В связи с изменениями в обществе и модернизацией образования в современной школе получил распространении компетентностный подход. Его основу составило деятельностное содержание образования, которое отражают современные школьные программы и учебники.
Внедрение компетентностного подхода призвано улучшить качество образования, способствовать росту познавательной активности школьников и мотивации в обучении, формировать прочные знания, умения и способность учащихся к самооценке результата в ходе усвоения учебного материала.
Основной категорией методики компетентностного подхода стало понятие компетенции: реализация компетентностного подхода предполагает формирование компетенций в предметной области образования.
Н. М. Хомский, включивший в 60-х годах прошлого столетия данный термин в научный оборот, понятие «компетенция» (языковая) трактовал как «владение языком». Американский лингвист считал, что его введение позволит «авторам дидактических исследований выражать педагогический смысл явлений процесса обучения, объединять в целостный ряд их характерные признаки и устанавливать связь их понимания с различными дидактическими положениями…» [7, с. 47]. Н. М. Хомский указывал также на то, что «компетентностный опыт способствует социальной и личностной адаптации ученика к окружающей действительности», и под компетентностным опытом понимается «приобретаемая учащимися новая характеристика качества его подготовки» [7, с. 47].
Понятие «компетенция» в российском образовании не является новым. В качестве термина оно стало употребляться в конце XX в. в педагогике, а также в области информационных и коммуникационных технологий.
В методиках преподавания иностранных языков этот термин используется давно и описан как со стороны структуры, так и содержания. Также установлены пути, методы и приемы формирования компетенций (Е. Д. Божович, И. Л. Бим, Е. А. Быстрова, Г. В. Клименко, В. Г. Костомаров, Н. М. Шанский, А. Н. Щукин и др.).
В наши дни «компетенция» как понятие стало одним из ключевых в дидактике, что обусловлено его межпредметностью, особой метапредметной ролью и задачами обновления в образовании. Как считают специалисты: «…в современных условиях язык компетенций более адекватен для оценки результатов образования» [8, с. 16].
В научной литературе понятие «компетенция» отличается от понятия «образовательная компетенция»: образовательные компетенции соотносятся с видами деятельности, включенными в состав общеобразовательной сферы и учебного предмета, отражают предметно-деятельностный характер образования и обеспечивают реализацию поставленных целей [2, с. 14].
В педагогике содержание понятия «образовательная компетенция» раскрывается через его структурные компоненты:
‒ наименование;
‒ тип в иерархии;
‒ объекты действительности, в отношении которых вводится компетенция;
‒ социально-практическая и личная значимость(зачем нужна в обществе, для чего надо школьнику надо быть компетентным);
‒ знания,умения и навыки, соотнесенные с кругом реальных объектов;
‒ способы деятельности учащихся;
‒ необходимо минимальный опыт деятельностиучащегося в области конкретной компетенции;
‒ контрольно-оценочные материалы для определения уровня сформированности компетентности ученика [1, с. 15].
Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.
Образовательная компетенция— это сумма взаимосвязанных знаний, умений, навыков и деятельностного опыта учащегося, необходимая для осуществления социально-значимой, личностной продуктивной деятельности по отношению к объектам действительности [5, с. 13].
Основой классификации образовательных компетенций являются:
‒ цели общего образования;
‒ структурное представление социального и личного опыта;
‒ виды деятельности ученика.
Образовательные компетенции представляют трехуровневую иерархию:
- Ключевые компетенции.
- Общепредметные компетенции.
- Предметные компетенции [5, с. 15].
Ключевые компетенции соотносятся с общепредметным (метапредметным) содержанием образования; общепредметные — только с определенным кругом школьных предметов; предметные компетенции — только с одним конкретным предметом. Как видно, ключевые компетенции в образовании уточняются на уровне общепредметных и предметных компетенций для каждой ступени обучения.Ключевые компетенции универсальны, могут использоваться в разных ситуациях, формируются на каждом предмете и должны быть у каждого обучаемого.
Ключевые компетенции — «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [4, с. 8]. Данный тип компетенций — это универсальные средства, способы, методы, приёмы, необходимые для того, чтобы достичь значимых для человека целей. Таким образом, ключевые компетенции имеют «надпрофессиональный» и «надпредметный» характер и представляют собой основу любой деятельности человека и способ социализации каждого члена общества [4, с. 8].
Таким образом, ключевые компетенции характеризуются рядом существенных, основных для них признаков:
‒ универсальные ментальные средства, способы, методы, приемы для достижения человеком основных для него целей;
‒ в большей или меньшей степени ими обязан овладеть каждый человек;
‒ они помогают при проблемных ситуациях иметь результат, решать проблему;
‒ определяются потребителями образовательных услуг и зависят от того, какие ценности в определенное время в конкретном обществе;
‒ приобретаются и реализуются в ходе ценностной для члена общества деятельности.
Ключевыми компетенциями являются:
‒ ценностно-смысловые компетенции;
‒ общекультурные компетенции;
‒ учебно-познавательные компетенции;
‒ информационные;
‒ коммуникативные компетенции;
‒ социально-трудовые компетенции;
‒ компетенции личностного самосовершенствования [3, с. 39].
