Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 26.02.2014

Статья просмотрена: 503 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, Л. И. Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы / Л. И. Мельникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5162/ (дата обращения: 16.04.2024).

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.     В 90-х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Россия — многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов. В нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей: русские, адыги, армяне, дагестанцы, татары, турки, курды, хемшилы, изиды, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в своем стихотворении

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

 Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем — вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Детство. Отрочество. В люди. Вот так должно быть. Все по плану, с мелкими, можно сказать частными, проблемами. И не надо никакой молодежной политики, комплексов мер. Все по плану. Но! Проблема воспитания личности, создание условий для ее всестороннего развития и реализации потенциала, всегда стояла перед человечеством очень остро. Одно из решений этой проблемы решается в рамках формирования и реализации государственной политики в сфере работы с молодежью. А, вопрос правового и социального регулирования государственной молодежной политики предопределен, в первую очередь потребностями практики. Отечественный и зарубежный опыт последних десятилетний убедительно доказывает, что успешной оказывается стратегия тех государств, где уделяется повышенное внимание молодежи. Стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно использовать человеческий потенциал, в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь. Молодежь должна стать полноправным партнером государства в решении задач, стоящих перед государством и обществом в строительстве демократического, правового и социально развитого государства, политика которого направлена на создание правовых, экономических и социальных условий, гарантий и стимулов для реализации молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества. Это приведет к расширению социальной базы преобразований, будет обеспечено социальное, культурное и экономическое воспроизводство, ускорится развитие страны. То есть, по сути, общая цель молодежной политики — содействие бесконфликтной, максимально сокращенной по времени, интеграции молодых людей в общество. Конкретнее — всего за 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания и вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте. Уровень культуры учащихся, их понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение. “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности” [Никандров. 1, с 3]. Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда, когда будет четко определенна стратегия духовного воспитания, можно будет говорить о формировании толерантности в наиболее правильном мировоззрении у подрастающего поколения. Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой? Сегодня актуальной является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному. Можно предположить, что, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в человеке ожил росток духовности. Духовность и нравственность не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри и педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие. Несомненно, важную роль в духовно — нравственном воспитании играет государство и политический строй и конечно семья. Об этом говорят и принятый новый закон “Об образовании”, и выступление президента В. В. Путина в Краснодаре, где на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Можно отметить и роль различных конфессий в воспитании молодежи. Потому что конфессии, направляют человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Сегодня в нашей школе, как и во многих других в образовательном процессе большое внимание уделяется толерантности в духовно-нравственном развитии личности, и именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (добро, любовь, добродетельность, и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Достигается это через развитую гуманитарную сферу:

-       библиотеки, внеклассные мероприятия, учебные кабинеты, выставки и т. д.;

-       создание молодежных объединений, совета старшеклассников;

-       привлечение учащихся к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах;

-       подключение учащихся, учителей к эстетическому оформлению учебных кабинетов, классов, территории, к созданию эстетического внешнего облика школы.

Развитие эстетической культуры предполагает формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к прекрасному миру. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни — формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость необходимую для эффективной профессиональной деятельности, здорового образа жизни. Учащиеся нашей школы участвуют в спортивных соревнованиях района, края и федерального округа. На базе нашей школы действуют: историко-краеведческий кабинет, кабинет кубановедения, тимуровское движение, «Клуб молодого избирателя», совет старшеклассников. Учащиеся школы ухаживают за памятниками погибшим воинам в Великой Отечественной войне, находящиеся на территории станицы Пшехской. Ежегодно в рамках духовно — нравственного воспитания учащихся проводятся Акции Милосердия для ветеранов и участников ВОВ, стало традиционным участие в акции «Цветик семи цветик», в которой проявляется помощь для детских домов (сбор книг, подарков, канцелярских принадлежностей, одежды, игрушек), фестиваль спорта и творчества. Показателем уровня духовно — нравственного воспитания является желание учащихся активно участвовать в таких мероприятиях. Одним из важнейших принципов современной системы воспитания в школе является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется и в форме школьного самоуправления. Лидер школьного самоуправления выбирается путем голосования учащихся 7–11 классов. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями. Систематический анализ проделанной воспитательной работы позволяет нам выявлять и определять педагогические позиции по проблеме толерантного отношения учащихся и корректировать технологию работы.          Все эти действия со стороны государства, конфессий, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на наш взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа — семья. Семья это корень, на котором потом уже при помощи всех остальных структур вырастает свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.         Проблема духовно — нравственного воспитания существует, но есть и пути ее решения. И при скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической системы, конфессий, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится. Престижное образование, карьерный рост занимают первое место в воспитание подрастающего поколения, а наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным, чаще всего отходит на второй план, но жизненный опыт показывает, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого благодатная основа.           Можно придумывать и организовывать грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный характер, но так и не добиться ничего, потому что ранее ребёнка не научили «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не последнее значение.        Остается проблема — не относиться к учащимся как к детям малым — а, использовать стратегию — направляй, строй, воспитывай.

Литература:

1.      Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д. В. Чернилевский — М.:РИОМГТА,2003.- С. 12

2.      Никандров Н. Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. — с. 3 (статья).

3.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. — с. 20 (статья).

4.      Никандров Н. Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” — Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).

5.      Кондаков А. М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования”. — Педагогика.- 2008. — № 9 с. 9(статья).

6.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008. — № 9. — с. 22 (статья).

7.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. — с. 23 (статья).

8.      Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия

9.      Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.

10.  ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Преамбула Устава Организации Объединенных Наций

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, здоровый образ жизни, подрастающее поколение, Россия, Великая Отечественная война, молодежь, расовая дискриминация, Российская Федерация, совет старшеклассников, школьное самоуправление.

Похожие статьи

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Автор: Гуськова Елена Александровна. Известные педагоги и мыслители К. Д. Ушинский, В. В. Розанов отстаивали идею воспитания подрастающего поколения в контексте русских...

Патриотическое воспитание современной молодежи

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, Российская Федерация, духовно-нравственное развитие...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Таким образом, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят на первый план.

Воспитание - это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, свободное время, Российская Федерация, ребенок, результат анкетирования, проблема формирования, проблема сохранения здоровья, правильное питание, здоровое питание, подрастающее...

Социальная работа как средство формирования...

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и...

Похожие статьи

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста. Автор: Гуськова Елена Александровна. Известные педагоги и мыслители К. Д. Ушинский, В. В. Розанов отстаивали идею воспитания подрастающего поколения в контексте русских...

Патриотическое воспитание современной молодежи

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, нравственность, ребенок, действие, воспитание

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, Российская Федерация, духовно-нравственное развитие...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Таким образом, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят на первый план.

Воспитание - это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, свободное время, Российская Федерация, ребенок, результат анкетирования, проблема формирования, проблема сохранения здоровья, правильное питание, здоровое питание, подрастающее...

Социальная работа как средство формирования...

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и...