Педагогическая общественность осознает, что современные реалии выдвигают жесткие запросы к подготовке старшеклассников к жизни — снабдить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях высокого увеличения объема знаний необходимо сменить педагогические приоритеты–необходимо научить детей учиться. Дать своевременную помощь ребенку в овладении надлежащими умениями и навыками, полноценно реализовать его возможности — это ключевая задача школьного образования. Это подразумевает отказ от ориентации на усвоение школьниками всех знаний как главного итога школьного образования и направленность на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов [3].
Таким образом, разговор идет о том, чтобы обеспечить у учащихся способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, а также организовывать этот процесс, но все это возможно лишь при оптимальной совокупности навыков учебной работы. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, чему учащихся необходимо научить:
– Основам организации своей учебной деятельности;
– Способам добычи, переработки и представления информации;
– Приемам и способам умственного труда;
– Основам коммуникативных умений [6].
В последнее время наблюдается возросший энтузиазм к учебно-познавательным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. И это все не просто так, так как родителям, администрации, государству очень важно качество знаний у детей. Факторов, из-за которых вытекают неуспеваемость и низкое качество знаний у детей очень много, но одним из основных является неумение школьников учиться. Есть довольно-таки много оснований для того, чтобы основной упор в школьном образовании сконцентрировать на формировании у старшеклассников навыков учебной деятельности, снабдить их такими умениями и навыками, которые весьма облегчат учебный труд, сделают его презентабельным и позволят получить радость от процесса обучения [2].
Главная роль отведена им и в стандартах второго поколения: «Универсальные умения — это умения, которые формируются на базе нескольких или всех учебных предметов, применяемые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Учебно-познавательные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия и формируются в процессе обучения многими предметами, и которые становятся операциями для исполнения действий, используемые во многих предметах и в повседневной жизни [1].
Для решения жизненных задач человеку, кроме способностей и личностных качеств, нужны еще различные умения. Именно умения, в первую очередь, и развивает учитель, когда работает с учениками на определенном предметном содержании.
Традиционно педагог направлял интерес учащегося на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы редко встречаемся с задачами, идентичными предметным. Напротив, чаще всего задачи из жизни требуют надпредметных умений, которые в школьной практике именуют общеучебными умениями [4].
Хочется подробнее остановиться на формировании у учащихся учебно-информационных умений — общеучебных умений, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения любых учебных задач. В качестве примера занятия, в задачи которого входит формирование и развитие общеучебных умений и навыков можно привести последовательность действий по организации группового задания:
– Сформировать разноуровневые группы из 5–7 учащихся;
– Определить и уточнить цели совместной деятельности каждой группы в зоне их ближайшего развития;
– Составить план выполнения разноуровневых заданий;
– Распределить обязанности между участниками каждой группы;
– Найти способы решения заданий;
– Обсудить варианты выполнения заданий и составить алгоритм их решения;
– Сопоставить варианты, предлагаемые разными участниками;
– Принять коллективное решение;
– Отчитаться в классе о проделанной работе [5].
Ребята учатся обмениваться и передавать информацию, высказывать суждения, задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга, распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге. Решение задач с использованием приёма «спиральное усложнение», решение комбинированных многоступенчатых задач на уроках математики навыки самостоятельной работы. Особое внимание необходимо уделять анализу решения аналогичных элементов в задачах разной тематики и сложности. Ребятам необходимо научиться разбивать любую сложную задачу на составные части, решение каждой из которых — это отдельная мини задача. Использование информационных технологий и методов моделирования на уроках математики способствуют формированию и развитию у учащихся навыков работы по созданию мультимедийных презентаций, умению собирать, обрабатывать и передавать данные первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Результатом такой деятельности может стать банк учебных, научно-познавательных и игровых презентаций по предмету.
Можно предложить памятку для решения задач:
Необходимо:
– Ознакомиться с условием задачи, выясните непонятные моменты;
– Соотнести вопросы, сформулированные в задаче, с ее условием;
– Определить пути и способы решения задачи;
– Продумать аргументы, подкрепляющие ваше решение;
– Определить последовательность действий, выбрать наиболее рациональный способ решения;
– Сопоставить полученный результат с условием задачи, убедиться в правильности ответа.
Рекомендации по составлению тезисов ответа или сообщения:
– Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем;
– Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста;
– Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в источнике факты;
– Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах;
– Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа [3].
Специальному усвоению умений этого типа не уделялось должного внимания, овладение данного типа умений не концентрировалось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а, следовательно, практически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда изменяется понятие о целях и ценностях образования, когда наиболее необходимыми становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все наиболее актуальными [2].
Показателем результативности школы является подготовленность школьников к самообразовательной деятельности, к индивидуальной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников умений и навыков, являющиеся ведущими компонентами учебной деятельности, а также учебно-познавательных мыслительных умений [5].
Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и стершей школе, по мнению педагогов-психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.
Литература:
- Богин В. Г. Современная дидактика: теория практике //под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -/ М.; ИТО МИО, 1994. — 288 с.
- Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Основные компетенции школьного образования // Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М.:2004г., 111с.
- Гузеева В. В. Исследовательская работа в профильном обучении// В. В. Гузеева / народное образование -2010г, № 7стр.192–196.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей Просвещение, 1971.
- Шишкина Т. В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков/ Т. В. Шишкина, Е. А. Алисова // Справочник зам. дир.школы.-2012.-№ 3.-С.32.
- https://infourok.ru/tekst-k-prezentacii-lichnostnaya-kompetentnost-shkolnika-i-metodi-eyo-ocenivaniya-965360.htm:«Личностная компетентность школьника и методы ее оценивания».