Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного курса «Служба консультаций по русскому языку»
Авторы: Ухарских Татьяна Викторовна, Бекетова Светлана Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 09.03.2016
Статья просмотрена: 107 раз
Библиографическое описание:
Ухарских, Т. В. Расширяем границы учебного предмета. Программа электронного курса «Служба консультаций по русскому языку» / Т. В. Ухарских, С. А. Бекетова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9974/ (дата обращения: 21.11.2024).
Каждый ребенок при рождении получает способность познавать окружающий мир, учиться жить в этом мире. Для некоторых детей, к сожалению, эта возможность не всегда реализуется, по состоянию здоровья.
В течение пяти последних лет в системе образования активно проводится работа по введению в практику технологий дистанционного образования. Общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования на современном этапе располагают огромными возможностями по созданию дистанционных форм взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Это и будет являться неоценимой помощью для семей, которые впервые услышали диагноз, прозвучавший как приговор. Родители будут рассматривать новые возможности в выборе вида деятельности, участие в вариативных развивающих образовательных программах в соответствии с интересами и возможностями ребенка.
Дистанционное обучение-это обучение при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса. [1]. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:
чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;
интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;
организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций. [1].
Наиболее значимой идей дистанционного обучения, которую мы определили, исходя из опыта работы, является организация учебного процесса с учетом возможностей каждого ребенка с особыми потребностями, т. е. оказание помощи в выработке индивидуальной образовательной траектории. Остается неоспоримым факт, что в первую очередь необходимо создать условия для получения качественного образования.
Среди многих задач, стоящих перед общеобразовательным и дополнительными учреждениями образования, особое место занимает организация взаимодействия между учреждениями. При этом необходимо учитывать:
социальный заказ;
учет потребностей и интересов детей;
пожеланий родителей (законных представителей);
возможности педагогического коллектива;
материальную базу;
интеграции возможностей образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования [3].
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволило разработать дополнительный материал к разделу «Морфология» для 3-4 классов, который успешно использовался в работе учителями начальных классов района. Начиная с 2011 года на базе школы создан Центр дистанционного образования. Анализ работы показал необходимость создания дополнительного материала к урокам. Изучив технические возможности оболочки Moodle мы разработали и реализуем курс «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»». Moodle — это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Само слово «Moodle» — расшифровывается как Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда. [2]. Считаем возможным реализацию учебного предмета русский язык в общеобразовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования.
Программа курса «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» имеет социально-педагогическую направленность. Ее актуальность состоит в том, что изучение или повторение основных вопросов русской грамматики способствуют у учащихся стремлению к расширению знаний по русскому языку.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи:
изучение системных представлений о языке, его структуре, основных единицах;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся.
Объем учебного материала предлагаемый в каждом занятии необходимо использовать с учетом дифференцированного подхода в обучении. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку.
Программа курса предполагает взаимодействие с другими базисными общеобразовательными предметами (например, окружающий мир, литературное чтение).
Срок реализации: 1 учебный год.
Форма занятий: объяснение, беседа, практическая работа в среде Moodle.
Продолжительность занятия должна не превышать 40-45 минут.
Предусматривается как совместная работа преподавателя и обучающегося в режиме он-лайн, так и самостоятельная работа, контроль и самоконтроль выполнения заданий. Курс полностью реализует все возможности дистанционных технологий, использует современные подходы в образовании. Среди них:
индивидуализация процесса обучения (ученик не ограничен ни временными рамками, ни школьным кабинетом, так как дистанционные уроки проводятся по расписанию в удобное для него время)
открытость образовательного пространства на занятиях и во внеурочное время (ученику доступны он-лайн словари, другие ресурсы)
реализация системно-деятельностного подхода через практическую составляющую курса (информация не просто “подается” ученику, а “находится” им самим и применяется на практике)
вариативность образовательного процесса (учитель может использовать данный материал по различным УМК, в разных объемах с учетом объёма изучаемого материала)
содержательная интеграция с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение»
создание «ситуации успеха», что значительно повышает качество обучения.
Результаты обучения: знакомство с новыми понятиями русской грамматики и умение применять их на практике при изучении учебного предмета «Русский язык» в основной школе, а также в практической деятельности. Контроль за достижениями ученика осуществляется через выполнение учащимся тестовых заданий.
Содержание курса
Курс «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика» разбит на основные 6 тем, содержание которых раскрывается через разделы: «Ключ к знаниям», «По страницам русской истории», «Некоторые слова вообще невозможно проверить», «Грамматические сказки», «Кладовая», «Это ты знаешь», «Это ты знаешь*» (данный раздел обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника), «Узнаем новое и интересное». Материал каждого раздела можно изучать как последовательно, так и обращаясь к нему в качестве справочного пособия. Учитель вправе самостоятельно определять объем необходимой информации из данного курса, в соответствии с уровнем подготовки обучающегося.
