Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки
Авторы: Денчева Росица Павлова, Петкова-Илиева Ирена Петкова
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 06.01.2016
Статья просмотрена: 1025 раз
Библиографическое описание:
Денчева, Росица Павлова. Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки / Росица Павлова Денчева, Ирена Петкова Петкова-Илиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9475/ (дата обращения: 16.11.2024).
В докладе рассматривается ключевая роль социального педагога / воспитателя и основных областей деятельности. Разнообразие деятельности профессиональных педагогов требует серьезной и глубокой теоретической и практической подготовки по уходу за ребенком с социальными проблемами.
Ключевые слова: социальный педагог / воспитатель, дети с социальными проблемами, профессиональной компетентности.
В начале 90-х 20-го века, в соответствии с новой социальной политикой в стране, для улучшения взаимодействия «человек — человек» и «человек — окружающая среда» возникает новая специальность «социальная педагогика» [3. стр. 107].
Характеристика профессии социального педагога / воспитателя
Особенности профессии «социальный педагог» определяются разнообразием детей и людей с социальными проблемами. С другой стороны, широкий спектр возможностей для социального педагога в области социальной и воспитательной работы определяет необходимость применения различных способов реализации и различных форм взаимодействия с учреждениями, связанных с этими проблемами [4. стр. 228].
Характер профессии «социальный педагог» является сложным и многогранным. Это связано:
с разнообразием клиентов, с которыми нужно работать: дети, взрослые и пожилые люди;
сложность подходов, используемых в решении проблем;
разнообразие взаимодействий — институциональных и профессиональных, которые реализуются для решения проблемы;
широкий ряд законов, относящихся к работе;
различные учреждения общественного и НПО сектора, в которых может быть реализован социальный педагог;
богатство научных направлений, которые составляют профессиональную компетентность социального педагога [3. стр. 107].
Самыми проблемными областями, где востребована социальная работа воспитателем, являются направления:
Дети и лица, нуждающиеся в помощи в планеих личного и социального функционирования, в преодолении природных жизненных кризисов – это кризис третьего года жизни, первичной социализации, половое созревание, формирование личности, вторичной социализации, переход из одной возрастной группы в другую; поддержание адаптации к жизни в новых условиях, новой среде — дружественной, школы, студентской, профессиональной; содействовать развитию — личному, когнитивному, эмоциональному, профессиональному и других.
Поддержка детей с нарушениями социального функционирования (вобездоленных семьях) – детей с одним из родителей, без родителей, воспитанников приемных семей,их опекунов и родственников, в учреждениях,принятие из многодетных семей, семей с безработными родителями — с одним или обоими, из бедных семей, дети с особенностями психофизического и различного этнического происхождения. Также с детьми, имеющими родителей социально-нравственной деградации (алкоголики, наркоманы, попрошайки, отбывающие наказание в виде лишения свободы и т.д); заболевших родителей, дети, реализующие детский труд, который вредит психофизиологическомуразвитию и развитию образования; детей-мигрантов; детей-беженцев; с которыми жестоко обращались, беременные несовершеннолетние и другие [1, стр. 91]. Именно в этих областях, представляющих интерес с точки зрения социального педагога,его деятельность, его роль в качестве педагога в специализированном учреждении особенно важна и нужна.
Основная роль социального педагога / воспитателя связана с организацией и осуществлением образовательной и коррекционной работы с каждым ребенком, имеющего социальную проблему. Реализация основных функций социального педагога — научная и лечебная, она находится в процессе педагогического взаимодействия с ребенком в следующих областях: защита жизни и здоровья ребенка, освоение единства внутренней и нравственной культуры, формирование гражданского сознания и поведения индивида, формирование позитивного отношения к обучению и к любой работе, обучение самореализации в жизни, приучение ребенка к жизни в группе и обязательств ребенка как члена сообщества и как гражданина, формирование способности самоуправления и соблюдения в учреждении.
