Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература)
Автор: Гильгенберг Татьяна Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 9844 раза
Библиографическое описание:
Гильгенберг, Т. Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература) / Т. Н. Гильгенберг. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/963/ (дата обращения: 17.12.2024).
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод моделирования.
Моделирование понимается нами как метод исследования, познания объективной действительности, позволяющий целостно представить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческие категории, научные понятия, закономерности, процессы и т.д.[2, с.136]
Использование моделей не является только прерогативой точных наук. На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач. [4, с.27] Как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов. Не следует путать модель и схему. Модель – система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать. Схема – наглядное пособие к объяснению, иллюстрация отдельных знаний. [1, с.36]
Неотъемлемой частью метода моделирования является конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Говоря о моделировании на уроках русского языка и литературы, нельзя не упомянуть имена ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе: В. Ф. Шаталов «Опорные конспекты», Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская в программе «Литература как предмет эстетического цикла», В.Б. Носкова в авторских учебных пособиях, раскрывающих суть жанровых матриц; Фогельсон в учебно-методических пособиях для учителей «Литература учит» моделирует системы образов, композицию программных произведений; В. А. Бухвалов разработал технологию моделирования, которую мы активно используем в своей работе. [3, с. 40]
Вместе с тем ряд учёных выступают против использования моделей на уроках литературы, ссылаясь на то, что моделирование может уничтожить эмоции. И в этом есть доля истины. Но как на уроках русского языка, так и уроках литературы есть множество тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания.
Моделирование на уроках русского языка
На уроках русского языка мы считаем уместным использование метода моделирования при изучении морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса и пунктуации. Эти разделы языка трудны для изучения, а метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, явлений, признаков.
Метод моделирования мы применяем на уроках уже в 5 классе. Чтобы эта работа была успешной важно:
во-первых, систематически обращаться к моделям,
во-вторых, опираться на индивидуальное творчество детей при создании моделей.
Модель «Удвоенные согласные в корне»
(Точка в квадратных скобках показывает, что удвоенные согласные обозначают один звук).
Часто моделирование сопровождается конструированием, т. е. подбором слов по составленной модели.
Модели составляются не только к орфограммам, но и по орфографическим правилам, эти модели облегчают анализ языкового материала.
ОРФОГРАММА Правописание Ъ и Ь
Е Е
Ё Ё
Ъ Ю Ь Ю
Я Я
И
Чем старше становятся дети, тем больше самостоятельности учитель предлагает им в построении моделей.
Например, при изучении синтаксиса, в частности вводных слов используется лекция-визуализация (содержание такой лекции представлено в образной форме: рисунок, график, модель, «немая» схема). По окончании лекции учащиеся наполняют содержанием предложенную знаковую систему, приводят языковые примеры.
Метод моделирования включает и другие приёмы, например:
схема – опора – модель изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (применяется на уроке первичного усвоения материала);
компакт – производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация, отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини – портрет» изучаемой темы (такая работа обнаруживает не только знание учеником пройденного материала, а и понимание характера связей и отношений между ними, т. е. в сознании ребёнка – целостная картина темы);
крок – «послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы – маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти (такая работа позволяет провести рефлексию собственной деятельности, а также формирует учебно-познавательную компетентность);
учебный клип – «склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке – творческом зачёте; кадрами клипа могут быть все перечисленные ранее средства наглядности или написанные в ходе изучения темы мини – сочинения, а также опорный конспект с дополнениями ученика.
Такие приёмы позволяют каждому школьнику осознать систему закономерностей, существующую в русском языке, учиться на максимальном уровне успешности.
Моделирование на уроках литературы
Уроки литературы требуют иного подхода, поскольку на них главная цель – воспитание словом.
Метод моделирования на уроках литературы применяется как один из способов работы с теоретическим понятием или текстом. Проблема текста и работы с ним по сей день волнует учителей-словесников. Как с помощью литературного текста помочь ученику не только разбудить чувства, но и расширить границы сознания, развить мышление, активизировать творческую деятельность, формировать коммуникативную компетенцию? Не всегда мы можем мотивировать плодотворную работу учащихся на уроках литературы.
Мы считаем обоснованным применение метода моделирования на уроках обобщения и систематизации знаний, в работе с теоретическими понятиями, на уроках по сравнительному анализу героев, произведений, литературных течений. Метод моделирования на уроках по изучению лирики тоже уместен, например, в работе с ритмикой, рифмой
Применение метода моделирования помогает учителю раскрыть тайну жанра, тем самым пробудить интерес не только к изучаемому произведению, но и осознать функцию жанра в развитии литературного процесса. Так, использование метода моделирования на уроках литературы представляется целесообразным при изучении МАТРИЦЫ ЖАНРОВ.
На уроках литературы, особенно в старших классах, может быть использована нетрадиционный метод обучения - моделирование опорных схем-конспектов (ОСК). Опорная схема-конспект составляется на материале конкретного произведения, поэтому и называется схемой. Но субъективное восприятие литературы каждым учеником, учителем не позволяет создавать только единственный вариант ОСК, одинаковый у всех. Мы считаем, что ОСК – это не что иное, как модель, которая может преобразовываться в зависимости от прочтения, понимания, осознания текста, что является одним из отличительных признаков модели от схемы.
ОСК позволяет каждому из учеников выразить свою позицию.
В ходе работы над произведением определяются пространственные и временные рамки, жанровое своеобразие произведения, выделяются главные и второстепенные герои, сюжетные линии, система образов, наблюдается язык, текст сопоставляется с текстами других произведений. Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли, аргументировано вести диалог. На заключительном этапе работы ученики комментируют созданный самостоятельно опорный конспект, что позволяет проверить и систематизировать знания, способствует развитию речи, творческих способностей учащихся.
Опорные конспекты помогают четко распределять учебное время, совмещать различные виды работ в единое целое, выделять самые важные, узловые моменты художественного произведения, развивать логическое мышление и работать над словом.
Благодаря методу моделирования
- развивается абстрактное и логическое мышление;
- формируется целостная картина мира;
- вырабатываются универсальные учебные действия;
- школьники учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
- Литература:
1.. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе / Г. Б. Петрова. - Магнитогорск, 2006.
2. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской - Питер, 2004.
3. Штофор В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофор. - М., 1966.
4.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001.
Похожие статьи
Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей
Статья посвящена эффективным методам познания дошкольниками закономерностей и явлений окружающего мира – мнемотехнике и моделированию, с успехом, применяемых во всех образовательных областях.
Похожие статьи
Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей
Статья посвящена эффективным методам познания дошкольниками закономерностей и явлений окружающего мира – мнемотехнике и моделированию, с успехом, применяемых во всех образовательных областях.