Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 3369 раз

Библиографическое описание:

Гнатюк, И. В. Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС / И. В. Гнатюк. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9894/ (дата обращения: 27.10.2024).



Ключевой целью новых образовательных стандартов является формирование у школьников умения учиться.В связи с этим для педагогов актуальными становятся задачи, направленные на формирование личности, способной к самообразованию, готовой самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в мире информации, уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни. Новые социальные запросы вынуждают использовать новые формы организации образовательной деятельности. Этим запросам полностью отвечает технология решения проектных задач.

В учебный план межшкольного учебного комбината включены однопредметные проектные задачи, которые проводятся в рамках учебного предмета «Технология» на завершающем этапе освоения разделов.

Так как каждый раздел предмета «Технология» в учебном комбинате проводит отдельный преподаватель, то проведение проектных задач требуют координации разделов предмета и кооперации действий педагогов и учащихся. Выполнение заданий при решении проектных задач предполагает создание группами учащихся нескольких мини-проектов, которые на завершающем этапе объединяются в общий проект.

Решение проектных задач даёт возможность ученикам применить освоенные на уроках способы действий при создании совместного проекта (например, цикла проектов «Город мастеров», сборника инженерно-конструкторских задач и т. п.).

Благодаря их проведению создаются педагогические условия, при которых учащимся предоставляется возможность в системеосуществлять выбор содержания своей образовательной деятельности, практиковаться в конструировании новых способов действияна основе приобретенных на уроках знаний, умений и опыта.

Система заданий, входящих в проектные задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т. п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. 1

В проектных задачах мы используем следующие основные типы заданий:

 Формально-репродуктивные (воспроизводящие);

 Содержательно-рефлексивные (предметные);

 Функциональные (творческие).

Формально-репродуктивные задания предполагают освоение образцов и алгоритмов.

Пример задания по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины»: найдите и выпишите из текста основные свойства древесины.

Задание по разделу «Технологии ручной, машинной обработки металлов»: выпишите из текста названия любых 4-х инструментов, которые применяются при работе с проволокой.

Задание по разделу «Кулинария»: отметьте, какой инвентарь необходим для нарезки хлеба: а) противень, б) формочки, в) нож, разделочная доска, г) тарелка.

Содержательно-рефлексивныезадания предполагают понимание оснований действий, осознание существенной связи, лежащей в основе способа действия.

Пример задания по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»: определите себестоимость изделия (С), если стоимость лоскута 150руб., при выполнении работы продолжительностью 4часа использовалась люстра с тремя лампами накаливания мощностью 75Вт, стоимость 1кВт*часа 3,65руб.

Задание по разделу «Технологии ручной, машинной обработки древесины». Рассчитайте стоимость детали, выполненной из заготовки призматической формы (бруса), если длина детали -100мм, ширина-100мм, высота-20мм. Цена 1метра бруса 200руб. (не забудьте, что размеры заготовки на 5–10 миллиметров больше с каждой стороны, чем размер детали).

Функциональные (творческие) задания предполагают свободное владение способом действия и применение его в самых разнообразных ситуациях.

Пример задания по разделу «Кулинария»: а) Составьте «Кодекс туриста», состоящий из 3–5 правил, которые должны соблюдать все участники экспедиции.

б) Сыр — скоропортящийся продукт, поэтому должен транспортироваться при температуре от 0 до 12°С. В какое время суток летом лучше перевозить сыр на недалекие расстояния? Почему? Обоснуй свой ответ.

в) Вам поручили собрать продукты, которые пригодятся в экспедиции.

Из предложенного списка выберите три самых необходимых на ваш взгляд продукта и объясните, почему именно их вы должны взять с собой.

Предметный тип заданий в основном состоит из качественных заданий, ситуационных проблем, компетентностно-ориентированных заданий, которые находим в учебниках по технологии, в журналах «Школа и производство», в интернете, составляем самостоятельно.

Решение качественных заданий способствует развитию технологического мышления, изобретательности, творческой фантазии, умения применять знания из различных областей для объяснения технологических процессов, систем, а также расширяет технический кругозор учащихся и подготавливает их к преобразовательной деятельности. В качественном задании ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия задачи и свои собственные технологические знания. 2

Правильное решение качественных заданий — это высокий уровень знаний ученика или группы.

По характеру проблемы выделяются следующие виды заданий:

 Задания, в которых требуется объяснить технологические явления, указать причины его возникновения, следовательно, раскрыть его связи с другими явлениями. Ключевые вопросы подобных заданий: «Что это такое? Почему это происходит? При каких условиях это наблюдается?».Пример задания: в результате увлажнения наблюдается растрескивание или коробление древесины. С чем это связано?

