Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, А. А. Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60544/ (дата обращения: 17.12.2024).



Что же понимается под словами стратегия и тактика в формировании и развитии пространственной развивающей среды ДОО?

Стратегия это, прежде всего, план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ действий для достижения сложной цели.

Тактика-это совокупность методов иприемов, применяемых для достижения намеченной цели.

С 01.01.2014 года вступил в действие ФГОС ДО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 20013 года № 1155, который определил новую парадигму управления образовательным процессом.

В ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ ФГОС ДО п.1.3 учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,

2) возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа же в ДОО направлена на создание социальной ситуации ребенка, его развитие и включает в себя 3 группы условий:

1) пространственно-временные;

2) социальные (взаимодействия с детьми, с окружающим миром);

3) детские виды деятельности.

Главной задачей всех педагогических работников ДОО создать предметно-пространственную (развивающую) среду в детском саду

Сразу же возникает вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

В первую очередь это

− целесообразное использование имеющихся ресурсов;

− реорганизация пространства;

− изменение системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

− изменение характера отношений педагогов к работе с дошкольниками.

Важно понять, что сегодня для образовательной системы ДО основным результатом является качество условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития. Педагогическая работа в ДОО проходит внутри определенной пространственной и временной структуры. Эти условия образуют рамки педагогической работы и влияют на все другие образовательные процессы, придают большое значение созданию соответствующей среды, обеспечению необходимым оборудованием и материалами.

Сегодня уже общепризнано, что пространственная развивающая среда, как в помещениях, так и на прилегающей территории оказывает влияние на умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей.

Организация пространства должна способствовать социальному взаимодействию между детьми, взрослыми и детьми, и педагогическим коллективом и родителями, разнообразной творческой активности детей — это различные творческие (ремесленные) и художественные мастерские, различные лаборатории, участки для движения, занятий музыкой и танцами, подвижных и др. видов игр (активностей), а также помещений для сна и отдыха.

В организации пространства подразумеваются определенные цвета и освещение, это пространство предполагает полифункциональное использование помещений (в спальне дети могут играть в настольно-печатные игры, шашки, шахматы, различные лото). Что же касается устройства внешней и внутренней территории, то она также должна способствовать хорошему самочувствию детей и разным видам детской активности. Это и трава, и песок, и естественное природное окружение (не ровности, ямки, бугры), различные виды живой изгороди (кустарники, цветы), зеленые насаждения, огород, фруктовый сад (несколько плодовых деревьев: яблоня, груша, слива, вишня), можно посадить ягодник (черную и красную смородину куст крыжовника и пр.), оформить Уголок леса, где дети будут знакомиться с лесной флорой: грибами, ягодами, деревьями, мхом, лесными травами и цветами. Все это дает детям активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, понимать законы природы как источника пищи, проводить эксперименты с водой, землей, огнем, воздухом; также дети могут уединиться и отдохнуть.

Итак, мы можем смело сказать, что предметная развивающая среда это и есть предметно-пространственная среда, которая является основным из компонентов образовательной работы ДОО.

В ноябре 2016 года в Москве проходила Зимняя Всероссийская Конференция по оценке качества образования — 2016, на которой «НИКО-Дошколка» проанализировала первый этап Национального исследования качества дошкольного образования. Стоит обратить внимание на аналитическую записку, где было сказано, что исследование позволило выявить те изменения, которые должны произойти в детских садах, чтобы качество образования в большей степени соответствовало современным требованиям.

Исходя из этого стало ясно, что существует несколько проблем, связанных со сложностями следования таким ориентирам ФГОС ДО, как создание доступной и мобильной среды. Это

− Проблема организации пространства: недостаточно пространства для организации длительной (в соответствии с возрастными нормами) игры и занятий для детей в различных игровых зонах.

Одной из причин является то, что большая часть пространства используется неэффективно. В частности, спальни недоступны для игр детей в течение дня. Это значит, что некоторые помещения функционируют в течение нескольких часов в день, а остальное время они не доступны детям. В результате большую часть времени дошкольники проводят в игровой комнате, что не позволяет создать необходимое, для полноценного развития всех детей группы, количество игровых зон.

− Предметная среда является недостаточно насыщенной для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей и обеспечения поддержки инициативы и возможности совершать выбор:

  • Недостаточно кубиков для строительства, в то время, как работа с ними является важнейшей предпосылкой пространственного мышления и подготовки к математике в будущем;
  • Недостаточное тематическое разнообразие книг: редко представлены и рассказы о событиях, людях, животных, природе/науке; книги о различных культурах;
  • Недостаточно разнообразных материалов для детского творчества (различной бумаги, красок, пластилина и пр.), а также материалов для релаксации (столов для игр с водой и песком), что не позволяет детям выбирать занятия по интересам.

Предметно-пространственная среда является недостаточно доступной для детей:

  • Мебель не является трансформируемой имобильной (практически нет мебели на колесиках, позволяющих трансформировать среду в соответствии с интересами группы; часто кроватки в спальнях не складываются (они являются стационарными, а не трехуровневыми), в результате чего занимают все пространство спальни;
  • Материалы и оборудование (для экспериментирования, измерения, вычисления, для игры на музыкальных инструментах в группе) чаще всего не находятся воткрытом для детей доступе, авыдаются педагогами, что не позволяет формироваться умению выбирать деятельность, мешает формированию произвольности:
  • В группах недостаточно мест для создания теплой, уютной атмосферыэто мягкая мебель, где можно было бы полежать; мест, так называемой психологической разгрузки, где ребенок может побыть один, хотя бы недолго, уютных уголков для чтения. Это опять же связано с тем, что детям в течение дня доступна только игровая комната.
  • В оформлении пространства недостаточно представлены детские работы ифотографии, что принципиально важно для познавательной активности и позитивной самооценки в дошкольном возрасте.

Учитывая старый Проект нашей дошкольной организации, но следуя ФГОС ДО, мы нашли выход из сложившейся ситуации путем долгосрочных и краткосрочных проектов. После оптимизации дошкольных образовательных организаций в нашем городе, произошло слияние путем присоединения нескольких д/с в один. В результате наше муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик» имеет 25 групп.

Нам хотелось бы поделиться своим опытом и рассказать о том, каким образом мы добиваемся выполнения ФГОС ДО в этом направлении.

Мы остановимся на работе проектной деятельности и расскажем о двух проектах, реализованных коллективом нашего детского сада, один из которых проводится непосредственно в помещении ДОО, другой (краткосрочный) на территории дошкольной организации.

Начнем с долгосрочного проекта «Журавлик — Мегаполис детства», с которым наша ДОО приняла участие сначала в городском, а потом и в областном конкурсе РИП.

Данный проект рассчитан на 3 года и является проектом по ранней профориентации для дошкольников, через который предоставляется возможность выявить активный интерес, задатки и развитие способностей.

Целью данного проекта стало создание условий для позитивной социализации детей через организацию разных видов детской игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Новизна проекта заключается в использовании новых интересных форм организации работы с детьми в различных профориентированных Активностях, где дошкольники узнают об устройстве современного общества и работе городских инфраструктур, социальных объектов, не выходя из помещения ДОО, переходя из группы в группу, как бы, на время, меняясь местами (группами). Это проходит 1 раз в неделю, допустим, по пятницам.

Планируемые результаты: Ребенок активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интерес других, сопереживать, сочувствовать неудачам товарищей и радоваться их успехам, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.

Наш Мегаполис детства основан на 6 принципах:

Я есть, Язнаю, Яиграю, Яделюсь, Ятворю, Язабочусь.

Итак, приглашаем прогуляться по нашему Мегаполису.

В Мегаполисе 25 активностей, по количеству групп в детском саду. У каждой активности есть Наставник, а для каждой группы детей — свой Сопровождающий, который помогает детям переходить из одной активности (группы) в другую и получать необходимые знания, умения и навыки в разных видах детской игровой деятельности.

Это: Центр здоровья (поликлиника или больница), Ателье, НИИ (лаборатория — экспериментирование), Магазин, Ресторанный дворик, Пекарня «Пышечка», Конструкторское бюро (различный строитель, в том числе и Лего), Салон красоты, Туристическое Агенство, Олимпийская Деревня (спортивный зал), Дом Культуры (музыкальный зал), Музей человека и др.

Таким образом, не выходя за пределы детского сада, ребенок может получить тот опыт, который может стать определяющим в его выборе цели в учебе и профессии и поможет социальной адаптации ребенка. Мы создали в Мегаполисе детства все атрибуты реальной жизни.

В своей работе с детьми, реализуя ФГОС ДО, мы задействуем не только пространство внутри ДОО, но и на групповых участках, спортивной площадке т. е. полностью территорию детского сада. И об этом нам поможет рассказать другой проект «Дошкольный Туратлон»

Этот проект был представлен на областной конкурс на соискание Губернаторской Премии «Наше Подмосковье» и является краткосрочным. Он может проводиться несколько раз в течение учебного года, например, осенью и весной или летом. Его целью является популяризация туризма, как активного отдыха и средства укрепления здоровья дошкольников.

Задачами проекта стали:

1) Формирование дружного коллектива посредством совместной деятельности.

2) Формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.

Участниками проекта являются воспитанники старших и подготовительных групп, педагогические работники и родители.

Суть проекта или туристического слета «Дошкольный туратлон» заключается в том, что благодаря ему, дети в игровой форме, могут приобрести качества, необходимые им для учебной деятельности, интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранительной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе. В туристско-краеведческой деятельности можно сформировать у дошкольников такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого.

Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации в каждом ДОО (так как здесь задействована территория всего детского сада). В нашем детском саду проведение этого мероприятия стало уже традицией. Задолго до проведения турслета с детьми старшего возраста проводятся занятия и по ориентированию, и по краеведению, и по экологии, и по физической культуре с использованием туристического снаряжения и оборудования.

В октябре 2018 года на базе нашего ДОУ, в рамках городского педагогического марафона дошкольных образовательных организаций, «Калейдоскоп творческих идей», проводился туристический слет для детей и родителей «Дошкольный Туротлон», где «соревновались» пять муниципальных детских садов города Реутов. У каждой команды было своё название. Побежденных не было, а Победителями были все команды, но в разных номинациях, например «Самые быстрые», «Самые ловкие», «Самые смелые» и пр.

Говоря о максимальном использовании всего помещения ДОО, о всей территории детского сада, нельзя не сказать и о связях с социумом, прилегающим к территории дошкольной организации. В нашем случае это и библиотека, и почта, и меховое ателье, и средняя школа и ФОК, и различные магазины, куда дети с удовольствием ходят на экскурсии, где получают те знания и умения, которые в дальнейшем они применяют в своих активностях (играх).

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, группа, дошкольная организация, проект, детская игровая деятельность, игровая комната, образовательный процесс, педагогическая работа, предметно-пространственная среда.


Похожие статьи

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Похожие статьи

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Задать вопрос