Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макушева, И. А. Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями / И. А. Макушева, А. И. Орлова, Е. С. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 194-197. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90336/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.

Ключевые слова: наглядное моделирование, схематизация, тяжелое нарушение речи, работа с родителями.

C:\Users\User\Desktop\20170127_155911.jpg

Одним из перспективных направлений в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи является применение метода наглядного моделирования и схематизации. Работа с родителями воспитанников, организация сотрудничества, также является одним из основных основополагающих факторов, влияющих на результат коррекционной работы с ребенком.

Актуальность использования наглядного моделирования состоит в:

— применение метода наглядного моделирования способствует развитию всех компонентов речевой системы;

— вызывает интерес, формирует познавательную активность и помогает решить проблему утомляемости и мотивации на логопедическом занятии;

— использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, способствует формированию приёмов работы с памятью;

— применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания;

Научные исследования и практика работы с дошкольниками подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что метод позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), позволяет научиться работать с ними. Это очень важно для дошкольников с тяжелой речевой патологией, ведь мыслительные задачи у них решаются с преимущественной ролью внешних средств, материал, представленный в наглядной форме, усваивается лучше вербального. У таких детей страдает память, замедлен процесс запоминания.

Наглядное моделирование является своего рода схематичной заменой изучаемого объекта.

Овладение навыками наглядного моделирования происходит постепенно в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

— знакомство с графическим способом представления информации;

— развитие умения дешифровки модели;

— формирование навыка самостоятельного моделирования.

В работе с детьми с ОВЗ моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью, схемой.

Опорные схемы дают возможность задействовать для решения задач познавательного характера различные виды памяти, такие как: зрительная, двигательная, ассоциативная.

Где можно начать использовать модели — это артикуляционная гимнастика. Знакомя детей с названиями упражнений, логопед показывает ребенку правильную артикуляцию упражнения при использовании картинок-символов, которые отражают данное упражнение. После того, как дети познакомились со всеми упражнениями логопед, показывает детям, над какими упражнениями при помощи картинок-схем, они будут сегодня работать. Сначала взрослый показывает самостоятельно, а затем привлекает к показу детей.

Учителем — логопедом былопредложено детям смоделировать героев сказки о веселом язычке из пластилина. Совместно, нами были изготовлены пособия «Артикуляционный кубик» и «Артикуляционные часы», а дома изготовлена книга «Удивительные приключения язычка», в которой дети, совместно с родителями проиллюстрировали свои истории о язычке, схематизируя названия артикуляционных упражнений.

Также начиная работу над звуками со знакомства с ними, логопед также использует модели-символы, которые показывают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывается положение языка, губ, которое обозначают символом. Модели классифицированы по всем видам нарушенного произношения звуков и хорошо узнаваемы и с легкостью запоминаются.

Процесс слияния звуков в слоги, зашифрованных с помощью символов. Это и есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов является моделированием письма. То и другое происходит в облегченном, интересном, занимательном, игровом варианте.

Для этого взрослый обращает внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотносит артикулему со знакомыми детям геометрическими формами.

Согласные звуки воспринимаются и различаются детьми сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, и в тоже время жестовый символ, связанный со зрительным. Одноцветные картинки — символы вызывают у дошкольников яркий запоминающийся зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

Дополнительный к зрительному жестовому символу подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы согласного звука и создает еще одну опору восприятию, расширяя звуковую рецепцию.

Новым приемом данного направления в работе с детьми дошкольного возраста является использование моделей артикуляции звуков. Это действенный эффективный прием коррекции звукопроизношения. Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий; учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова, определять его место.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.

Довольно легко в моделях идет запоминание различия звонких и глухих согласных. Например, звуков С-З. Ребенок, видя на модели колокольчик знает, что надо «включить» голосок. Отработав данный навык на моделях, он не будет совершать ошибок в различении букв и звуков по этому признаку.

Для автоматизации поставленного звука в слогах, формирования навыков звукового синтеза было изготовлено пособие «Слоговые часы», где автоматизируемый согласный звук кодируется с помощью символа, а гласный — с помощью геометрической фигуры. Вверху закрепляется символ согласного звука. Ребенок двигает стрелку «слоговых часов» и проговаривает получившийся слог.

Мы с детьми учимся кодировать информацию с помощью символов, пиктограмм, а затем рассказываем по данным схемам предложения, загадываем загадки, пересказываем тексты, выполняем пальчиковую гимнастику, тем самым развиваем связную речь, автоматизируем правильное звукопроизношение. Также учимся составлять собственные предложения с помощью картинок и пиктограмм, при использовании планшетов с магнитами, на которых последовательно размещаются карточки — картинки. Также мнемотаблицы облегчают запоминание стихотворений, пальчиковых гимнастик. Ведь у детей с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы, в том числе память и надо стремиться их всячески развивать.

В рамках реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников с нарушениями речи и в рамках применения данного метода, родителям совместно с детьми было предложено изготовить сборник фонетических историй «Прогулки со звуками», в котором были истории на звук были проиллюстрированы. Они получились необычные, сказочные, а иллюстрации красочные и что, самое главное, каждая история была насыщена автоматизируемым звуком. Особенным было то, что в составлении рассказов мы решили использовать мнемотехнику и зашифровали, закодировали и засхематизировали многие слова в тексте.

Также для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в рамках данной технологии была изготовлена дидактическая игра «Чудесная рука», каждый пальчик руки символизирует какое-либо упражнение: Глаз — упражнение «Я вижу», Руки — «Жадина», сердце — «Назови ласково», телефон — «Сколько слогов в слове?», цифра 5 — «Посчитай-ка». Данная игра применяется учителем — логопедом не только для автоматизации звуков, для развития грамматического строя речи и слогового анализа, но еще и педагогом-психологом для развития психических процессов.

Еще одним универсальным дидактическим пособием является пособие «Поле чудес».

Оно применяется для развития всех компонентов речевой системы дошкольников с ОНР. На первый взгляд может показаться, что работать с ним сложно, но это вовсе не так. Варианты выбора модели зависят от выбора определенного блока:

1 блок — направлен на формирование лексико-грамматических представлений. Включает в себя следующие задания: «Скажи чей?», «Назови ласково», «Большой, еще больше, самый большой», «Один-много», «Мой или моя?», «Скажи наоборот», «Скажи так же», «Маленькое слово» — один предлог на столе, остальные на карточках.

2 блок — включает в себя работу со звуками. Включает в себя следующие задания: «Расскажи про звук», «Где находится звук?», «Подели слово на части, на слоги»

3 блок — направлен на развитие словаря и связной речи. Включает в себя следующие задания: «Назови детенышей животных», «Живое или неживое», «Назови слова — родственники», «Слово одно, а значений много», «Вопрос» — сектор сюрпризов для детей. Он дает возможность логопеду включить в занятие любое другое задание, которого нет на поле.

Задания выполняются по определенному алгоритму: логопед объявляет задание — дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку), далее выбирает модель (поворачивает стрелку) — дети рассказывают, в чем суть задания. Дети сами выбирают модель (задание).

Благодаря предлагаемым играм, пособиям, приемам работы процесс коррекции речи в целом и звукопроизношения в частности, станет более эффективным, интересным и увлекательным.

Таким образом, метод наглядного моделирования и схематизации открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование аналогии символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников с ОНР мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации, задания с использованием данного метода можно с легкостью использовать в домашних условиях.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, ребенок, звук, задание, модель, помощь символов, процесс запоминания, работа, тяжелое нарушение речи, артикуляционный аппарат.


Похожие статьи

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Похожие статьи

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задать вопрос