В каждом занятии присутствуют
Раздел I «Ключ к знаниям»
Содержит теоретические основы: правило, определение. Сказочный герой Звездочёт предложит изучить, повторить правила русского языка за курс 3-5 классов. Рубрики раздела:
«Рассмотри и расскажи» формирует речевые умения и навыки (говорение);
«Рассмотри и выполни» формирует устойчивый интерес школьника к проявлению своих способностей в процессе осознанного приобретения первичного опыта;
«Подумай и расскажи» проведение учеником сравнительного анализа представленного учебного материала на основе имеющегося опыта практической деятельности и определение побудительных мотивов для практических действий на основе собственных объяснений;
«Выбери, выполни, поделись с другими» творческое осмысление учебного материала при реализации индивидуальных особенностей учеников и его обсуждение с другими ребятами.
Раздел II «По страницам русской истории» (фразеологизмы)
Герой раздела домовёнок Афанасий познакомит с терминами, новыми словами и выражениями русского фольклора, с их объяснением и иллюстрированием.
Раздел III «Некоторые слова вообще невозможно проверить
Чтобы узнать, как пишутся такие слова, загляни в словарь»
Хозяйка данного раздела — Мудрая сова. Она даёт ребятам возможность узнать:
написание словарного слова; значение этого слова; употребление с другими словами (составление словосочетаний); составление предложения с новым словом; нахождение этого слова в стихах, фразеологизмах.
Раздел III «Грамматическая сказка»
Кот Баюн в сказочной форме знакомит с историей возникновения правил русского языка: «Откуда пошли названия падежей», «Откуда появились глаголы-исключения», «Волшебник Ударение» и др.
Раздел IV «Кладовая»
Герои данного раздела — Двое из ларца, (одинаковы с лица) предлагают запомнить основные правила грамматики. Цель данного раздела — систематизация знаний обучающегося.
Раздел V «Это ты знаешь и умеешь»
Пингвин Шкипер предложит для выполнения задания: «С ответом в виде текста»; «Выбери правильные утверждения», «Заполни пропуски в тексте» и др. Весь материал данного раздела направлен на анализ и синтез необходимой информации.
«Это ты знаешь*» .Представленные задания в данном разделе учитель использует по необходимости, в зависимости от уровня подготовленности обучающегося.
Раздел VI «Узнаем новое и интересное»
Материал данного раздела содержит разнообразный материал связанный с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение». Выполняя задания в данном разделе обучающийся получит возможность повторить изученный материал по данному курсу и узнает много новой информации: о своей стране, о животных, растениях мира, об истории возникновения некоторых вещей и т.д.
Учебно-тематическое планирование курса
«Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»»
Имя существительное
- Части речи в русском языке
- Имя существительное как часть речи
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
- Род имён существительных
- Число имён существительных
- Словообразование имён существительных
- Три склонения имён существительных
- Падежи
- Падежные окончания имён существительных
- Мягкий знак в конце существительных после шипящих
Имя прилагательное
- Доброе утро, имя прилагательное как часть речи.
- Изменение прилагательных по родам
- Изменение прилагательных по числам
- Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
- Склонение имён прилагательных женского рода
- Склонение имён прилагательных во множественном числе
- К словам — родственникам
- Вспомним все об имени прилагательном.
Местоимение
- Слова — указки. Местоимение как часть речи
- 1,2,3 лицо
- Предлоги перед местоимением
Глагол
- Здравствуй, дядюшка Глагол.
- Изменение глагола по временам
- Неопределённая форма глагола
- Настоящее время
- Правописание частицы не с глаголами
- Второе лицо глагола в ед. числе настоящего времени
- Изменение глаголов по лицам и числам называется….
- Полет в будущее
- Вспомним все о глаголе.
Наречие
- В гостях у наречий
- Правописание наречий
Числительное
- Числительное как часть речи
- Порядковые и количественные числительные
Таким образом, использование дистанционного курса «Служба консультаций по русскому языку «Занимательная грамматика»» как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждении дополнительного образования, создает ситуацию успеха для развития обучающегося в целом, в том числе и для расширения доступа к образовательным предметам. Создание ситуации успеха позволяет ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности.
Литература:
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2009.
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ под общ.ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 2008.
- Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. — Ростов н/Д., 2007.
- Паршутина С. В. Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 78-82.
- Холодкова И. В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения//Информатика и образование. 2009.№ 1. С.87–88.