Ежегодно в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети с общим недоразвитием речи. Как правило, все они находятся на разных уровнях речевого развития.
В логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики [2]. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [4]. Перечисленные нарушения у детей с речевыми расстройствами чаще всего выявляются при алалии, дизартрии, ринолалии (Р. Е. Левина, В. В. Ковшиков, Г. В. Чиркина и др.).
Все дети с общим недоразвитием речи имеют в той или иной степени нарушения слоговой структуры слов, которые варьируются от грубого нарушения слоговой структуры до частичного. Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова [1]. Но зачастую в процессе практической работы выясняется, что коррекция данного нарушения достаточно сложна и занимает длительный временной промежуток, зависящий от индивидуальных речевых и психологических возможностей ребенка-логопата.
Многие исследователи детской речи отмечают, что нарушения в формировании слоговой структуры слов задерживают развитие активного словаря ребенка, грамматического строя, связной речи. Затрагивается и фонетико-фонематическая сторона речи ребенка, в частности, операции звукового анализа и синтеза, что приводит к проблемам в обучении грамоте. Кроме того, многие дети осознают свое неправильное произношение слов, стесняются его, вследствие чего может наблюдаться речевой негативизм, отсутствие желания общаться.
Над проблемой формирования и коррекции слоговой структуры слов работали такие авторы, как А. К. Маркова, З. Е. Агранович, Т. А. Ткаченко, С. Е. Большакова и другие. Они предлагают разные методические подходы, методы и приемы в коррекции данного нарушения.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, в коррекции слоговой структуры слова является метод наглядного моделирования, так как он способствует развитию и психических функций (наглядно-образного мышления, памяти, внимания и др.), и речи. Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями, как правило, с трудом овладевают абстрактными понятиями, а данный метод позволяет зрительно представить их, практически действовать. Для дошкольников очень важна опора на наглядность, так как преобладающим в этом возрасте видом мышления является наглядно-образное. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений [5].
Однако использование моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в том числе и нарушения слоговой структуры слова, на наш взгляд, не нашло достаточного применения. Но тем не менее, в практической деятельности учителя-логопеда могут использоваться некоторые методики по коррекции слоговой структуры слов, включающие метод наглядного моделирования. Обратимся к данным методикам.
Н. С. Четверушкина предлагает учитывать принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений. Сама методика коррекции слоговой структуры слов выстроена с учетом классификации А. К. Марковой, выделяющей 14 типов слоговой структуры слов с возрастающей степенью их сложности (постепенное увеличение количества слогов и использование разных типов слогов). Данная система работы может использоваться логопедами — практиками в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Важнейшее значение в работе автор отводит индивидуальному подходу к детям, который предполагает учет психических возможностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова автор считает целесообразным проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения [7].
С учетом классификации А. К. Марковой разработана и методика С. Е. Большаковой. Методика предлагает интересные приемы формирования слоговой структуры слов, одним из которых является прием мануального подкрепления. Для обозначения гласных звуков автор разработала ряд ручных поз, с которыми детей знакомят на начальном этапе работы над слоговой структурой слов. Показ ручной позы того или иного гласного в слове помогает избежать сокращения слогов, их перестановку и замену. Кроме того, большое внимание уделяется развитию пространственных представлений, ориентации в двухмерном пространстве, ритмической и динамической организации движений ребенка [3].
Т. А. Ткаченко разработала зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, применяемых в основном на начальном этапе коррекции слоговой структуры слов; это значительно облегчает детям с общим недоразвитием речи ориентировку в структуре слова. Автор в своих разработках учитывает возможность задействовать зрительную, слуховую и двигательную функции детей, что является достаточно эффективным в коррекции данного нарушения.
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т. А. Ткаченко, включает четыре этапа: подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы), этап формирования слоговой структуры слова, этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками) и заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи) [6].
Методика преодоления нарушений слоговой структуры слов З. Е. Агранович включает системы развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Автор предлагает проводить коррекционную работу в два этапа: подготовительный (работа проводится на вербальном материале; цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка — логопата). Коррекционная работа второго этапа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного, что немаловажно в работе с детьми дошкольного возраста [1].
В практической деятельности учителя-логопеда по коррекции слоговой структуры слов также могут эффективно использоваться дидактические игры и упражнения с включением метода наглядного моделирования, разработанные педагогами Т.Н Смышляевой, Е. Ю. Корчугановой. По мнению авторов, «моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой» [5, с. 33].
Можно отметить, что все вышеперечисленные методики в той или иной степени используют метод наглядного моделирования. В них широко используются наглядные картинки, фишки, дидактические пособия, схемы слов и слогов, и т. д., что существенно повышает эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слов.
Литература:
- Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / З. Е. Агранович. — СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2005. — 48 с.
- Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи / Антипова Ж. В. и др.; — М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2007. — 224 с.
- Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С. Е. Большакова. — М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006. — 32 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. — метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРТ ЛТД, 1998. — 320 с.
- Смышляева, Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. Н. Смышляева, Е. Ю., Корчуганова Е. Ю. // Логопед. — 2005. — № 1. — С. 33–38.
- Ткаченко, Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет к пособиям «Учим говорить правильно»: практическое пособие / Т. А. Ткаченко. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. — 40 с.: ил.
- Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Н. С. Четверушкина. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. — 96 с.