Социальный педагог / воспитатель тот, кто планирует, организует и реализует социально-педагогическое взаимодействие через различные формы, методы и инструменты. Он тот, кто осуществляет индивидуальную и групповую работу с детьми, через которые они изучают социальные нормы и правила в плане сотрудничества и взаимодействия с другими людьми. Также взаимодействие между членами сообщества ребенка создает программу для воспитательной работы в соответствии с потребностями, интересами и проблемами детей, вносит необходимые изменения в нее, ответственнен за реализацию запланированных целей и задач. Все это накладывает определенные обязанности. Они зависят от профессиональных и личных качеств его собственного стиля общения и коммуникативных навыков. Для достижения своей сложной и мульти-уставной деятельности социальный педагог / воспитатель постоянно пополняется свои знания в различных областях — семейных, учреждений, законов и правил, прав детей, чтобы искать и находить общественное взаимодействие с родителями. Таким образом, он одновременно выполняет разные роли:
учитель с детьми в процессе обучения и обучения общества;
руководство в трудную минуту в споре или к нему можно обратиться за помощью;
директор, который координирует, направляет, дает дух переосмыслить работу детской группы, организации, возможные последствия;
экспертный источник знаний;
модель поведения с проблемами, которые возникают;
судья, арбитр в оценке мнений в споре и в проблемной ситуации;
охранник из первых правил группы, в которой дети будут развиваться вместе с ней [3. стр. 110].
Основные направления деятельности социального педагога / воспитателя
Основные мероприятия, проводимые социальным педагогом/воспитателем, который работает с детьми с социальными проблемами, связанными с диагностикой уровня развития ребенка, планирование, организация и проведение различных мероприятий в соответствии с их интересами и потребностями. Одной из его главных задач является защита жизни и здоровья ребенка, поддержание профессиональной этики и коллегиальной реализации организационных связей на различных уровнях. Основные направления деятельности социального педагога отражаются в описании работы. Еще одним ключевым моментом в должностной этике социального педагога, работающего с детьми с социальными проблемами является способность обрабатывать широкий спектр законов, юридически служащих уходу за ребенком. Наиболее часто используемые законы: Конституция Республики Болгария, Конвенция о правах ребенка, Закон о защите детей, Закон о социальной помощи, Указ о критериях и стандартах социальных услуг для детей и другие. В повседневной практике он руководствуется текущими тенденциями в педагогической отрасли, организации по содержанию учебной деятельности, которой занимается. Его деятельность регулируется внутренними правилами социального обслуживания: устав, внутренние правила, процедуры предоставления плана социального развития службы социального обслуживания и других. Разнообразие деятельности в профессиональной характеристике социального педагога требует серьезной и глубокой теоретической и практической подготовке по уходу за ребенком и опыт работы с детьми с социальными проблемами. Это обучение включает в себя:
Специальная подготовка научных знаний специфики каждоговозрастного периода;
Поддержание необходимого уровня специальной подготовки в научнойсоответствующей области, как требуется в момент вступления в должность и в процессе работы;
Возможность подключения образовательных целей с процессом деятельности ипланы ожидаемых результатов;
Знание различных методов для планирования учебного процессаи использование различных материалов;
Использование различных форм и методов диагностики и оценкидостижения детей и результата учебного процесса [3. стр. 113].
Особенности в формировании теоретического и практического опыта социального педагога рассматривается Лео C. Мардахаевым.
Теоретический социально-педагогический опыт автора определяется как психолого-педагогические, социальные, медицинские, профессиональные знания, необходимые для опытной квалификации его действия как естественного компонента социальной и воспитательной работы.
Практический опыт, поскольку он представляет приобретенные навыки и привычки —приводит к наибольшей эффективности практической реализации в педагогическом аспекте профессиональной деятельности социального педагога, работающего с ребенком в решении своих социальных проблем [2, с 234]..
Вывод
Характер и спецификаработы социального педагога распространяется на многих – поэтому и требований к профессиональным и личным качествам и навыкам очень много. Они связаны со способностью социального педагога/воспитателя использовать интегративные и междисциплинарные знания в социальной педагогической практике, соответствующей тенденции в Developement современной социальной педагогики.
Литература:
- Vladinska Н. Введение в историю и теорию социальной работы. Велико Тырново, 1994.
- Мардахаев Л. В. Sotsialynaya педагогика. Ред. «МГСУ», Москва, 2002.
- Петкова, И. Социально-воспитательная работа с детьми, лишенными родительской заботы. Габрово 2012.
- Петкова, И. Профессиональная культура социального педагога. Образование, т. 2, София 2013.