Поэтический вечер в школе. Праздник души. Истоки вдохновения и мастерства (методические рекомендации) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартыненко, О. В. Поэтический вечер в школе. Праздник души. Истоки вдохновения и мастерства (методические рекомендации) / О. В. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1086/ (дата обращения: 26.04.2024).

Ещё в начале ХХ века И.Ф. Анненский настаивал на необходимости для поэзии привилегированного статуса в школьной программе: «…поэтические произведения должны стать центром русского учебного курса, и только тогда русский язык станет живой струей в гуманистической школе».

Сегодня, в начале ХХI века, невозможно воспитать бережного отношения к слову, привить эстетический вкус к литературе без изучения лирических текстов. Так как же привлечь современного старшеклассника к поэтическому слову, как инициировать его интерес к тому, что формирует наши чувства, открывает мир «изнутри». Как научить не просто «слушать» стихи, но и понимать в них красоту в вещах и явлениях, в природе и в человеке; видеть связующие моменты давних и новых времён.

С другой стороны, посредством слова мы можем воспитать в наших детях гуманность, благородство, раскрыть индивидуальные особенности учащихся, привести к тем нравственным ориентирам, которые со временем станут их жизненной потребностью.

Каким же выйдет из школы современный выпускник? В этом ответе я вижу и свои задачи, задачи учителя словесника, понимающего, что будущее ученика зависит от меня.

Конечно, одними уроками литературы здесь не обойтись. Большую поддержку в этом направлении могут оказать и внеурочные мероприятия: литературные гостиные, заочные путешествия по местам жизни и творчества поэтов, школьные театрализованные представления, поэтические вечера…

На протяжении ряда лет я и мои коллеги проводили в рамках «недели русского языка и литературы» конкурсы чтецов, позднее превратившиеся в поэтические вечера. Но так сложилось, что подготовка к ним начиналась задолго до начала предметной недели. Со временем образовалась инициативная группа чтецов, скорее сотворцов наших совместных праздников поэзии. Желающих «читать стихи» среди учащихся с каждым годом становилось все больше и больше, так как сама подготовка требовала дополнительных уроков мастерства не только словесного, но и даже актерского. С годами вечера стали доброй традицией в школе, а совместная подготовка к ним уроками общения, радости, творчества.

Итак, вы собираетесь провести поэтический вечер в школе. Конечно, хочется, чтобы он прошел интересно, надолго запомнился, чтобы зрители открыли для себя что-то новое, а дух поэзии затронул их сердца - и захотелось узнать еще больше о поэте и его времени. Но как это сделать? Просто «с выражением» прочитать стихи, выйдя по очереди на сцену? Но тогда не обязательно устраивать вечер: можно почитать самостоятельно и дома. Значит, просто выразительное чтение стихов не годится. А чтобы они «не рассыпались», их надо объединить какой-то общей идеей, темой. Конечно, для этого нужно «поработать» над текстом: выяснить его главную мысль, определить особенности композиции. Чтобы понять мотивы, истоки разнообразных чувств лирического героя, нужно познакомиться с тем периодом жизни поэта, в котором было написано это стихотворение.

Порой всего несколько поэтических строк, а сколько можно открыть тайн и в художественном мире, и в мире поэта. «Я только стих, я только душа», - писал В. Маяковский. Вот и попробуй проникнуть в «я» поэта, почувствуй его лирического героя через призму того времени, найди созвучные с ним нотки в своей душе.

И только когда поэтическое слово откроется по-новому, тогда оно и будет твоим тоже. Я уверена, что такое слово «зазвучит» в устах чтеца, дойдет до слушателя, затронет его сердце.

Готовимся к литературной гостиной «Ф.И. Тютчев. Жизнь сердца». Как же передать юному чтецу переживания лирического героя, измученного болезнью умирающей любимой? На одном из уроков литературы мы познакомились с некоторыми страницами жизни Ф.И. Тютчева, проанализировали поэтический текст в литературном и биографическом контексте. Читая его стихи, мы открыли внутренний мир поэта, испытали вместе с ним благородные чувства.

