаций и те студенты, которые активно участвовали в дискуссии, а, следовательно хорошо усвоили материал — перешли к выполнению теста. Те же студенты, которые не могли ответить на вопросы или отвечали неверно либо молчали были собраны в небольшую группу и преподаватель более подробно объяснил им непонятные моменты и трудности. Студенты отметили, что им очень понравилось занятие с элементами смешанного обучения и они выразили готовность поучаствовать еще в каком-нибудь задании такого-типа.

Поскольку эксперимент с внедрением элементов смешанного обучения прошел успешно, нами было решено провести занятие с использованием принципов смешанного обучения с другой группой студентов СПГУПТД. Студентам 1 курса, обучающимся по специальности “искусствоведение” в качестве домашнего задания была предложена работа по выполнению заданий в режиме онлайн на сайте: http://www.esp4tourism.blogspot.ru/ [6]. Следующее аудиторное занятие было проведено в компьютерном классе СПГУПТД. Под нашим руководством, студенты вновь вышли на вышеуказанный сайт и началась проверка и закрепление усвоенного дома материала. Студентам было предложено еще раз совместно просмотреть видео “Advice from Hilton Worldwide” и далее нами были заданы вопросы относительно его содержания. Основные моменты видео учащимися были поняты правильно. Сами студенты оценили видео как не очень сложное, отметив, что, по их словам, у них возникли трудности с пониманием, связанные со скоростью аутентичной разговорной речи на видео. Потом студентам было предложено составить рассказ о работе в определенной компании, используя пункты планы, данные в видео-ролике: “My role”, “Opportunities”, “The Best thing”, “My dream job”, “Leadership”, “Interview Advice”. Задание необходимо было выполнить в группах 3–5 человек. (составлялся рассказ о работе одной компании, но высказывались точки зрения разных ее сотрудников). Само задание показалось студентам интересным и способствующим развитию творческих навыков. Далее нами было дано задание изучить раздел грамматики на блоге “Discover the world of tourism” и выполнения теста. Таким образом, те студенты, которые быстро усвоили грамматический материал сразу перешли к тесту. Учащиеся, у которых грамматика вызвала затруднения, были собраны в мини группы и с ними мы работали индивидуально, разъясняя трудные и непонятные моменты. Занятие произвело на студентов очень приятное впечатление и они выразили пожелание время от времени работать с преподавателем иностранного языка на занятиях в режиме онлайн.

Итак, принимая во внимания полученные в ходе эксперимента данные, считаем необходимым в качестве заключения подчеркнуть следующее. Построение образовательного процесса на основе смешанного обучения является оптимальным для эффективной передачи знаний и способствует повышению качества подготовки учащихся. Можно успешно применять технологию blended learning при очном обучении — прежде всего как форма организации самостоятельной работы студентов; в заочном обучении — как основная технология реализации образовательного процесса. Вместе с тем, задача внедрения дистанционных (электронных) технологий в учебный процесс по очной форме обучения ставит перед вузом дополнительные задачи по организации и обеспечению этой принципиально новой формы организации учебного процесса.

Литература:

  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 2004. — 416 с.
  2. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрами в области естественно-научного образования// Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). — 2012. — № 7. — С.257–260.
  3. Львова А. Ф. Практика применения информационных технологий на занятиях по английскому языку в СПГУТД// Вестник СПГУТД. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. № 4: Научный журнал. — СПб.: Изд-во СПГУТД, 2014. — С. 45–47.
  4. “Blended Learning: Personalizing Education for Students” On-line Course (Coursera; New Teacher Center) — URL: https://class.coursera.org/blendedlearning-001 (датаобращения: 26.11.2013).
  5. http://elms.eoi.ru/Wiki/1.8 (дата обращения: 18.10.2015).
  6. Львова А. Ф. Discover the world of tourism. Открываем мир. –URL: http://www.esp4tourism.blogspot.ru/ (дата обращения: 24.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): смешанного обучения, иностранного языка, дистанционного обучения, модели смешанного обучения, online обучения, изучению иностранного языка, дистанционного online обучения, пользу традиционного обучения, творческое задание, окончательного варианта презентации, модели обучения, традиционного обучения студенты, часть смешанного обучения, идея смешанного обучения, элементами смешанного обучения, основе смешанного обучения, принципов смешанного обучения, элементов смешанного обучения, образовательного процесса, процессе презентации студенты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос