Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Статья просмотрена: 96 раз
Библиографическое описание:
None
Статья посвящена проблеме реализации потребностей курсантов ввузов средствами культурно-досуговой деятельности (КДД), с целью профилактики девиантного поведения. Для решения данного вопроса в процессе исследования была разработана таблица форм КДД и потребностей, восполняемых в процессе участия в них. Командир или тактический руководитель при выборе культурных и досуговых мероприятий может применять из предложенных те, которые в большей мере способны восполнить нужды своих подчиненных, что позитивно скажется на морально-психологическом состоянии в воинском коллективе.
Ключевые слова: курсанты, культурно-досуговая деятельность, профилактика девиантного поведения, потребности.
На протяжении веков человеческое общество постоянно развивалось и видоизменялось. Данный процесс происходит под влиянием стремления человека к подчинению окружающей среды своим потребностям и нуждам, а также желанию самосовершенствования и реализации в творческой и трудовой деятельности. Стремление к совершенствованию заложено в каждом члене социума и является ведущей потребностью, согласно классификации Абрахама Маслоу [1, с. 500]. Однако, обращаясь к потребностям, необходимо отметить: не все они удовлетворяются, что приводит к конфликту желаемого и действительного и влечет за собой возникновение негативных психических состояний, подобно стрессу, нервозности, подавленности или состоянию фрустрации. Конфликт желаемого и действительного также способен спровоцировать появление девиантных наклонностей членов социума, что негативно сказывается на его дальнейшем функционировании и развитии.
Анализ проблемы профилактики девиантного поведения курсантов ввузов показал необходимость изучения нужд и потребностей как личного состава в целом, так каждого подчиненного в частности в целях предупреждения отклоняющегося поведения, возникающего на почве конфликта желаемого и реального. Культурно-досуговая деятельность, являющаяся частью воспитательной работы, проводимой с подчиненным личным составом, направлена на удовлетворение потребностей и нужд военнослужащих, а также на профилактику девиантного поведения.
Для начала необходимо уточнить классификацию потребностей. Согласно иерархии Абрахама Маслоу, различают два класса: потребности нужды и потребности развития [1, с. 500]. В первый класс входят физиологические, экзистенциальные, потребности в принадлежности и уважения. Второй класс составляют: когнитивные, эстетические, а также потребности в самоактуализации. Описанные выше потребности возможно удовлетворить средствами культурно-досуговой деятельности, среди которых основными являются: любительские творческие объединения, клубы по интересам, участие в художественной самодеятельности, КВН, посещение экскурсий, выставок, музеев, участие в командно-военных и спортивных играх, вечера отдыха, встречи с ветеранами и ведущими специалистами, выдающимися деятелями науки, культуры, искусства и пр. В рамках культурно-досуговой деятельности данные мероприятия способны оказывать рекреационное воздействие, а также выполнять компенсаторную функцию, восполняя потребности курсантов [2, с. 53–55]. Например, посещая театры, концертные залы, просматривая кинофильмы и т. д., курсанты восполняют физиологическую потребность в отдыхе. Участвуя в коллективной деятельности, активно происходит процесс социализации, где под контролем командира укрепляются межличностные связи курсантов, и восполняется потребность в принадлежности. Участие в творческих объединениях, клубах и спортивных секциях способствует не только процессу саморазвития личности, но и самореализации, восполняя когнитивные и потребности в самоактуализации. Таким образом, широкий охват мероприятий культурно-досуговой деятельности способствует восполнению всего ряда потребностей курсантов, возникающих в процессе учебной деятельности, а также при несении службы, что проиллюстрировано в таблице 1 (см. Таблица 1).
Далее необходимо подчеркнуть роль командира в изучении нужд и интересов подчиненных. В целях грамотной организации досуговой деятельности при составлении плана выходного дня или проведении дня (вечера) отдыха офицеру-воспитателю необходимо руководствоваться выбором мероприятий, наиболее способных удовлетворить потребности личного состава.
В помощь командиру и тактическому руководителю была разработана таблица форм культурно-досуговой деятельности и потребностей, восполняемых в процессе участия в них (см. Таблица 1).
Таблица 1
Реализация потребностей курсантов средствами КДД
Культурно-досуговые мероприятия |
Потребности |
||||||
Физиологические |
Экзистенциальные |
Принадлежность |
Уважение |
Когнитивные |
Эстетические |
Самоактуализация |
|
Концерт, спектакль, кинопоказ |
+ |
+ |
+ |
||||
Выставки, квест-экскурсии |
+ |
+ |
|||||
Занятия в лекториях военных и правовых знаний |
+ |
+ |
+ |
||||
Конкурс самодеятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Посещение тира, бильярда, боулинга |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Участие в научных олимпиадах, конференциях |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Обсуждение новых произведений литературы и искусства, вечера-портреты, тематические литературно-художественные вечера |
+ |
+ |
+ |
||||
Чемпионат по компьютерным играм |
+ |
+ |
+ |
||||
Военно-командная игра, спортивная игра |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Клубные объединения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Встречи с ветеранами, деятелями науки, литературы и искусства, ведущими специалистами |
+ |
+ |
|||||
Сюжетно-ролевая игра |
+ |
+ |
+ |
||||
Участие в торжественных мероприятиях, бал |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Вечера вопросов и ответов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность досуговых мероприятий в профилактике девиантного поведения, достигаемой средствами культуры и искусства, а также при условии восполнения возникающих потребностей курсантов в процессе обучения и несения службы. Удовлетворение потребностей личного состава предупреждает появление конфликта между желаемым и действительным как в физиологической, так и в духовной сфере, что отражено выше, согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Разнообразие мероприятий культурно-досуговой деятельности позволяет охватить не только широкий круг интересов курсантов, но и восполнить многообразие их потребностей и нужд, что позитивно сказывается на психическом здоровье подчиненных и атмосфере внутри коллектива в целом.
Литература:
- Маклаков А. Г. Общая психология. ‒ СПб.: Питер, 2003. ‒ 592 с.
- Мищенко И. Е. Роль рекреационной функции культурно-досуговой работы в профилактике девиантного поведения курсантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования» Ч.III. ‒ М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015. ‒ С. 53–55.
Ключевые слова
курсанты, потребности, потребности., культурно-досуговая деятельность, профилактика девиантного поведенияПохожие статьи
Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе
В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников
В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе
Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного...
Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России
В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...
Похожие статьи
Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе
В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.
Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы
В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников
В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе
Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного...
Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России
В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...