Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования
Автор: Владимирова Наталья Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 8907 раз
Библиографическое описание:
Владимирова, Н. Ю. Анализ работы по введению ФГОС дошкольного образования / Н. Ю. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6591/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил новый статус дошкольного образования, которое впервые стало уровнем общего образования.
С одной стороны — это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны — это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.
Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ДО осуществлялось в нашем детском саду через:
- создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;
- утверждение положения о рабочей группе;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;
- внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;
- проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;
- размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;
- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;
- обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;
- разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;
- совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;
- разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- информирование родителей к переходу на новые стандарты.
В дошкольном учреждении собрана необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ДО.
Подготовлена документация:
- разработано и утверждено Положение о рабочей группе (приказ «Об утверждении положения о рабочей группе по введению ФГОС ДО»);
- составлена дорожная карта по ФГОС ДО, которая содержит перечень мероприятий, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования (приказ «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
- приказ «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательную деятельность»;
- разработана и утверждена Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 79 (приказы «Об организации работы по разработке Образовательной программы»; «Об утверждении образовательной программы ДОУ»).
Внесены изменения в образовательную программу:
- модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода;
- требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему (60 % обязательная, 40 % вариативная).;
- содержание основной общеобразовательной программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно — личностное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно — эстетическое развитие; физическое развитие;
- условия реализации основной образовательной программы;
- результаты освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры).
Проведен анализ ресурсов методической литературы, программного обеспечения используемого для организации образовательного процесса.
Мониторинг готовности педагогов
к переходу на ФГОС ДО, результативность:
1. Разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО.
2. Проведен мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в период введения ФГОС ДО: выявлена степень затруднений: высокая — 31 %, средняя- 61 %, низкая — 8 %.
3. Педагогическая активность в 2013–2014 г. составила — 60 %:
- разработка программы ДОУ — 4 педагога;
- аттестация — 6 педагогов (1 категория);
- участие в профессиональных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях — 4 педагога;
- организация педагогами конкурсов, спортивных мероприятий на федеральном и муниципальном уровнях — 9 педагогов;
- конференции, в том числе активное участие — 6 педагогов;
- курсовая подготовка — 14 педагогов;
- публикации в сборниках по материалам конференций (федеральный уровень), а также в электронных СМИ — 6 педагогов.
На протяжении 2013–2014 учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции ФГОС ДО среди педагогических работников ДОУ: долгосрочный семинар «Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам»; педагогический совет «Переход на основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ г Иркутска детского сада № 79, переработанную в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»; серия вебинаров «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Составлен график повышения квалификации педагогического состава по проблемам внедрения ФГОС ДО. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации 14 педагогов (56 %) по темам: «Разработка образовательной программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС»; «Современные образовательные технологии»; «Современные подходы к вопросам адаптации и дезадаптации в рамках реализации ФГОС»; «Современное дошкольное образование: от осмысления ФГТ к реализации ФГОС»; «Психология творческой деятельности: реализация содержания художественно-эстетического развития детей в контексте требований ФГОС ДО». На базе Института развития образования Иркутской области 3 педагога проходят переподготовку по программе «Дошкольная педагогика и психология» (12 %).
Изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
1. Изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
2. Изучены современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Проведена серия вебинаров.
3. Проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявлены особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
4. В рамках семинара прошла защита педагогами проектов организации группового пространства с учетом гендерного подхода.
5. Проведены консультации:
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
6. В методическом кабинете организованы выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
7. Подобраны и приобретены необходимые игрушки, дидактические пособия, детская, игровая мебель и игровые уголки. Получены дидактические и игровые пособия по программе.
8. Зонированы групповые помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
9. Проведены смотры-конкурсы групповых помещений.
10. Оформлены коридоры детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений, выставки, фотовыставки и др.
11. Преобразована территория детского сада: постройки на прогулочных площадках, насаждения, цветник.
Проделана большая работа по внедрению ФГОС ДО, но не полностью реализованы все требования стандартов: были выявлены как положительные стороны, так и сложности по внедрению ФГОС в деятельность ДОУ:
- отсутствие примерной образовательной программы;
- неготовность педагогов к применению педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования и деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста;
- низкий уровень мотивации педагогов на непрерывное профессиональное образование, на личностные профессиональные изменения;
- недостаточность оснащения современными техническими средствами, оборудованием;
- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.
Для успешной реализации ФГОС ДО в 2014–2015 учебном году необходимо:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО.
2. Оказание методической, информационной, консультативной помощи педагогам ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
3. Продолжение оснащения групп, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4. Разработка диагностического инструментария по оценке достижения планируемых результатов обучения (целевых ориентиров).
Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к ФГОС ДО.