Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

Педагогика
06.11.2021
167
Поделиться
Библиографическое описание
Быкова, Т. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников / Т. О. Быкова, Е. С. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85196/.


В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической подготовленности. Предложен комплекс мер, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, как метод повышения уровня физической подготовленности младших школьников.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, младший школьник.

Проблема здоровья детей по сей день является актуальной и находится в центре внимания педагогического состава, ввиду непрерывных изменений социальных условий поиск решения данной проблемы приводит не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание всестороннего развития школьника.

Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника неразрывно связано с физическим развитием.

Согласно ФГОС НОО от 31.05.2021 г. личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которые предусматривают соблюдение правил здорового образа жизни и бережного отношения к физическому здоровью [6].

Физическая подготовленность — один из прямых показателей состояния здоровья, который является интегральной характеристикой растущего организма, а потому исследования ее уровня и гармоничности представляется особенно важным и необходимым.

Первые работы, изучающие физическое развитие детей в качестве основного критерия состояния здоровья, появляются в России в 90-х гг. XIX столетия. Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф. Ф. Эрисман. Позже изучением физического развития, а также физической подготовленности в частности, занимались Н. А. Бернштейн, В. С. Фарфель, В. М. Зациорский, С. В. Чернов и др. [4]

Повышение уровня физической подготовленности является неотъемлемой частью развития младших школьников и занимает особое место в подготовке детей к взрослой жизни. Именно поэтому необходимо изучить этот компонент физического здоровья «со всех сторон».

Факторы повышения уровня физической подготовленности непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Знания младшего школьника о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье с помощью развития физической подготовленности, внутреннее стремление к этому, положительные эмоциональные переживания относительно занятий физической деятельностью, а также достаточная двигательная активность в повседневной жизни являются необходимыми условиями гармоничного развития детского организма, а также непосредственно влияют на формирование и развитие физических способностей.

В качестве критериев развития физической подготовленности младших школьников выступают:

1.Ценностно–мотивационный — подразумевает наличие мотивов, побуждающих к укреплению своего здоровья; наличие желания и интереса в развитии физической подготовленности.

2.Когнитивный — предполагает наличие знаний о сущности физической подготовленности; осознание значимости развития физической подготовленности для собственного здоровья.

3.Эмоциональный — подразумевает наличие стремления к укреплению собственного здоровья; наличие положительного эмоционального переживания в отношении развития физической подготовленности.

4.Поведенческо-деятельностный — предполагает наличие практического опыта укрепления здоровья посредством развития физической подготовленности. Подразделяется на 3 компонента:

1) Двигательная активность — количество локомоций и двигательных действий в сутки;

2) Степень активности образа жизни — система распределения времени на ту или иную двигательную деятельность;

3) Физические способности — совокупность индивидуальных особенностей младшего школьника, определяющих степень успешности проявления двигательных качеств в двигательной деятельности.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися начальной школы на базе МБОУ СШ г. Красноярска (46 человека в возрасте 9–10 лет, контрольный и экспериментальные классы).

Результаты комплексной диагностической работы по этим критериям показали, что у учащихся контрольного и экспериментального классов преобладает средний и низкий уровни развития физической подготовленности [2].

В силу этого возникает потребность в создании гибких педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательных учреждений, призванных всесторонне воздействовать на развитие физического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития [5].

Школьные программы становятся все более перегруженными информацией, и учащимся становится все сложнее их усвоить. Стараясь научить как можно большему, учителя часто забывают о физическом здоровье и психическом благополучии детей. Фактически только 22 % российских школ обладают здоровьесберегающей средой. Младшие школьники до 70 % проводят в обездвиженном состоянии, что значительно снижает функциональные возможности организма и угрожает гиподинамией [5].

Использование педагогами здоровьесберегающих технологий позволит оптимизировать образовательный процесс, сформировать основы физического здоровья, гармонизировать его составляющие, также будет способствовать предотвращению состояния переутомления, гиподинамии, и, что не менее важно, содействовать в развитии физической подготовленности.

Профессором Н. К. Смирновым [5] были выделены средства здоровьесберегающих технологий, одними из которых являются средства двигательной направленности. К ним относятся такие действия, которые ориентированы на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это не только различного рода движения: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», но и знания: игры, «веселые уроки», викторины и другие развлекательно-воспитательные мероприятия по обучению грамотной заботе о своем здоровье и развитию физического подготовленности.