При подготовке к выразительному чтению стихотворения Ф.И. Тютчева « Весь день она лежала в забытьи…» важно учесть все элементы выразительности.

  1. Определяем общую тональность стихотворения. Трагическая, ощущение горя, так как вместе с любимой умирает часть души лирического героя.

  2. Выясняем, по какому принципу оно построено. Принцип антитезы, так как проходят вечные антагонистические философские параллели: жизнь и смерть, радость бытия и трагедия смерти.

  3. Определяем логические средства выразительности. Многоточия, разорванные предложения диктуют многочисленные паузы, подчеркивающие тяжелое состояние лирического героя. Точно и ясно донести мысль автора поможет и логическое ударение, т.е. интонационное выделение слов, выражающих главную мысль стихотворения. Такими логическими центрами стали слова, передающие основные философские параллели.


Жизнь

Смерть

Теплый дождь, по листьям, увлечена, сознательно, любила, пережить

Весь день, тени, медленно, долго, убитый, нет, о господи.

Для чтеца важна и манера исполнения. Так как в театре поэтического слова драматическое действие отсутствует, то образы возникают лишь в воображении зрителей.

С одной стороны, важно не заслонять своими эмоциями чувства лирического героя, так как это мешает воспринимать стихи. С другой стороны, чтец должен внимательно вслушиваться в поэтические ритмы, использовать особенности фонетического звучания. Так, в стихотворении Ф.И. Тютчева « Весь день она лежала в забытьи…» приём аллитерации ([ш], [с], [ц] - использование шипящих звуков) помогает «услышать» приглушенные звуки, шелест падающих листьев, почувствовать неторопливость, замедленность событий.

Поэтический текст - это и разнообразные интонации. Каждая строка может иметь свой окрас, тон, поэтому чтецу необходимо разложить звуковую палитру стиха на отдельные краски-голоса, чтобы создать единый поэтический образ. А это совсем не просто. Для этого необходимо поупражняться с начинающими чтецами. Попробуйте представить какую- либо жизненную ситуацию и произнесите фразу: «Почему вы опаздываете?» а) благожелательно; б) жестко; в) иронично; г) раздраженно… Можно потренироваться с любыми другими фразами, а дальше перейти к самому поэтическому тексту.

Многообразна звуковая палитра в стихотворении А.А. Фета « Еще майская ночь». Читаем первые строки с восхищением, с чувством благоговения:

Какая ночь! На всем, какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Во 2 и 3 строфах интонации меняются - от спокойных до волнительных нот перед таинствами природы:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Последняя строфа – это и радость бытия, восхищения, с одной стороны; и легкая грусть об ушедшем, скоротечном, с другой:

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.

Важным моментом выступления чтеца является сила голоса (не путать с громкостью). Читать поэтические строки нужно звучно, четко произносить звуки, слова, т.е. хорошо владеть дикцией. Конечно, далеко не каждый ребенок владеет «поставленным голосом», обладает четкой дикцией. Но к этому нужно стремиться. Сегодня существует немало методических пособий для развития и совершенствования артикуляционного аппарата и произношения. Некоторые упражнения я использую постоянно, советую и своим ученикам:

  1. Вытяните губы трубочкой и произнесите звук [у-у], а затем улыбнитесь во весь рот, обнажая зубы, и произнесите звук [ы-ы]. (10 раз)

  2. Вытяните губы трубочкой поднимите их вверх, потом вниз, далее влево-вправо. Щеки при этом неподвижны. (10 раз)

  3. Кончиком языка произведите круговые движения так, как будто вы облизываете зубы, не размыкая рта. (10 раз)

  4. Чтобы расслабиться, выдохните воздух так, как это сделала бы лошадь со звуком [пру-у].

Четкую дикцию я советую отрабатывать с помощью скороговорок, первоначально тщательно выговаривая каждый звук, слог, а потом увеличивайте темп до тех пор, пока не начнете произносить скороговорку без запинок.

Для того чтобы расширить объем дыхания, используйте для упражнений стихотворные строки (трёх-четырёхстопный ямб или хорей). Читайте стоя, ноги – на ширине плеч. Вздохните. На выдохе начинайте читать, медленно наклоняясь, стараясь не вдыхать. Используйте детские стихи:

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

А. Барто

В поэтических конкурсах помогут создать некий эмоциональный фон «живые картины». Это достаточно условное понимание «роли» чтеца-актёра для того, чтобы он правильно ощущал себя на сцене, что помогло бы воспринять читаемый текст зрительно.

Помню наш первый поэтический конкурс чтецов. Выходят учащиеся, читают правильно заученные строки. Через 15-20 минут зрители устают - в зале появляется шум. Вдруг на сцене что-то меняется – в центре возникает пианино (на нем стоит подсвечник, лежат гусиное перо и лист бумаги). За ним сидит уже не чтец, а актер, исполняющий роль Моцарта; рядом стоит Сальери. Разыгрывается сцена из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Зал стихает. Были погрешности в чтении поэтического текста, но жюри безоговорочно присудило первое место этому дуэту.

Важно понимать и единую эмоциональную цельность литературной композиции, что усиливает контакт между чтецами и залом.

Подготовка музыкально-поэтического вечера, посвящённого А.С. Пушкину «…И снова к вам лечу воспоминаньем », стала настоящим испытанием и для учащихся, и для меня. Все выучили свои слова, но единой композиции не получалось до тех пор, пока чтецы не вжились не только в свои образы, но и в образы соведущих, пока не прониклись общей идеей поэтического вечера.

Композиция может быть не только поэтической, но и музыкальной, так как это поможет ярче оттенить настроение и мысли лирического произведения. Чтец должен слиться с музыкой, должен поверить, что именно в этих звуках воплощаются чувства, образы, о которых он говорит.

Прошла генеральная репетиция – завтра праздник поэтического слова. Мои последние советы чтецам:

  1. Помните, что стихи лучше всего повторить вечером, так как сон закрепляет в памяти заученное.

  2. Прежде чем начать читать поэтический текст, сделайте паузу – дождитесь тишины в зале.

  3. Не бойтесь смотреть в зал, « не ищите вдохновения на полу или на потолке».

  4. Избегайте излишних жестов и мимики, а если « мешают руки », уберите их за спину.

  5. Если забыли строки, а помощь ждать неоткуда – пропускайте, читайте дальше.

  6. Ни в коем случае не отвлекайтесь от того, что происходит на сцене, следите внимательно за действием.

Ни для кого не секрет, что художественное слово может иметь общественно-политическое значение, а оружием борьбы может служить и поэтическое слово. Вспоминается литературно-музыкальная композиция «Дорогами мужества». Конец XX в.- начало XXI в. Сложное время в стране - взрывы, захват заложников; вчерашние выпускники знают, что такое война, смерть. Поэтический вечер прошел как на одном дыхании. Посредством слова мы вели со зрителями сложный разговор о мужестве и трусости, о чести и бесчестии, о памяти и бесславии. Вспомнили офицера из нашего города Снежинска Д.Г. Новоселова, Героя России, погибшего в Чечне. По глазам ребят я поняла, что поэтические строки нашли созвучные нотки в их душах, затронули их сердца.

Этот вечер сблизил и зрителей, и чтецов, дал повод и раздумью, и обмену мнениями.

Для меня и ребят, потративших немало сил и времени на подготовку, такие вечера были по-настоящему праздниками души, истоками вдохновения и мастерства.

Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэтическое слово, поэтический текст, поэтический вечер, стих, строка, чтец, Пушкин, русский язык, четкая дикция.

Похожие статьи

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Ключевые слова: интертекст, лирический герой, прецедентный текст, лирика, функции итертекстуальности.

И подтверждению этому служит анализ интертекстуальных связей стихотворений Ф. Тютчева «Осенний вечер» и А. Пушкина «Осень».

Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность

Понимая, что поэтический текст — это текст с особой, эстетической, по мнению Ю. М. Ломана, функцией

Вольность поэтическая — допускаемое в стихах по традиции незначительное отклонение от языковых норм: «Из пламя и света рожденное слово» (М. Ю. Лермонтов).

Поэтическое представление образа «слово» (на материале...)

Библиографическое описание: Кругляк Т. В. Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева) [Текст]

О. Э. Мандельштаме на вечере в Клубе поэтов в 1920г., цитируется то, что Гумилев говорил: «Вначале было Слово, из Слова...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна.

Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет)

синий цвет, лирический герой, Русь, вечер, снеговое раздолье, весенний вечер, Тихий ветер, Синий...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур...

7. Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — СПб, 1894, 2-е изд. Париж, лирический герой, Россия, стих, русский человек, культура, герой, нет, Красное место, чужая культура.

Топос уральской поэзии | Статья в сборнике международной...

Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения пространства в гендерном аспекте.

Создается впечатление, что лирический герой статичен, а мир вокруг него движется, и в нем совершаются какие-либо

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин.

Средства синтаксической экспрессивности в эпической поэзии...

В этом издании главы, посвященные сказкам, называются «Добрым молодцам урок» [4]. Уже в самом названии раскрывается народно-поэтическая и философско-нравоучительная основа сказок Пушкина.

Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Поэзия Пушкина, в отличие от поэзии Жуковского, была не в целом романтической, но лишь на одном своем этапе.

Поэтический мир Лермонтова — это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы.

Лирический герой Лермонтова наделен приметами, которые в равной...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Григорий Кружков — известный поэт, филолог, переводчик англоязычной поэзии на русский язык, в том числе лирики английских поэтов-метафизиков — Дж.

В поэтическом творчестве Г. Кружкова лирический герой предстает в разных обличьях.

Похожие статьи

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Ключевые слова: интертекст, лирический герой, прецедентный текст, лирика, функции итертекстуальности.

И подтверждению этому служит анализ интертекстуальных связей стихотворений Ф. Тютчева «Осенний вечер» и А. Пушкина «Осень».

Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность

Понимая, что поэтический текст — это текст с особой, эстетической, по мнению Ю. М. Ломана, функцией

Вольность поэтическая — допускаемое в стихах по традиции незначительное отклонение от языковых норм: «Из пламя и света рожденное слово» (М. Ю. Лермонтов).

Поэтическое представление образа «слово» (на материале...)

Библиографическое описание: Кругляк Т. В. Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева) [Текст]

О. Э. Мандельштаме на вечере в Клубе поэтов в 1920г., цитируется то, что Гумилев говорил: «Вначале было Слово, из Слова...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна.

Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет)

синий цвет, лирический герой, Русь, вечер, снеговое раздолье, весенний вечер, Тихий ветер, Синий...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур...

7. Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — СПб, 1894, 2-е изд. Париж, лирический герой, Россия, стих, русский человек, культура, герой, нет, Красное место, чужая культура.

Топос уральской поэзии | Статья в сборнике международной...

Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения пространства в гендерном аспекте.

Создается впечатление, что лирический герой статичен, а мир вокруг него движется, и в нем совершаются какие-либо

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин.

Средства синтаксической экспрессивности в эпической поэзии...

В этом издании главы, посвященные сказкам, называются «Добрым молодцам урок» [4]. Уже в самом названии раскрывается народно-поэтическая и философско-нравоучительная основа сказок Пушкина.

Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П. Филин.

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Поэзия Пушкина, в отличие от поэзии Жуковского, была не в целом романтической, но лишь на одном своем этапе.

Поэтический мир Лермонтова — это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы.

Лирический герой Лермонтова наделен приметами, которые в равной...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Григорий Кружков — известный поэт, филолог, переводчик англоязычной поэзии на русский язык, в том числе лирики английских поэтов-метафизиков — Дж.

В поэтическом творчестве Г. Кружкова лирический герой предстает в разных обличьях.