Модульно-блочная система обучения в СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 3910 раз

Библиографическое описание:

Лабанова, В. Н. Модульно-блочная система обучения в СПО / В. Н. Лабанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/990/ (дата обращения: 19.12.2024).

Изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном образовании. Исследователи отмечают, что в настоящее время задача учебных заведений заключается не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию на всю жизнь, но и в том, чтобы сформировать предпосылки к возможному освоению новых технологий, техники, к повышению квалификации и освоению новых специальностей. Современные процессы модернизации системы профессионального образования связанны с инновационным характером изменения содержания образования, образа деятельности, в результате меняются требования к уровню профессиональных и общих компетенций специалистов. В Бузулукском лесхоз-техникуме идет подготовка специалистов на отделениях «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Экономика и бухгалтерский учет». На лесохозяйственном отделение особое внимание уделяется предметам естественно-научного цикла, изучаемым на I курсе. Химия является составной частью естественно-научного цикла и одной из важнейших фундаментальных дисциплин подготовки специалистов. Изучение химии способствует освоению основ будущей профессии, развивает мышление, позволяет понять закономерности окружающего мира, решать задачи экологического обучения и воспитания. Проблемы, с которыми сталкиваемся при работе с первокурсниками:

- различная степень адаптации к новым условиям;

- различный уровень подготовки;

- низкий уровень самостоятельной деятельности;

- проблемы в проведении различных исследований, и обработка их данных;

- анализ проблемных ситуаций по учебной, профессиональной или исследовательской теме.

Для преодоления этих проблем я использую модульно-блочное обучение, способствующие формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.

Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов. Данная технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Меняется роль преподавателя, он является тьютером. Модуль способствует развитию у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Использование на уроках химии модульно-блочной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого студента, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью. На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности студентов.

Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности студента на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные модули. На основе этих модулей формулируется комплексная дидактическая цель. Из нее выделяю интегрирующие дидактические цели для каждого модуля. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Так формирую темы-модули «Основные понятия и законы химии», «Строение атома», «Основные закономерности протекания реакции» и др. Модули при подготовке специалистов разных профилей имеют различия, связанные с особенностями профессиональной деятельности. Так, например, изучение свойств минеральных удобрений, решение задач на вычисление процентного содержания полезного элемента в удобрении в группах лесохозяйственного отделения, будут иными, чем в группах экономического цикла. Модули объединяю в более крупные образования – блоки: «Общая химия», «Металлы», «Неметаллы» и др. Содержание обучения разделено на два уровня: базовый и углубленный. Базовый уровень составляет основную часть общей подготовки, и обеспечивает получение общего среднего (полного) образования. В комплект элементарных учебных элементов этого уровня входят некоторые понятия химии, выходящие за пределы рекомендованных нормативными документами программ (рН, диффузия анионов, катионов) и необходимые для использования в будущей профессиональной деятельности. Углубленный уровень подготовки представляет углубленное изучение химии, итогом которого является исследовательская работа. Эти работы студенты защищают на муниципальных, а также на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях. В начале модуля дан перечень основной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы и усвоения данного раздела курса. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенции(цию), которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучаемый будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.

Критерии оценки результата. На каждый блок разрабатывается оценочный лист, который включает в себя определенное количество модулей. Так блок «Углеводороды» включает в себя 15 модулей, из них 9 –теоретических , 6 –лабораторно-практических. Сочетание теоретических знаний, лабораторно-практических занятий, в одном модуле акцентирует внимание студентов на изучаемой проблеме, что позволяет подавляющему числу обучаемых получить достаточно прочные знания. Каждый учебный элемент модуля – это шаг к достижению интегрирующей цели, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Я использую обычно пять учебных элементов:

УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1-включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-2-изучение нового материала;

УЭ-3- обобщение изученного материала;

УЭ-4 –закрепление изученного материала, контроль;

УЭ-5-тренинговые задания.

Домашнее задание выдается дифференцированно в зависимости от успешности работы студента. Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы студентов, которые должны предполагать различные виды деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно); заполнение таблиц; тестовые задания; работа с опорным конспектом; работа с учебными пособиями; задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Студенты могут выбрать их по своему усмотрению и желанию. Смена видов деятельности, а также выполнение студентами заданий различного уровня сложности делают занятие более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют максимально реализовать себя. Наиболее оптимальными методами обучения в реализации модульно-блочной педагогической технологии являются: студенческие лекции, лекции пресс-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками, самостоятельная работа с источниками информации, эвристические контрольные работы, творческие конкурсы, выполнение и защита проектов. На итоговых занятиях я предлагаю студентам объединиться в группы, где должны работать несколько слабых и средних студентов и обязательно хотя бы один сильный. Таким образом, в процессе работы сильный студент помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания. Так итоговым занятием блока «Углеводороды» является, защита творческих проектов использования углеводородов в повседневной жизни, каждая группа студентов готовят проекты «Углеводороды - рядом с нами», «Полимеры, их применение», «Проблемы утилизации отходов»и др. Такая деятельность способствует развитию творческих способностей и формирует экологические компетенции. Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств, для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения. Оценка блока в процедуре итогового контроля проводиться по 100 бальной шкале (результат 50-60 баллов-«3» ,61-80 баллов-«4»,81и более-«5»).

Оценка модуля проводится по 10 бальной системе (результат 5 баллов-«3», 8 баллов-«4», более 8 баллов-«5»), если результат не устраивает студента, то он может «добрать» недостающий балл, за счет тренинговых заданий.

В результате использования модульно-блочной технологии активизировалась самостоятельная познавательная деятельность студентов, повысилась успеваемость до 100% , а качество до 70%, увеличился объем работы, улучшилась организация труда, увеличилась накопляемость оценок. При использовании модульно-блочной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования.

Возможности модульно-блочной технологии велики, так как раскрывают новые возможности для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает студент, который выполняет задания в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого студента исключает нарушения дисциплины. Модульно-блочная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала студентами и быстро выявить пробелы в знаниях. Таким образом, модульно-блочная технология обучения обеспечивает:

- качественное усвоение материала, на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения студента;

- способствует сочетанию индивидуальной и групповой форм учебной деятельности;

- быстрой адаптации студентов.


Литература:

1.Никандров Д. М-74 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / Под.ред. М.В.Рыжакова – М., СпортАкадемПресс, 2005

1.Базарнова Н.Г., Маркин В.И., Галочкин А.И. Модульно-рейтинговая технология обучения по курсу органическая химия.

2.Смирнова С.А. Педагогика. –М.2001г

Основные термины (генерируются автоматически): студент, задание, изученный материал, модуль, модульно-блочная технология, модульно-блочная технология обучения, учебный материал, естественно-научный цикл, модульно-блочное обучение, профессиональное образование.