В данной статье рассматриваются основные понятия компетенции и компетентностного подхода в начальном языковом образовании.
Ключевые слова: русский язык, начальная школа, компетенция, навык, Федеральный государственный образовательный стандарт, компетентная личность.
Проанализировав педагогическую литературу, основанную на проблемном формировании лингвистической компетенции обучающихся начальной школы, мы определили, что конечной целью лингвистического образования является развитие компетентной языковой личности, которая будет реализована в различных жизненных ситуациях. Главной целью личности становится использование речевых навыков в деятельности.
Разберем понятия компетенции и компетентностного подхода. Оба понятия приобретают популярность в системе образования, но трактовать их можно с разных точек зрения.
Компетентностный подход состоит из двух основных составляющих: компетентность и компетенция. Хомский Н. А. проводит параллельную связь этих понятий таким образом: «компетентность — это обладание человеком такой компетенцией, которая включает его личностное отношение к предмету деятельности», и «компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, по отношению к определенному кругу предметов и процессов» [4].
Селевко Г. К. в своих трудах говорит о том, что «компетентность — это качество, приобретенное в жизненных ситуациях и отражающее собственный опыт», а «компетенция — это желание человека эффективно организовать внутренние и внешние возможности для установки и достижения целей». Внутренние возможности человека — это знания, умения, навыки, ценности, установки, психологические особенности [3].
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в программах по изучению русского языка часто употребляется понятие «компетенция». Она включает в себя систему знаний, умений и навыков, которые будут сформированы в процессе обучения русскому языку как в устной так и письменной форме.
Орлова Г. А. в своём труде говорит о том, что образовательная компетенция содержит в себе «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [2].
Зимняя И. А. высказывает своё мнение о компетенции и поясняет, что это «совокупность новообразований, знаний, системы ценностей и отношений, способствующая созданию ценностно–смысловых, поведенческих, мотивационных, эмоционально — волевых, когнитивных результатов личностной деятельности субъектов»
Доктор филологических наук А. П. Василевич высказывает свои предположения, «языковая компетенция — это овладение информационной системой об изучаемом языке по его уровням: фонема, морфема, лексика» [1].
Педагог А. В. Хуторской утверждает: «компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности, которые формируются в пределах каких-либо учебных предметов, которые жизненно необходимы для качественной и продуктивной деятельности». «Компетентность — это овладение человеком соответствующей компетенцией, личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].
Джон Равен полагается на то, что «компетентность — это социально профессиональная деятельность человека, которая основана на знаниях». «Компетенция в образовании — это совокупность знаний, навыков, умений, которые формируются в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности».
Осуществить реализацию компетентностного подхода и формирование готовности младших школьников использовать приобретенные знания, умения, навыки и методы работы для решения практических и теоретических задач обоснована «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования», а также законом «Об образовании».
Развитие компетентной личности современного общества происходит с начального уровня обучения в школе. Изучение русского языка закладывает основы реализации компетентностного подхода в сфере образования. Языковая наука переплетается с изучением и отдельных предметов. Успешное усвоение школьниками материала по русскому языку способствует прочным навыкам и по другим предметам в целом. Интегрированные виды деятельности, взаимодействие одного школьного предмета с другим обеспечивают становление компетентной личности младшего школьника.
Опираясь на компетентностный подход, можно сделать вывод, что это некий взгляд в будущее. Процесс образования для ученика — это успех, преодоление сложностей. Организуя работу на уроках в начальной школе, мы видим, что дети поступают с разным социальным опытом, разным уровнем индивидуального развития. На этих особенностях лежит основа создания индивидуальных условий для воспитания и развития каждого обучающегося, которые определены в целях и задачах ФГОС НОО.
ФГОС НОО обозначает, как и каким должно быть современное образование. Главной целью образования в начальной школе является развитие личности ребенка на базе усвоения познания и освоения мира.
Обращаясь к педагогике, можно определить, что «универсальные учебные действия» понимаются в широком и узком значении. В широком понятии «УУД — это умение учиться, то есть способность младшего школьника развиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное усвоение нового социального опыта», а в узком понятии «УУД — это все виды деятельности обучающихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.
Универсальные учебные действия — это основа образования и состоит из следующих составляющих системно — деятельностного подхода:
1) развитие и воспитание различных качеств личности: активность, наблюдательность, организованность и др;
2) возрастные, психологические, физиологические особенности;
3) преемственность дошкольного, начального, основного, среднего полного общего образования;
4) роль содержания образования, способы организации образовательной деятельности;
5) формы, методы, средства для организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого;
6) гарантированное достижение планируемых результатов освоения образовательной программы НОО.
Важным условием формирования личности школьника является то, что ученик должен «добывать» знания в процессе собственной учебной деятельности, а не получать их в готовом виде.
Таким образом, главная цель обучения — это развитие у младших школьников культурного и личностного аспекта, именно они развиваются благодаря такой ключевой компетенции, как способность обучаться у компетентного человека. Это определяется тем фактом, что современное общество устанавливает другие приоритеты для образования в целом, в связи с необходимостью внедрения подхода, основанного на навыках, на всех его уровнях. Социальное общество желает видеть выпускника школы, который будет способен быть конкурентоспособным на международном уровне.
Литература:
- Василевич, А. П. Проблема изучения языковой компетенции. Лингвистические основы преподавания языка / А. П. Василевич. — М: Просвещение, 1983. — 186 c.
- Орлова Г. А. Формирование лингвистической компетенции младших школьников / Начальная школа. — 2004. — № 3. — С. 91–95.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 2015. — 288 с.
- Хомский Н. А. Язык и мышление / Н. А. Хомский– М: Издательство Московского университета, 1972. — 136 с.
- Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно– методическое пособие / А. В. Хуторской — М.: Издательство «Эйдос». — 2013. — 73 с.