Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 5393 раза

Библиографическое описание:

Карчина, Л. Л. Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. Л. Карчина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9827/ (дата обращения: 17.12.2024).



Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь — одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков. По этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

В современном образовании актуальным становятся не только определённая сумма знаний, умений и навыков дошкольников, их правильная речь, но и проявление активности в получении знаний, воспитание любознательности, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса. Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического слуха.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).

Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики — принципа наглядности.

Цель моделирования — обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний

Таким образом, моделирование как наглядность может изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями с применением моделей звуков.

Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Каждый учитель-логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей звуков на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).

Назначение модели — облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки.

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. «Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное количество звуков. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. [1, 56]

Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так, если звук в речи ребенка отсутствует, учитель-логопед объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата, а роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию непроизносимого звука.

Использование моделей звуков получили распространение в моей логопедической практике. Были апробированы модели артикуляции гласных и согласных звуков, предложенные Валентиной Михайловной Акименко в учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей».

Мною доработаны модели так, чтобы в процессе постановки звука ребёнок сам мог давать словесное описание артикуляции с опорой на схему звука, составленную на основе системы знакомых знаков-символов.

Модели применяю на всех этапах работы над звуком: постановки, закрепления и автоматизации, дифференциации. Коррекция звуков осуществляется в игровой форме при помощи упражнений:

 «Какие звуки?» — назвать звуки в сплошном потоке с показом модели артикуляции отрабатываемого звука;

 «Лишний слог» — найти в слоговом ряду лишний отличающийся одним звуком слог с показом модели артикуляции;

 «Найди и скажи» — найти слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Живые слова» — подобрать слова на заданную модель артикуляции;

 «Назови слово» — выделить из предложения слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Слушай внимательно» — выделить из текста слова с заданным звуком с показом модели артикуляции;

 «Придумай слог» — составить слог на заданную модель артикуляции;

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции;

 «Где звук?» определить место заданного звука в слове (начало, конец, середина слова) и обозначить его моделью;

 «Что получилось?» — получить новое слово, добавляя разные звуки к слову при помощи моделей артикуляции;

 «Собери слово» — составить слова из моделей артикуляции звуков.

После того как ребёнок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, перехожу к следующим упражнениям:

 «Что за звук?» — выделить не различимые звуки из потока звуков моделей;

 «Покажи и назови слог» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слогов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Покажи и назови слово» — показывать соответствующую модель артикуляции при произнесении слов, состоящих из заменяемых звуков;

 «Что за картинка?» — подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков с показом модели артикуляции звука;

 «Слово с заданным звуком» — выделить из текста предложения слова с дифференцируемыми звуками с показом модели артикуляции.

Применение моделей звуков позволяет повысить мотивацию у дошкольников на всех этапах логопедической коррекции. И главное, повышает эффективность коррекционной работы в целом.

Литература:

  1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
  2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 110 с.
  3. Акименко, В. М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников // Логопед. — 2005. — № 1. — С.4–13.
  4. Иванова, Е. А. Слышу, вижу. Ощущаю — правильно говорю! Книга для логопеда. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, показ модели артикуляции, заданный звук, модель, ребенок, слово, артикуляционный аппарат, использование моделей звуков, коррекционная работа, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма