Автор: Гущина Людмила Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 1467 раз

Библиографическое описание:

Гущина Л. А. Технология кейс-стади как средство, повышающее уровень подготовки специалистов нового поколения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 68-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1029/ (дата обращения: 13.12.2017).

В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогической технологии, а так же актуальность выбора и применения современной технологии - кейс-стади, повышающей уровень подготовки специалистов нового поколения.

Современная линия развития российского общества повышает требования к работникам. Сегодня, для того чтобы конкурировать на рынке труда, мало обладать определенными знаниями, необходимо уметь применять их в профессиональной деятельности и часто в нестандартных производственных ситуациях. В высшей школе соотношение теории и практики 70 к 30, а зачастую и 80/20 не позволяет подготовить конкурентного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями. И часто выпускник, обнаруживающий высокие теоретические знания, совершенно не способен применять их в своей деятельности.

Главная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений - подобрать такие современные технологи, которые будут способствовать трансформации теоретических знаний в практические умения, владения уже на стадии освоения материала студентом.

Анализ предлагаемых многими авторами дефиниций понятия педагогическая технология, позволяет выделить:

I.Основные структурные составляющие педагогической технологии: [1, 125]

  1. Концептуальная основа.
  2. Содержательная часть обучения:
  • цели обучения - общие и конкретные;
  • содержание учебного материала;
  1. Процессуальная часть - технологический процесс:
  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности студентов;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.

Составляющие педагогической технологии являются значимыми понятиями дидактики, определившей три основные концепции обучения: [2, 177]

  • Традиционная (цель – передача готовых знаний, выработка умений и навыков: Я. А. Коменский, И. Песталоцци)

  • Педоцентристская (цель-развитие личности ребенка…через спонтанную свободную деятельность обучаемого);

  • Взаимодействие преподавания и учения (цель - формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого: Занков, Эльконин, Давыдов, Амонашвили)

На сегодняшний день, наиболее отвечающей требованиям новой парадигмы образования является концепция взаимодействия преподавания и учения, так как деятельность преподавания и деятельность учения полностью удовлетворяет структуре современного педагогического процесса.

Рис.1.Деятельность преподавания и деятельность учения в структуре

педагогического процесса. [3, 121]

Исходя из связи преподавания и учения, их взаимодействия, педагогической методологией определены характерные признаки педагогической технологии

II. Признаки педагогической технологии

Широкую известность получили работы В. П. Беспалько, где к признакам педагогической технологии он отнес: [4, 318]

  • четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
  • структурирование, упорядочение, уплотнение информации подлежащей усвоению;
  • комплексное применение дидактических, технических в т.ч. и компьютерных средств обучения и контроля;
  • усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
  • гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения;

А так же работы Г.М. Коджаспировой, которая выделяет такие признаки как: содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость. [5, 363]

Рассматривая данные признаки можно определить основное отличие педагогической технологии от методики обучения (описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах) [6, 216]. Оно заключается в том, что педагогическую технологию удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. [7, 320]

В число наиболее перспективных дидактических средств обучения, обеспечивающих формирование широкого круга компетенций, можно включить кейсы. Кейс является основным элементом педагогической технологии кейс-стади (от английского «case-study» – изучение ситуации), предполагающей анализ и решение реальных проблемных ситуаций.

Следует отметить, что в научной литературе существуют различные обозначения данной технологии обучения. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод case-stadu. [8]

В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (КС), ситуационном анализе, кейс-методе.

На сегодняшний день кейс-стади переросла уровень метода обучения как системы целенаправленных действий по решению определенной педагогической задачи, и вышла на уровень педагогической технологии и может рассматриваться как содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) [9, 76]; как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов) [10, 186]; как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 

Рассматривая основные структурные составляющие педагогической технологии реализуемые в комплексе можно оценить эффективность технологии кейс-стади:

Первая составляющая: Концептуальность и новизна: применение кейс-стади заменяет пассивный тип обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п.

Вторая составляющая: Содержательная часть обучения: технология кейс –стади создает условия для превращения знаний из обезличенной информации, полученной путем механического заучивания, в личностный опыт студентов, а также для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями.

Третья составляющая: Процессуальная часть - технологический процесс: совершенствование способностей к обучению и повышение результативности через постановку цели и определения желаемого результата, выделения приоритетов и умения анализировать ситуацию, изменяя ее в нужном направлении в любой момент; умение организовывать деятельность и выбирать формы достижения результатов, максимально используя желания и способности людей.

При реализации работы с кейсами акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Происходит развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Отсюда принципиальное отличие кейс-стади - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. При этом результатом применения технологии кейс-стади являются не только знания, но и овладение учебно–познавательными компетенциями. [11, 54]


Литература:

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушина.-М.,2004

  2. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.
  3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008г-300с.

  4. Крившенко Л. П. Педагогика: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.

  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник/Г. М. Коджаспирова.-М.:Гардарики,2009г- 528с.

  6. Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.

  7. Крившенко Л. П. Педагогика:Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2004г- 432с.

  8. Википедия: http://ru.wikipedia.org

  9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  10. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.

  11. Кейс-стади в профессиональном образовании. Учебно-методическое пособие для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования / Автор-составитель Никонова Т.В. – Пермь: Изд-во ПКИПКРО, 2008. – 48 с.


Основные термины (генерируются автоматически): педагогической технологии, нового поколения, технологии кейс-стади, педагогической деятельности, педагогической технологии кейс-стади, характеристики педагогической технологии, Содержательная часть обучения, признакам педагогической технологии, педагогической технологии реализуемые, отличие педагогической технологии, уровень педагогической технологии, Слагаемые педагогической технологии, специалистов нового поколения, техник педагогической деятельности, решению определенной педагогической, Изд-во Проспект 2004г, совместной педагогической деятельности, уровень подготовки специалистов, подготовки специалистов нового, средств обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос