1. Цель урока: раскрыть мотивы, побуждающие православных христиан творить добрые поступки во благо людей и во имя Бога.
2. Задачи урока:
2.1. Обучающие (формирование предметных умений):
- знакомство и закрепление основных понятий христианской морали о добре и зле, понимание их значения;
- формирование представления о мотивах совершения добрых дел православными христианами;
- актуализация собственного опыта и выявление признаков, отличающих и объединяющих мотивы доброделания православных христиан и личные мотивы.
2.2. Развивающие (формирование метапредметных умений):
Познавательные умения:
- развитие умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, развитие критического мышления.
Коммуникативные умения:
- готовность слушать учителя и одноклассников и вести с ними диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные умения:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение понимать учебную задачу, в соответствии с ней планировать действия;
-внесение соответствующих корректив в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
-понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
2.3. Воспитательные задачи (формирование личностных умений):
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Православия;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- формирование мотивации к изучению предмета.
3. Тип урока: урок открытия новых знаний.
4. Текст методической разработки урока (технологическая карта):
Действия учителя |
Виды деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
|
||
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель этапа: мотивировать учащихся на осознанный переход в пространство учебной деятельности. 2. Актуализация знаний, мотивация. Цель этапа: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания. |
|
||||
Учитель мотивирует учащихся на изучение нового материала, побуждает к определению темы урока в сотрудничестве с обучающимися, организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).
Учитель: Мы продолжаем изучать мир Православия. Тему сегодняшнего урока вы определите сами, посмотрев инсценировку сказки Л.Н. Толстого, которую подготовили ваши одноклассники. Учитель задает вопрос: - О чем была сказка? Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? |
Инсценируют сказку 3 ученика (Автор, Белка, Волк)
Учащиеся обдумывают ответы, высказывают предположения: - Сказка была о добре и зле.
|
Развитие личностно- познавательных умений, коммуникационных умений. Умение слушать, комментировать, критически оценивать выступление одноклассников. |
|
||
3. Постановка цели и учебной задачи. Цель этапа: обеспечение мотивации приема цели, определить в коммуникативной форме действий, их последовательность и инструменты реализации поставленной цели урока. |
|||||
Учитель: Верно, ребята! Тема нашего разговора – ДОБРО и ЗЛО. - Почему люди творят добро? Что заставляет вас совершать добрые дела? – Как на этот вопрос отвечают христиане? -Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Зачем творить добро?» с позиции православного христианина. Учитель предлагает записать тему урока. - Наша работа совместная работа будет проходить по плану. Учитель озвучивает план совместных действий на уроке. |
Записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся внимательно слушают учителя и обдумывают предстоящую работу на уроке. Учащиеся с помощью учителя предлагают действия для реализации учебной задачи.
|
Регулятивные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и выбрать план учебных действий, направленных на реализацию поставленных задач. План: 1.Определить значение понятия «добро»? 2.Определить значение понятия «зло»? 3. Выяснить, причины, которые побуждают православных христиан совершать добрые поступки. |
|
||
4. Физкультминутка. Цель этапа: организовать психологический комфорт и создать условия здоровьесбережения на уроке. |
|
||||
5. Решение учебной задачи. Открытие нового знания Цель этапа: организовать групповую работу учащихся для освоения новых знаний |
|
||||
Учитель, обращаясь к плану, задает вопросы: - Как бы вы ответили на этот вопрос? -Что поможет определить правильность ваших предположений? - На данном этапе мы будем работать в группах. Выберите старшего в каждой группе. С целью получения правильных ответов на вопросы учитель организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся с различными источниками информации. Учитель: Обратимся к плану: «Что побуждает православных христиан совершать добрые поступки?» Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника. Откройте учебники на странице 68, прочитайте 1 и 2 абзацы и запишите ответы в таблицу.
Учитель создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, умений анализировать и оценивать успешность деятельности товарищей.
Учитель: В августе 2000 г. к лику святых был причислен последний российский император Николай II, его супруга Александра и дети: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. Жизнь царской семьи строилась на соблюдении Православных заповедей, вере, добре и любви. Какие добрые дела совершали члены царской семьи, вы узнаете из рассказа вашего одноклассника. После чего вам предстоит выполнить нестандартное задание- закончить предложения: - Оказывается… -Я не знал, что….. - Мне было известно, что….. - Я хотел бы узнать подробнее… |
Дети размышляют, обдумывают и отвечают на поставленные вопросы. - Словарь, учебник, Интернет. Учащиеся обсуждают, выбирают старшего в группе.
Дети работают в группах: находят в словарях Ожегова, Даля, Сети Интернет («Википедия») и учебнике определение понятия «добро», «зло», обсуждают предложенные определения, выбирают оптимальный вариант, который фиксируется вербально и записывается в тетради. Учащиеся в группах читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Ответы записываются в таблицу Озвучивают ответы, оценивают правильность выполнения заданий, сравнивают с таблицей на слайде.
Учащиеся слушают рассказ, заранее подготовленный одноклассником о православных традициях в семье российского императора Николая II.
