Роль и система комплексного компьютерного тестирования в вузе
Авторы: Сорокина Елена Ивановна, Маковкина Лилия Николаевна, Колобова Марина Олеговна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 04.09.2015
Статья просмотрена: 722 раза
Библиографическое описание:
Сорокина, Е. И. Роль и система комплексного компьютерного тестирования в вузе / Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М. О. Колобова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 132-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8701/ (дата обращения: 16.12.2024).
В ходе образовательного процесса особое внимание следует уделять контролю усвоенного учащимися материала. Из всех способов контроля за уровнем обученности студентов наиболее перспективным, является тестирование. Т. к, оно обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала, а администрацию вуза информирует об объективности управления. Также, результаты тестирования –это показатель качества преподавания.
Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса.
Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутривузовский компонент системы. Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине);
тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ОПД, СД и т. д., по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию);
тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения — проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.
Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. Вузовская база тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый студентам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями).
Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т. е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.
Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.
Понятийно-терминологические структуры курсов — тезаурусы — основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами.
Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе студентов имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам и т. д.).
Для самостоятельной работы студентов система тестирования представляет возможность использования электронных СD библиотек, а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки CD методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача CD –компакт-дисков производится в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. CD — компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля.
Тестирование может проводиться в разных формах (письменной и компьютерной), не исключая и не заменяя другие формы контроля качества знаний студентов.
Создание и внедрение системы тестирования в учебный процесс Университета подразумевает решение следующих задач:
1. Подготовка специалистов по созданию тестовых заданий, базы тестов, обеспечению внедрения и функционирования системы тестирования.
2. Создание, совершенствование и пополнение базы тестов федерального и вузовского компонентов по всем направлениям подготовки и специальностям Университета.
3. Разработка процедуры тестирования.
4. Организация мониторинга качества знаний студентов на основе тестирования.
5. Внедрение компьютерного тестирования в систему контроля качества знаний студентов.
6. Обеспечение возможности самостоятельной проверки знаний студентов с использованием технических средств (интернет-тестирование, CD-библиотека).
7. Постоянное совершенствование организации образовательного процесса по итогам анализа результатов тестирования.
Вид тестового контроля определяется целями тестирования — получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения. Виды тестирования:
- текущий и оперативный тест-контроль знаний студентов;
- рубежный тест-контроль знаний студентов;
- итоговый тест-контроль знаний студентов;
- тренинговое тестирование.
Текущее и оперативное тестирование (диагностическое) проводится преподавателем на семинарах для выявления исходного уровня готовности студента к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам семинаров, разделов программы дисциплины.
Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года, для рубежного контроля: по дисциплине, по блокам дисциплин: гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД), специальных дисциплин (СД), по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию.
Результаты тестирования используются преподавателем для формирования куммулятивной оценки по дисциплине. Целью рубежного тестирования является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части профессиональной образовательной программы.
Итоговое тестирование проводится с целью контроля остаточных знаний студентов; проверки уровня готовности студента к аттестационным испытаниям. Тестирование проводится в соответствии с утвержденным графиком, но не позднее 6 месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по тестируемой дисциплине. Результаты итогового тестирования документируются и являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям.
Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа задач и т. д. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает три блока материалов:
- собственно методические материалы;
- рекомендации, руководство, указания, инструкции к методическим материалам;
- оценочные средства контроля обученности (контроля остаточных знаний).
К методическим материалам (объектам, с которыми работает студент) относятся: учебник, сборник задач или ситуаций, дополнительные главы учебника, ридер, хрестоматия, пособие, обучающая программа, тесты).
Методические рекомендации включают инструкции для студента по работе с методическими материалами (как студент должен работать и какой результат должен быть получен в итоге).
Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям (например, решению задач, составлению анкеты, работе с компьютерными программами и т. д.).
Результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективным показателем освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя.
В настоящее время тесты используются не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга студентов, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения и адаптивного тестового контроля, дистанционного образования, в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях. Таким образом система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения.
Литература:
1. Аванесов, B. C. Тесты: история и теория. Пятидесятые годы // Педагогическая диагностика, 2004. С. 19–23.
2. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников. Academia, 2007.