Первый вид компетенциинаправлен на обеспечение механизма самоопределения обучаемого в учебной деятельности и требует:
‒ умений формулировать собственные ценностные ориентиры в разных сферах учебной и не учебной деятельности;
‒ владения способами самоопределения в ситуациях выбора;
‒ умения самообразовываться на основе общепринятых норм и требований [3, с. 25].
Общекультурные компетенциипредполагают знание и опыт в сфере культуры; культурное познание и осмысление мира.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся реализуется посредством учебно-познавательных компетенций. Последние направлены на формирование навыков к самостоятельному обучению, умений определять цели деятельности и ее планировать, описывать ее результаты и формулировать выводы, демонстрировать свои результаты, решать учебно-познавательные задачи, уметь действовать в нестандартных ситуациях, владеть способами самооценки.
Учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях и др.
Владение информационными компетенциями учащихся предполагает формирование навыков владения современными средствами информации и информационными технологиями, умение искать, отбирать и анализировать, сохранять информацию.
Коммуникативные компетенции учащихся предполагают владение всеми видами речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и формирование умений моделировать связный текст в устной и письменной форме, в том числе на иностранном языке, представлять его публично; формирования навыков эффективной диалогической речи.
Владение экономической грамотностью, реализация социальной активности личности, умение профессионально и социально самоопределяться в изменяющихся условиях современного общества, владение культурой трудовых и гражданских взаимоотношений предполагают формирование социально-трудовых компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования предполагают саморазвитие всех сторон личности учащегося, формирование необходимых в современном мире человеку качеств, психологической устойчивости и этики поведения.
Ключевые компетенции объединяет их социальная и личностная значимость и практическая ценность для обучаемого.
Общепредметные компетенции составляют знание о научной картине мира во взаимосвязи с другими формами ее представления (художественной, языковой и др.). Общепредметные компетенции ориентированы на все школьные предметы, образовательные области, и должны интегрировать их в общее целостное содержание.Компоненты общепредметного содержания составляют основу в системе общего образования.
Таким образом, общепредметное содержание общего образования «является обязательным компонентом образовательного стандарта, имеющим воплощение в каждой из его функциональных компонентов: в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ» и в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» [6, с. 109]. Оно является «необходимым и достаточным» для понимания и освоения школьниками окружающего их мира как единого и целостного. Главными компонентами общепредметного образования являются ключевые образовательные объекты, так как они фокусируют в себе единство познаваемого учениками мира.
Ключевые и общепредметные компетенции реализуются в содержании предметной компетенции и проявляются в предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной видах деятельности каждого ученика. Так, общепредметными компетенциями в школьном курсе русского языка являются способности использовать разнообразные лингвистические понятия, факты для решения задачи, требующей комплексного подхода и понимания обобщенных знаний, методов, способов из других учебных предметов.
Предметные компетенции в образовании считают «комплекс способностей предметной направленности, проявляемых обучающимся в процессе обучения по предмету» [6, с. 55].Предметные компетенцииявляются частными по отношению к ключевым и общепредметным компетенциям, формируются только в границах конкретного учебного предмета.
Включение этого понятия в методику обучения русскому языку как родному обосновано необходимостью теоретического обоснования целей и содержания обучения. В Федеральном компоненте государственного общего образования по русскому языку обозначены три основные задачи школьного курса русского языка. Это формирование следующих видов компетенций:
‒ языковой,
‒ лингвистической,
‒ коммуникативной,
‒ культуроведческой [6, с. 127].
Языковая компетенция направлена на освоение школьниками системных знаний о языке и речи, формирование и совершенствование умений, соотнесенных с четырьмя основными видами деятельности: говорения, слушания, чтения и письма, обучение школьников нормам литературного языка, формирование умения использовать его языковые и образно-выразительные средства языка и речи [2, с. 10].
Лингвистическая компетенция направлена на освоение сведений о языке, о его развитии, изменениях, роли и общественных функциях.
Коммуникативная компетенция предполагает формирование способности учащегося в области эффективной коммуникации. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, — это умение создавать и воспринимать текст. Это предполагает освоение таких понятий, как стили и типы речи, формирование умений и навыков анализа текста.
Ученые признают, что понятие коммуникативной компетенции шире и многообразнее. Оно включает в себя и владение системными знаниями о языке, различными способами взаимодействия с людьми, умения работать в группе и в коллективе в целом через способность овладеть различными социальными ролями.
Формирование культуроведческой компетенции предполагает освоение школьниками знаний о языке и культуре этноса, их взаимосвязи, овладение русским речевым этикетом.
Таким образом, все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Несомненно, русский язык как учебный предмет имеет широкие возможности для формирования компетенций школьников.
Литература:
- Богданова В. А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. — Педсовет. — 2007. — № 7. — С.15–18.
- Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. — Русская словесность. — 2003. — № 1. — С. 35–40.
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2006. — 67 с.
- Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. — М.: Чистые пруды, 2007. — 124 с.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. — Школьные технологии. — 2004. –.№ 5. — С.3–12.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года). — М: Просвещение, 2015. — 406 с.
- Хомский Н. М. Аспекты теории синтаксиса. — М.: Наука, 1992. — 231 с.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. — Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 23 апреля.