Учащиеся на основе прослушанного рассказа о традициях царской семьи высказывания по заданию учителя.
|
Коммуникативные: усвоение норм работы в группе, умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Познавательные: сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме, переработка и преобразование информации из одной формы в другую (таблица). Регулятивные: умение правильно оценивать результаты выполнения учебных заданий. Коммуникативные: умение работать в группе, умение работать с различными источниками информации. Личностные: саморегуляция, формирование нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Регулятивные: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности товарищей. Личностные: нравственно-этическое оценивание через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведения. Коммуникативные: умение осознанно воспринимать текст, строить речевые высказывания. Познавательные: развитие логического и образного мышления, формирование познавательного интереса. |
|
||
6. Первичное закрепление и применение нового знания с комментированием. Цель этапа: организовать групповое выполнение заданий с применением новых понятий, обеспечить выполнение повышенного уровня осмысления изучаемого материала в знакомых и измененных ситуациях. |
|
||||
Учитель предлагает выполнить ряд учебных заданий, призванных обеспечить в ходе выполнения повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания нового знания. Игра «Составь пословицу». (нестандартное задание) -Объясните, как вы понимаете смысл составленных пословиц? |
Выполняют в группах задания с последующим комментированием. Учащиеся выполняют задания в измененной ситуации, составляют пословицы и осуществляют проверку путем сравнения с эталоном. Учащиеся обдумывают, размышляют и объясняют смысл пословиц. |
Коммуникативные: умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание, соблюдая нормы построения текста. Познавательные: умение структурировать знания, выделять нужную информацию. |
|
||
2. Составление кластера «Добро» и «Зло». Учитель поддерживает интерес учащихся к изучению темы с помощью вовлечения их в активную деятельность, организует учебное взаимодействие учеников группы и последующее обсуждение выполненных заданий. |
Учащиеся выполняют задание, объясняют выбор слов, связанных с ключевыми словами кластера, дополняют своими понятиями, объясняя дополнения. |
Систематизация имеющихся знаний по теме урока, построение логической цепочки рассуждений, рефлексия способов и условий действий. |
|
||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель этапа: организовать индивидуальную работу для установления правильности и осознанности усвоения изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. |
|
||||
Учитель мотивирует учащихся на выполнение теста по проверке понимания и усвоения нового знания. Тест «Зачем творить добро?»
|
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, вносят соответствующие коррективы на основе оценки и учета характера ошибок. |
Познавательные: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия вопросов теста. Регулятивные: понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности. |
|
||
Давайте сравним, каких поступков: добрых или недобрых было в вашей жизни больше? Игра «Весы».
|
Дети кратко описывают различные ситуации из личного опыта и выкладывают камешки или гирьки на соответствующую чашу весов. |
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
|
||
8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных моральных норм. Цель этапа: выявить границы применимости нового знания, проверка правильности и осознанности новых знаний. |
|
||||
Учитель организует фронтальную работу с классом, показывает обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их повседневной жизни. Учитель: Есть еще одна пословица: «Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется». Давайте проверим, верна ли она. Игра «Свеча». |
Учащиеся отвечают на вопрос. -Если делать ближним добрые дела, то они обязательно к тебе вернутся. Эмоционально настраиваются на игру, передают по рядам зажженную свечу с различными добрыми пожеланиями друг другу. |
Личностные: эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на игровую ситуацию, нравственно- этическая ориентация. |
|
||
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, и границ применения нового знания, качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. |
|
||||
Учитель просит вспомнить о цели урока и о результатах ее выполнения, и с этой целью задает вопросы: «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан. Учитель. Отметьте в оценочном листе ваши впечатления об уроке. Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке, отмечает самых активных.
|
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Отвечают на вопросы о личностных результатах по итогам урока в карте рефлексии.
Учащиеся высказывают мнения, «что такое добро?», «что такое зло?», «зачем творить добро?» с точки зрения христиан. Дети выражают одобрение аплодисментами. |
Регулятивные умения: умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности, умение осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.
|
|
||
10. Домашнее задание с элементами выбора. Цель этапа: наметить цели дальнейшей деятельности и определить задания для самоподготовки (дифференцированное творческое домашнее задание с элементами выбора). |
|
||||
Учитель предлагает на выбор выполнить домашнее задание: 1. Написать мини-сочинение «Что меня побуждает творить добро?» или «Почему я делаю добро». 2. Подобрать пословицы, поговорки и загадки о добре и зле. 3. Расскажите своим родным, о чем мы сегодня говорили. |
Учащиеся внимательно изучают все виды домашнего задания, осуществляют выбор и записывают в дневник. |
|
|
||
Литература:
1. Баландин Р.К. Святые и подвижники православия. – М., 2007.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Любое изд.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: «Просвещение», 2004.
4. Священник Алексий Мороз, педагог Берсенева Т.А. Добрые уроки - наставления. /Учебное пособие "Основые православной культуры" 4-5 кл. Изд. 2-е). – С-Пб: Сатис, 2013.
5. УМК: Кураев А. В, Основы православной культуры.4 класс. - М.: Просвещение, 2012.- С. 96.
6. Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2002