Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
None
В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.
Ключевые слова: курсант, культурно-досуговая деятельность, социализация, девиантное поведение, профилактика.
Существование человека неразрывно связано с его пребыванием в обществе других людей, а также является одной из важных потребностей, именно поэтому человек является существом биосоциальным. Становление и развитие личности происходит всю свою жизнь, в течение которой человек усваивает социальный опыт и овладевает навыками социального взаимодействия, реализует их в процессе совместной деятельности, общения и в других ситуациях. Таким образом, важным аспектом существования личности является ее социализация.
Обращаясь к понятию социализации с точки зрения педагогики, будет пониматься процесс приобщения к социуму, сознательное и неосознанное усвоение норм, ценностей и правил взаимодействия внутри него, а также создание и принятие собственных ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов [1, с. 206].
Процесс социализации играет важную роль в формировании личностных качеств и особенностей поведения: так, лица, испытывающие затруднения в процессе социализации, более склонны к девиантному поведению ввиду сформированных искаженных социально значимых ценностей и норм, а также проблем в их усвоении и воспроизводстве.
Находясь в среде военного вуза, курсантам необходимо адаптироваться к новым условиям, а также социализироваться в новом коллективе. Данный процесс включает три компонента: стихийный (согласно социально-культурным реалиям), управляемый (создание условий для гармоничного развития), а также сознательный компонент (индивид осознанно самоизменяется, подстраиваясь или протестуя против общества, в котором он оказался) [1, с. 210]. Данные компоненты успешно реализуются в условиях культурно-досуговой деятельности, являющейся неотъемлемой частью воспитательной работы, проводимой с курсантами ввузов с целью формирования необходимых личностных и профессиональных качеств, а также профилактики различного рода девиаций, и неуставных отношений в том числе.
Включаясь в процесс культурно-досуговой деятельности, воспитуемые получают информацию о статусе и высоком имидже военнослужащего, культурно обогащаются, что влияет на их стремление соответствовать своему новому положению в обществе (сознательный компонент). Принцип диверсификации (разнообразие форм и методов КДД) в организации мероприятий культурно-досуговой направленности создает условия гармоничного и всестороннего развития личности курсантов (управляемый компонент). Массовость культурно-досуговых мероприятий, их патриотическая направленность, насыщенность художественно-изобразительными формами и многогранность формирует новые социально-культурные реалии, влияющие на сознание курсантов и их стремление к приобщению к воинскому коллективу именно на таких высоких началах (стихийный компонент) [2, с. 185].
Основными механизмами социализации являются: запечатление, подражание, идентификация, внушение, рефлексия, конформизм, межличностный перенос, а также осознанное усвоение социальных норм и следование им [1, с. 210]. Рассмотрим их подробнее.
Запечатление представляет собой подсознательное фиксирование различного рода воздействий со стороны окружающих, а также происходящих событий. Здесь очень важен эмоциональный характер культурно-досуговых мероприятий, так как именно эмоциональная насыщенность способна вызвать сильные чувства, способные оказать воздействие на сознание курсанта.
Механизмы социализации такие как подражание, идентификация и межличностный перенос имеют много общего: во всех случаях это стремление скопировать чью-то модель поведения. Однако есть и различия: в процессе подражания происходит неосознанное копирование как способ усвоения социального опыта; при идентификации происходит отождествление себя с группой или другим человеком, его стилем жизни и манерами поведения; межличностный перенос образа происходит на основе возникшей эмпатии. Подобный процесс удобен при наличии авторитетных лидеров, которым могут быть командиры подразделений, групп и т. п. Однако не стоит забывать о ветеранах войн, героях, деятелях науки, литературы и искусства, ведущих специалистах, с которыми регулярно проводятся встречи в рамках культурно-досуговой деятельности. Сюда же можно отнести и внушение как неосознанное принятие ценностных и поведенческих установок, принимаемых как данность. Здесь очевидна роль авторитетного лидера, способного вызвать стремление к подражанию (осознанное или неосознанное), а также возможность реализации данного механизма социализации в рамках описанных выше мероприятий культурно-досуговой деятельности [3, с. 60–61].
Рефлексивная социализация способна иметь как местный характер, действующий в рамках курсантского коллектива, так и глобальный, где курсант под действием информации, полученной в процессе культурного обогащения (просмотр художественных, документальных и исторических кинолент, встречи с героями и ветеранами, вечера-портреты и др.), задается вопросами о своем месте, роли, предназначении в коллективе и в обществе в целом.
Следование нормам через осознанное их усвоение продиктовано стремлением к социально одобряемому поведению. В условиях военного вуза данному процессу способствует воспитательная работа, проводимая с курсантами. Разумеется, культурно-досуговые мероприятия вносят свою лепту: в процессе неформального общения военнослужащие приобретают социальный опыт и воспроизводят его в различных ситуациях. Задача офицера-воспитателя здесь — скорректировать поведение подчиненных, направить его в нужное русло, помочь установить межличностные отношения с сослуживцами на конструктивных началах.
Касательно конформной направленности социализации, в армейской среде мероприятия культурно-досуговые мероприятия направлены на формирование устойчивой гражданско-правовой позиции, патриотической направленности, верности Отечеству, чести и долгу, что резко контрастирует конформному механизму социализации, таким образом мероприятия культурно-досуговой деятельности направлены на формирование устойчивой поведенческой парадигмы.
Итак, в процессе жизнедеятельности нам постоянно приходится становится частью того или иного общества, от навыков взаимодействия в котором зависит результат дальнейшего существования. Прибывая в воинский коллектив и находясь там на протяжении всего времени обучения, курсантам необходимо овладеть навыками межличностного взаимодействия для создания комфортных условий учебы и службы. Таким образом, процесс социализации играет ключевую роль в жизни курсантов. Успешность социализации в большей мере зависит от личности самих военнослужащих, однако в рамках воспитательной работы создаются условия способствующие ускорению и коррекции данного процесса. Являясь частью воспитательной работы, культурно-досуговая деятельность является своего рода катализатором установления межличностных связей в неформальной обстановке. Культурная направленность, обогащает внутренний мир, расширяет мировоззрение курсантов, а также устанавливает стереотипы поведения характерные военнослужащим и создающие их положительный имидж.
Литература:
- Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. ‒ СПб.: Питер, 2014. ‒ 624 с.
- Резник Н. И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. ‒ М.: ГУВР ВС РФ, 2005. ‒ 344 с.
- Мищенко И. Е. Роль авторитета командира в воспитании курсантов ввузов и профилактике девиантного поведения // Сборник материалов Х международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в контексте современных исследования проблем развития личности». ‒ Махачкала: НИЦ «Апробация», 2016. ‒ с. 60–63.
Ключевые слова
социализация, профилактика, профилактика., девиантное поведение, курсант, культурно-досуговая деятельностьПохожие статьи
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.
Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения
Статья посвящена проблеме реализации потребностей курсантов ввузов средствами культурно-досуговой деятельности (КДД), с целью профилактики девиантного поведения. Для решения данного вопроса в процессе исследования была разработана таблица форм КДД и ...
Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...
Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности
Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-трени...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов
В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.
Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе
В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.
Детская общественная организация и её воспитательный потенциал
В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...
Похожие статьи
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в данном процессе.
Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения
Статья посвящена проблеме реализации потребностей курсантов ввузов средствами культурно-досуговой деятельности (КДД), с целью профилактики девиантного поведения. Для решения данного вопроса в процессе исследования была разработана таблица форм КДД и ...
Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...
Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности
Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-трени...
Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России
В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов
В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.
Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе
В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.
Детская общественная организация и её воспитательный потенциал
В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...