 Задания, в которых требуется объяснить, научно обосновать сущность применяемых на практике приемов и способов деятельности. Ключевые вопросы этих заданий: «Для чего это делается? На чем основан этот способ?». Пример задания: перед нарезанием внутренней резьбы в детали сверлится отверстие диаметром меньшим, чем диаметр будущей резьбы, затем в отверстие наливают небольшое количество смазывающей жидкости. Для чего это делается?

 Задания, в которых требуется указать общие черты и существенное различие предметов или явлений. Ключевые вопросы этих заданий: «Что общего между ними? Каковы их существенные отличия?».

 Задания, в которых предлагается из перечисленных свойств или признаков предметов илиявлений выделить признаки, присущие только предметам или явлениям данного вида, типа или рода.

 Задания, в которых требуется предсказать технологическое явление на основе знания закономерностей его протекания и связей с другими явлениями. Ключевой вопрос этих заданий: «Что произойдет, если...?».Пример задания: какие последствия может иметь сильное нагревание выключателей, штепсельных розеток, вилок, клемм и другой электрической аппаратуры?

 Задания, в которых требуется указать условия, необходимые для получения того или иного предмета, явления. Ключевой вопрос этих заданий: «Что необходимо для того, чтобы...?».Пример задания: приведите примеры деталей, которые можно изготовить и резанием, и литьем, и штамповкой.

 Задания, в которых предлагается привести примеры проявления изучаемых свойств материалов или процессов и их проявлений. Ключевые вопросы этих заданий: «Где это наблюдается? Где это применяется?».Пример задания: почему заготовки из хрупких металлов (чугун, бронза и др.) нельзя подвергать правке?

 Задания, в которых требуется систематизировать или классифицировать предметы или явления по какому-то определенному признаку. Пример задания: из перечня металлов и сплавов необходимо выбрать металлы и сплавы, обладающие высокой коррозионной стойкостью.

Ситуационные проблемы — это задания, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.Развитие человека, вся наша жизнь — это путь разрешения ситуационных проблем. Именно поэтому решение ситуационных заданий, вытекающих из ситуационных проблем, наряду с решением познавательных задач, становится одним из средств достижения и диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов. Ониносят практико-ориентированный характер, реализуя в деятельности принцип связи теории с практикой. Ситуационные задачи являются также средством формирования технологического мышления учащихся.3

Примеры ситуационных заданий:

 Вы собрались варить варенье из кислых яблок. Соседка посоветовала вам предварительно обработать нарезанные яблоки слабым раствором пищевой соды, чтобы яблоки не потемнели и не разварились. Как это отразится на пищевой ценности варенья? И последуете ли вы ее совету?

 Врачи-диетологи советуют людям ограничить потребление рафинированного сахара. Однако без него невозможно заготовить на зиму многие фрукты и ягоды. Очень популярен рецепт «сырого варенья» из черной смородины, для приготовления которого большинство хозяек смешивают 1 кг протертых ягод с 2 кг сахарного песка. Известно, что сахар проявляет консервирующие свойства при концентрации не менее 70 %. Удовлетворяет ли приведенный рецепт этому требованию? И сколько надо взять сахара на 1 кг протертых ягод черной смородины, чтобы можно было этот продукт хранить в сыром виде?

 Вам надо сушить выстиранное белье на улице в сильный мороз. Подруга посоветовала в воду для последнего полоскания добавить поваренную соль. Надо ли следовать ее совету? И что это даст? 4

Основная проблема проведения проектных задач заключается в том, что авторы учебно-методических комплектов не используют технологию «Проектная задача» для 5–8 классов в своих пособиях. Поэтому педагогам приходится тратить огромное количество времени на разработку каждой проектной задачи. Конечно же, потери сил и времени окупаются с лихвой, когда видишь увлечённые глаза ребят, когда их невозможно оторвать от создания конечного продукта. Тогда понимаешь, что труд педагогического коллектива не пропал даром, ведь мы хоть немного продвинулись к ключевой цели новых образовательных стандартов — формировать у школьников умение учиться.

Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // http://nsc.1september.ru/article
  2. А. Ж. Насипов, В. Г. Петросян,Э. Л. Гагиева. Качественные задачи в предметной области «Технология» // Журнал «Школа и производство».. — 2013. — № 2.
  3. А. Ж. Насипов. Ситуационная задача как средство формирования УУД на уроках технологии // Журнал «Школа и производство». — 2013. — № 8.
  4. Г. В. Пичугина Межпредметные проблемно-ситуационные задания // Журнал «Школа и производство». — 2013. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, задача, выполнение заданий, образовательная деятельность, решение, черная смородина, явление.