На основе анализа теоретической литературы, мы разработали комплекс мер по развитию физической подготовленности, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, таких как учебно-воспитательные технологии (УВТ), затрагивающие теоретический аспект развития физической подготовленности, психолого-педагогические технологии (ППТ) и физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), спомощью которых реализовалась практическая работа по развитию физической подготовленности младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс мер по развитию физической подготовленности младших школьников, созданный на основе здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии

Содержание

Задачи

Форма проведения

Учебно-воспитательные технологии ( УВТ)

Программа по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, восполнению пробелов в знаниях о назначении и важности физической подготовленности.

— Заострить внимание младших школьников и их родителей на существующей проблеме;

— Создать условия для формирования базы знаний о важности развития физической подготовленности;

— Обосновать важность осуществления воспитательной работы в первую очередь в семье.

Родительские собрания, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические дискуссии с приглашением специалистов, навыковые тренинги, «Отчетные вечера», практикумы, и др.

Психолого-педагогические технологии ( ППТ)

Непосредственная работа учителя на уроке, воздействие, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.

— Сформировать практический интерес к движению;

— Увеличить количество производимых локомоций и двигательных действий младшего школьника;

Проведение тематических физкультминуток и физкультминуток общего назначения.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

Тренировка физических способностей.

— Создать условия для проявления положительного эмоционального опыта при физической деятельности младшего школьника;

— Повысить уровень развития физических способностей в процессе игровой деятельности.

Проведение подвижных игр и динамических пауз, направленных на развитие той или иной физической способности.

По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный срез, который проводился с теми же детьми, что и при проведении констатирующего этапа исследования, но спустя 6 месяцев практической работы.

В целом проведенное исследование показало положительные изменения результатов развития физической подготовленности младших школьников в экспериментальной группе, как отдельных ее компонентов, так и в целом (рис 1).

Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы

Рис. 1. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы

В — Высокий уровень; С — средний уровень; Н — низкий уровень

Как видно из представленной диаграммы в экспериментальном классе увеличилось количество учащихся, имеющих высокий и средний уровни. Стоить сказать, что увеличения довольно существенные: количество учащихся, которые понимают и осознают значимость развития физической подготовленности для собственного здоровья и ведут активный образ жизни, увеличилось более чем в 2 раза — с 13 % до 27 %, а количество учащихся, которые понимают, но не совсем осознают значимость физической подготовленности для собственного здоровья, а также совмещают пассивное проведение досуга с активным времяпрепровождением (с преобладанием последнего), увеличилось с 52 % до 60 %. Количество учащихся, которые отрицают значимость развития физической подготовленности для собственного здоровья, пассивно проводят большинство свободного времени, также значительно сократилось: с 35 % до 13 % учащихся.

При анализе общего уровня физической подготовленности контрольной группы выявлено незначительное изменение количества учащихся, имеющих высокий уровень развития физической подготовленности: с 31 % до 35 %. В результате этого, количество учащихся, имеющих средний уровень сократилось на 1 человека (с 52 % до 48 % соответственно). А количество учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, осталось неизменным.

По окончании эксперимента большинство учащихся понимают и осознают значимость укрепления собственного здоровья с помощью развития уровня физической подготовленности, проявляют желание и интерес в ведении активного образа жизни и стремятся находиться постоянно в движении. Дети стали активнее, стали меньше времени уделять времяпрепровождению с гаджетами на переменах, активно вступают в подвижную деятельность, с удовольствием собираются на уроки физической культуры.

В целом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированный нами комплекс мер, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, является эффективным для повышения уровня физической подготовленности младших школьников [1].

Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что значимость формирования у детей школьного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физическими нагрузками очевидна.

Литература:

1. Быкова Т. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы как условие повышения уровня физической подготовленности учащихся: магистерская диссертация. КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск, 2021.

2. Быкова Т. О. К вопросу о физической подготовленности младших школьников // The Newman in Foreign Policy. — 2019. — № 46 (90). — С. 80–83.

3. Гринин А. В. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (45). C. 27–32.

4. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. — М.: ЭКСМО, 2004. — 192 с.

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2006. — 320 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 21.09.2021).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
физическая подготовленность
физическое здоровье
здоровьесберегающие технологии
младший школьник
Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 203-206):
Часть 4 (стр. 199-263)
Расположение в файле:
стр. 199стр. 203-206стр. 263

Молодой учёный