Библиографическое описание:

Курчина И. А., Дементьева Н. Я., Андрющенко К. А., Заричанова О. А. Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 885-887.



Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, одну из приоритетных в современной образовательной организации.

Под духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения понимается процесс формирования у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности отличать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству.

В современном образовательном пространстве существуют разные педагогические модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они основаны на приоритетах целей и задач воспитательного процесса. Так, в религиозном направлении духовность понимается с сопряжением ее с духовным миром в целом, который не исчерпывается только человеком как существом духовным, обладающим духовностью. В светской воспитательной системе «духовный» понимается как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле [2:34].

В современной педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах, программах, пособиях используются широкие и строго не определенные понятия духовной жизни человека, общества. Так, в духовную жизнь общества включают науку, образование, искусство. Но в строгом смысле духовную сферу жизни общества образуют две формы мировоззренческого сознания — религия и философия и накопленные ими результаты, составляющие духовную культуру общества [3].

При моделировании образовательного развивающего пространства на основе любого из представленных направлений, необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы понимаем основную функцию обучения и воспитания как стимулирование саморазвития обучающегося, то та же функция должна быть представлена и в модели образовательного развивающего пространства образовательной организации.

Существуют и другие требования к модели: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий и средств его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно. В связи с последним требованием возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимоподчиненности.

Среди наиболее значимых компонентов образовательного развивающего пространства, кроме субъектов системы образования, мы выделяем пространственно-предметную, социально-контактную и информационную компоненту среды. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике [4:152].

Процесс воспитания на основе любой педагогической модели можно представить в виде методической системы, которая включает в себя такие позиции: цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.

Цель воспитания духовно-нравственной личности для педагога определяется осознанием необходимости духовного развития личности воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.

Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей воспитанников. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.

Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных и индивидуально-психологических особенностях воспитанников. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной на формирование нравственной личности. Выбор формы воспитательной работы обусловлен ситуацией, целями педагога, возрастными и психологическими особенностями детей.

Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне образовательной организации, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ребёнка или коллектива.

Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.

На этапе разработки методической системы воспитательные цели конкретизируются с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; сокращение времени общения родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и др.

Таким образом, модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения должна быть основана на:

1) педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности ребенка средствами образовательной организации, дополнительных образовательных организаций, семьи. Только тогда, когда участники образовательно-воспитательного процесса станут частью единой системы, можно говорить о наличии эффективной педагогической воспитательной модели.

2) оптимальном личностном развитии детей на основе развивающего, личностно- и практико-ориентированного обучения и воспитания в образовательном развивающем пространстве и деятельностного, системного, акмеологического и дифференцированного подходов.

3) Коллективно-творческой деятельности, доверительном общении, педагогической поддержке, создании ситуации успеха, этической защиты, личном примере, как наиболее эффективных методах и формах, обеспечивающих личностное развитие подрастающего поколения средствами образовательного развивающего пространства.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Москва: Педагогика, 2008. — 298 с.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 8 апреля 2015 года [Электронный ресурс] // http://isaklysoh.ucoz.ru/fgos/FGOS _OO.pdf. — Режим доступа. — 2015. — 10 сент. — Загл. с экрана.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
  4. Л. И. Божович. — Москва: Вече, 2008. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного развивающего пространства, духовно-нравственного воспитания, модели духовно-нравственного воспитания, образовательной организации, методической системы, направления воспитания, современном образовательном пространстве, формы воспитательной работы, компонент методической системы, задача духовно-нравственного воспитания, воспитания духовно-нравственной личности, пути нравственного воспитания, форм организации воспитания, основных направлениях воспитания, Основные направления воспитания, педагогической воспитательной модели, модели образовательного развивающего, воспитания ребенок, процесс воспитания, Процесс воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос