Автор: Абдулаева Мадина Алиасхабовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 3500 раз

Библиографическое описание:

Абдулаева М. А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 70-72.



Современный этап развития образования в РФ характеризуется процессами радикального его реформирования. Государство и общество осуществляют переход от одной социальной системы к другой. Традиционные для многих десятилетий социальные ценности уже не являются таковыми, а новые — находятся на стадии становления, всё ещё конкретизируются и однозначно не восприняты.

Развитие образования происходит в условиях значительного воздействия на этот процесс комплекса дестабилизирующих факторов: экономическая нестабильность, дефицит финансовых средств, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы с исполнением законодательных актов в сфере образования, обострение межэтнических, межконфессиональных отношений, активизация религиозного и национального экстремизма и др. влияний. По мере углубления процессов перехода экономики на механизмы рыночного регулирования демократизации государственного аппарата и гуманизации общественной жизни в стране все актуальнее становятся проблемы взаимосвязи обучения и воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствует Национальная доктрина образования в РФ, содержание, которой пронизано идеей обеспечения единства образования, воспитания и развития, учащихся в период их обучения в учреждениях общего или профессионального образования [1].

В России принята и реализуется Федеральная Программа развития образования, главной целью которой является развитие системы образования в интересах формирования гармонически развитой, социально активной, творческой личности.

Выполнение программы ориентировано на достижение двенадцати подцелей. Многие из них ориентируют государство и общество на гармоничное развитие личности, усиление воспитательных функций образования, формирование нравственной природы подрастающего поколения (гражданственности, уважение к правам и свободе человека, любви к Родине, семье, окружающей природе).

Национальная программа развития образования подчеркивает, что судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующие гражданственность и патриотизм.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает всевозрастающую значимость. В условиях роста безработицы, преступности, пропаганды средствами массовой информации, далеко не лучших образцов западной культуры, насилия, злобы человека к человеку, низкого уровня правового воспитания, снижения престижности права на труд, формальной декларативности бесплатного медицинского обеспечения и образования. Упомянутые и другие факты оказывают негативное влияние на уровень духовно-нравственной воспитанности личности учащихся, создают почву для формирования у детей, подростков, молодёжи аморальной психологии, поведения индивидуализма и эгоизма, неуважительного отношения к старшим, друг к другу, производительному труду, сельскому хозяйству и промышленности, стремления к легкой наживе [3].

Неслучайно Национальная доктрина образования РФ ориентирует директивные документы на воспитание у учащейся молодёжи высокой нравственности. Данное положение приобретает статус целевой ориентации национальной системы образования России на реализацию, которой мобилизованы усилия общего, профессионального и дополнительного образования страны с акцентом внимания на общеобразовательную школу.

Формирование нравственной природы личности начинается с момента рождения, продолжается на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе и учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к обществу, Родине, своим обязанностям и самому себе.

В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений с взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувства, сознания. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к общественной деятельности [2].

Для решения проблемы нравственного воспитания наиболее благоприятным сенситивным периодом является младший школьный возраст. Он характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, отличающийся бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Учатся ли дети, играют ли в школьном дворе — всюду в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные, следовательно, нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания.

Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица — все это сильно повлияло на социализацию молодежи, воспитания у неё нравственных ценностей. Образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию нравственных качеств личности. С одной стороны, наибольшее значение приобрело наличие материальных ценностей, с другой — в обществе начали признаваться индивидуальные цели личности, включающие в себя уникальность каждого ученика, его личностную стратегию развития. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу [4].

Лабиринт В законе Российской Федерации «Об образовании» задачи образования и воспитания интегрированы в единый аксиологический комплекс: воспитание любви к Родине, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания и сотрудничества между народами, следование общечеловеческим ценностям, воспитание интернационализма, готовность жить в современном обществе, стремясь к его совершенствованию, формирование научной картины мира в свободном выборе учащимися взглядов и убеждений, а, следовательно, и ценностных ориентаций. Существенные изменения в их структуре, связанные со сложным процессом утверждения в сфере образования гуманистических и демократических принципов, нередко вступающих в резкий конфликт с правилами рыночной экономики, диктуют новые, более гибкие, свободные от идеологических догм и политической конъюнктуры подходы к воспитанию и образованию молодежи.

Программа развития воспитания, в системе образования России утвержденная приказом Минобразования России определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной в «Конституции Российской Федерации», Законе «Об образовании», «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

На основе ориентиров, заложенных в «Конституции России», выделены приоритеты воспитательной деятельности и развития нравственных ориентиров личности применительно к различным типам образовательных учреждений.

Межведомственная общенациональная программа концентрирует свою деятельность в ближайшей перспективе по разработке методики прогнозирования воспитательной работы на основе мониторинга функционирования воспитательного комплекса и информационно-аналитической системы «Воспитание и развитие детей в Российской Федерации», законодательного обеспечения благополучия учащихся, в соответствии с Конвенцией ООН, через президентскую программу «Дети России» и ее целевые программы; через моделирование воспитательных систем в условиях формирования целостного воспитательного пространства, во взаимодействии семьи и школы в структуре социализации учащихся.

Современная российская система образования вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. Законодательные документы, относящиеся к сфере образования: «Федеральная программа развития образования, «Национальная доктрина образования», приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении образовательных стандартов» — последовательно раскрывают сущность модернизации образования в сфере воспитания нравственных критериев.

Сегодня, школа должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания и формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.
  2. Толкачева Т. М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т. М. Толкачева. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.
  3. Чепикова Л. В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Чепикова // Воспитание школьников. — 2007. — № 8. — С. 37–38.
  4. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В. Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственного воспитания, развития образования, Нравственное воспитание, сфере образования, программа развития образования, Национальная доктрина образования, младшего школьника, Российской Федерации», образования России, развития воспитания, профессионального образования, системы образования, сфере воспитания нравственных, нравственных качеств, Проблема нравственного воспитания, последовательного нравственного воспитания, нравственного воспитания школа, Российской Федерации «Об, проблемы нравственного воспитания, развития личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос