Библиографическое описание:

Петренко И. В., Гордиенко Н. В. Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220.



Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников в данном детском саду вызывается следующими противоречиями:

– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;

– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными 1.

Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Цель эмпирического исследования — диагностирование, формирование и развитие у дошкольников следующих компетенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.

Экспериментальная работа началась с апробации уровневой модели мониторинга культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, которое позволит:

– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;

– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.

В данной модели выделяется пять компонентов культуры безопасного поведения:

  1. безопасность на улице,
  2. пожарная безопасность и безопасность в быту,
  3. экологическая безопасность,
  4. здоровый образ жизни,
  5. безопасное поведение в общественных местах.

В каждой компоненте выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети.

По итогам проведения констатирующего этапа эмпирического исследования составлены диаграммы по всем пяти компонентам: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, культура поведения в общественных местах, экологическая безопасность, здоровый образ жизни.

Диаграмма 1 отражает разноуровневость развития компонентов у данной выборки дошкольников.

Рис. 1. Результаты мониторингового исследования сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

В диаграмме 1 отображено разноуровневое развитие навыков безопасного поведения старших дошкольников, так по компоненту безопасность на улице 42,5 % детей полностью овладели навыками, 45 % не в полной мере, и 12,5 % не овладели.

По компоненту пожарная безопасность и безопасность в быту 52,5 % — овладели, 37,5 % — частично и 10 % — не овладели.

Культурно вести себя в общественных местах смогут 52,5 % детей, 32,5 % — не всегда, и 15 % демонстрируют отсутствие культуры поведения.

Усвоили навыки экологической культуры 50 % детей, 30 % — частично и 20 % не усвоили.

Придерживаются здорового образа жизни 45 % старших дошкольников, столько же не всегда и 10 % не придерживаются.

Средние общие процентные показатели по всем пяти компонентам выглядят следующим образом — диаграмма 2.

Рис. 2. Средние общие процентные показатели сформированости навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

На диаграмме 2 видно, что 15 % детей данной выборки не обладают сформированными навыками безопасного поведения. 32,5 % ребят частично ими владеют, и у большей половины — 52,5 % эти навыки сформированы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами модель мониторинга позволяет осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в деятельность воспитателей, родителей и возможно всего ДОО. Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.

Литература:

  1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасного поведения, культуры безопасного поведения, безопасного поведения дошкольников, навыков безопасного поведения, безопасного поведения детей, формирования культуры безопасного, развития культуры безопасного, детей старшего дошкольного, сформированности навыков безопасного, Минеральные Воды Ставропольского, Воды Ставропольского края, старшего дошкольного возраста, МБОУ детский сад, пожарная безопасность, безопасного поведения старших, оценки безопасного поведения, навыками безопасного поведения, старших дошкольников, Воспитание безопасного поведения, компонентов культуры безопасного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle