Алгоритм коррекции физического воспитания младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клочкова, Е. В. Алгоритм коррекции физического воспитания младших школьников / Е. В. Клочкова, А. М. Магомедов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1096/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статье изложены результаты многолетней экспериментальной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ по проблеме модернизации учебно-воспитательного процесса физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, лабильность проективных установок, интенсификация оздоровительных детерминант, непрерывность и преемственность составляющих процесса физического воспитания, приоритет личности ребенка.

Result of many years experimental works with junior pupils of general secondary schools are worded in the article represented. The article touches upon problems of organizational-informative principles of modernization of studying-educational process in physical educational.

Keywords: professional competence, special medical group, physical education teacher, level of medical-biological knowledge.

Российская общественность большое значение придает проблеме сохранения и улучшения состояния здоровья детей и подростков [13].

По мнению многих ученых, в процессе физического воспитания младших школьников специфическое значение двигательной активности как фактора, обусловливающего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического становления детей, учитывается недостаточно [1, 3, 5].

Разработанная на основе результатов многолетних исследований концепция оздоровления в процессе физического воспитания младших школьников является документом, в котором представлен алгоритм коррекции всех составляющих учебного процесса на основе реализации следующих принципов:

Принцип лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания, синтезирующий международный и отечественный научно-технологический опыт интенсивного и индивидуально обусловленного сохранения и преумножения здоровья подрастающего поколения. Реализация данного принципа предполагает значительную коррекцию многих аспектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, к основным из которых относятся:

а) изменение взглядов на содержание физического воспитания младших школьников, предполагающего интенсивное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся;

б) повышение качества оценивания эффективности физического воспитания как основы для проектировочной деятельности учителей физической культуры.

Принцип интенсификации оздоровительных детерминант физического воспитания, по сути, обобщающий фундаментальные

установки, способствующие качественному повышению оздоровительной компоненты данного процесса.

Организационно-методические условия реализации этого принципа должны обеспечивать два важнейших аспекта:

    1. разработку научно-методических основ процесса оздоровления младших школьников и, как следствие, совершенствование программно-содержательных и технологических подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров в области физической культуры и спорта;

    2. формирование новой идеологии процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ).

Дальнейшее углубление научно-методической проработанности изучаемой проблемы создает предпосылки для совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей физической культуры и способствует повышению уровня их специализированной компетентности по медико-биологическим основам физического воспитания младших школьников [2, 4, 7, 8, 9]. При этом считаем необходимым разработку алгоритма включения результатов многочисленных исследований в содержание соответствующих учебных планов. Не вдаваясь в детализированное изложение необходимых шагов в этом направлении, в качестве одного из возможных вариантов можно предложить:

- дальнейшая дифференциация в квалификационных характеристиках общественно значимых видов деятельности специалистов физической культуры с акцентом на оздоровительную профессиональную функцию выпускников ссузов и вузов;

- введение в содержание блоков обще-профессиональных дисциплин ГОСов направления «Физическая культура» (бакалавриат) и специальности «Физическая культура и спорт» новой интегративной дисциплины «Медико-биологическое обеспечение процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ».

- решение проблемы формирования новой идеологии физического воспитания детей 7-10 лет, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ обусловливает, прежде всего, коррекцию взглядов педагогической и медицинской общественности на фундаментальные его основания и предполагает понимание специалистами следующих основных положений:

а) физическое воспитание здоровых учащихся младших классов общеобразовательных школ и детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, строится на единых; фундаментальных основах, предполагающих освоение детьми интеллектуальных ценностей физической культуры; формирование у них необходимой позитивной мотивации к физическому совершенствованию; развитие физического и двигательного потенциала [6, 14];

б) проективные установки физического воспитания и тех и других учащихся идентичны;

в) технологические особенности процесса физического воспитания детей 7-10 лет, как из основной, так и СМГ, характеризуются ярко выраженным деятельностным характером;

г) содержание физического воспитания младших школьников во многом лимитировано результатами проведенного нами биомеханического анализа упражнений, предлагаемых различными программами и пособиями, свидетельствующими о нецелесообразности использования до 16% средств различных видов спорта в связи с повышенным риском получения учащимися травм;

д)учетно-контрольные технологии в ходе физического воспитания всех категорий младших школьников должны строиться по единому алгоритму, предполагающему использование в качестве основных критериев оценки физической подготовленности учащихся индивидуальные нормы и значения темпов прироста.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что основные идеологические оттенки физического воспитания школьников 7-10 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной и СМГ, не отличаются и направлены на достижение единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры учащихся.

При реализации принципа непрерывности и преемственности основных со­ставляющих процесса физического воспитания младших школьников, необходи­мо отметить два обстоятельства.

Во-первых, все более актуальной становится проблема организации круглогодичной двигательной деятельности младших школьников в связи с установленными тенденциями стагнации характеристик физической подготовленности как по мере взросления детей в многолетнем цикле обучения в младшей школе, так и в каникулярные периоды.

Во-вторых, углубленная реализация данного принципа предполагает необходимость обеспечения действенной преемственности программ многолетнего процесса физической подготовки младших школьников.

И, наконец, рассматривая условия, способствующие эффективной реализации принципа приоритета личности ребенка, необходимо обратить внимание на следующие моменты, дополняющие содержательную часть этой проблемы:

      1. Условия необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся тесно взаимосвязаны с вопросами дифференциации подходов к обучению школьников.

      2. Важнейшее значение в контексте оздоровления младших школьников имеет аспект гуманизации процесса физического воспитания, предполагающий:

- восприятие феномена физической культуры как явления, объединяющего в единое целое социальное и биологическое в развитии человека [12];

- обязательный учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся [10];

- реализацию общепедагогической закономерности «зоны ближайшего развития ребенка» на основе систематического повышения уровня развития основных физических качеств и сложности решаемых двигательных задач.

Обсуждая проблему физического воспитания младших школьников, мы отмечали идентичность основных аспектов учебно-воспитательного процесса (проективных установок, содержательно-технологических и учетно-контрольных составляющих) для детей, отнесенных по состоянию здоровья, как к основной группе, так и к СМГ. Вместе с тем, очевидно, что учащиеся из СМГ имеют более низкие абсолютные значения основных параметров физической и двигательной подготовленности [11]. Сложившаяся ситуация приводит к практически полному отстранению данной катего­рии школьников от участия во внеклассной и внешкольной организованной физкультурно-спортивной деятельности, что в значительной мере снижает возможности средств физической культуры в контексте физического воспитания и оздоровления школьников.

По нашему мнению целесообразна организация системы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, включая в нее не только спортивные соревнования, но и олим­пиады по теоретико-методическим аспектам физической культуры и спорта. Еще одной перспективной формой вовлечения этих детей в физкультурно-оздоровительную деятельность является их участие в работе по обслуживанию спортивных соревнова­ний, разработке дополнительного спортивного инвентаря, изготовлению простейших наглядных пособий.

Полученные научные факты и аргументы, а также экспериментально обоснованные рекомендации, безусловно, не исчерпывают полностью проблему повышения качества процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, в контексте оздоровления учащихся младших классов.

Вместе с тем на основе внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ основных положений разработанной теоретико-методологической концепции можно уже сейчас достичь значительного улучшения качества процесса формирования физической культуры учащихся младших классов общеобразовательных школ и, следовательно, результативности их учебной и повседневной деятельности.


Литература:
  1. Аристова, JI.B. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (теоретические проблемы социальной политики. Особенности государственного регулирования) = State Politics in Physical Culture and Sport Area (Theoretical Problems of Social Politics. Peculiarities of Governmental Control) / Аристова JI.B. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 5. - С. 2-8.

  2. Базарный, В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса / В.Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995. - 32 с.

  3. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (истоки, подходы к профилактике) / В.Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995.-42 с.

  4. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инноваци­онного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры.- 2002. -№ 3. - С. 2-4.

  5. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.M. Су­харева. - М.: Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.

  6. Вельтищев, Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-9.

  7. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова [и др.] // Природа. Общест­во. Человек: вестник Южно-рос. отделения междунар. акад. наук высш. шк. — Красно­дар, 1996. - № 1 (4). - С. 22 - 24.

  8. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка : психофизиологические ос­новы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дуб­ровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с. : ил.

  9. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антропова, Т. Бородки- на, JI. Кузнецова [и др.] // Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С. 171-174.

  10. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада / авт.-сост. М.Н. Клюева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 79 с. - (Корригирующая гимнастика).

  11. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Ба­ранов, JI.A. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. -2005.-№2.-С. 4-7.

  12. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада /авт.-сост. М.Н.Клюева. –СПБ. :Детство-Пресс. 2007.-79 с. –(Корригирующая гимнастика).
  13. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности /А.А.Баранов, Л.А. Щеплягина, А.Г.Ильин, В.Р.Кучма //Российский педиатрический журнал. -2005. -№2. – с.4-6.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, состояние здоровья, школьник, учебно-воспитательный процесс, аспект, двигательная активность, многолетний процесс, учебный процесс, физическая культура учащихся.