Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 7110 раз

Библиографическое описание:

Оськина, О. В. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы / О. В. Оськина, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 850-852. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11110/ (дата обращения: 16.12.2024).

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

В 2012 году около 30 % семей в России были неполными — не хватало одного родителя. Для сравнения: в 1996 году таких было не более 13 %. Таким образом, за последние 16 лет количество семей с одним родителем увеличилось в 2,3 раза. Статистику привел Росстат.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. [1,c.25]

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. [2,c.95]

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. [5,c.24]

Социальная работа с неполной семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. [3,c.54]

Деятельность специалистов по социальной работе многогранна: в одном случае они проводят консультацию супругов, в другом — совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем — решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом — занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т. д. В принципе, эти многоплановые контакты специалиста по социальной работе с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй.

Можно выделить направления при социальной работе с неполной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений. Очевидно, что в каждой конкретной ситуации неполная семья нуждается в различных видах помощи с тем, чтобы, по крайней, частично компенсировать влияние негативных факторов на развитие ребенка.

Первым направлением социальной работы с семьёй является предоставление педагогических услуг, куда входит: 1) помощь в защите интересов детей; 2) консультативная помощь родителям и детям; 3) организация обучения родителей приёмам игровой и учебной деятельности детей.

Вторым направлением социальной работы с семьёй является предоставление психологических услуг, куда входит: 1) психодиагностика и обследование личности клиента; 2) семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое); 3) телефонное консультирование; 4) коррекцию отношений и поведения; 5) профилактика конфликтных ситуаций в семье; 6) проведение тренингов по коммуникативному общению и т. д.

Третьим направлением социальной работы с семьей является создание групп поддержки и организации взаимодействия родителей из неполных семей: свободный обмен мнениями по поводу проблем, вызывающих у них особое беспокойство, взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Четвертым направлением социальной работы с семьей является оказание помощи в организации семейного досуга, координации связей семьи с различными ведомствами и социальными службами.

Деятельность специалиста по социальной работе с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.

Деятельность специалиста по социальной работе в общеобразовательном учреждении предусматривает проведение широкого просвещения родителей, которые в одиночку воспитывают детей, по следующему кругу вопросов:

а)         педагогическая и социальнопсихологическая подготовка родителей к воспитанию детей;

б)         роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

в)         значение личного     примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери;

г)         воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста;

д)         социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков и т. д. [6,c.213]

Психологическая составляющая при работе с семьей включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и социально-психологическую коррекцию межличностных отношений.

Посреднический компонент включает в себя три составляющие:

1.                    Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое.

2.                    Помощь направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

3.                    Помощь направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи. [6,c.198]

4.                    В группе школьников, среди которых были дети из полных и неполных семей, характерными качествами личности детей из неполных семей являлись: неразговорчивость, замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность, неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и тому подобные. Когда как для детей из полных семей основными качествами личности были: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость, эмоциональность, смелость, взвешенность поступков, общительность и т. д. Этими качествами обладали и некоторые дети из неполных семей, где наблюдались ровные, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, где нормальный уровень материального положения и достаточно высокий интеллектуальный, образовательный уровень взрослых (родителей или опекунов, или других родственников).

Таким образом,можно сделать следующие выводы. Социальная работа с неполными семьями представляет собой целостную систему. Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Социальная работа ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.

Социальный педагог должен заниматься своим делом хорошо и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Иногда в помощи нуждаются больше родители, чем сами дети. Дети осознают важность воспитательной работы, как правило, позже, зачастую тогда, когда они сами становятся родителями. И хотелось бы, чтобы будущие родители моделировали свою жизнь на хороших примерах общения и воспитания.

Литература:

1.      Голод, С. И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С. И. Голод, А. А. Клепин. — СПб. : Филиал института социологии РАН, 2007. — 25 с.

2.      Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко / / Социс. — 2005. — № 10. — С. 95–99.

3.      Лодкина Т. Диагностика в работе семейного социального педагога / Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. — 2005. — № 2. — С. 54, 59.

4.      Принципы воспитания ребёнка в неполной семье/ Школьный психолог// Методическая газета для педагогов-психологов. — 2008. — № 10. — С. 24.

5.      Ребёнок без отца/ Виринея // Народный женский журнал. — 2006. — № 10. — С. 24.

6.      Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Издат. Центр «Академия», 2004. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное учреждение, отдельный случай, семейная ситуация, семейный досуг, трудовой доход.


Похожие статьи

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Похожие статьи

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Специфика деятельности социального работника при обучении пожилых людей основам компьютерной грамотности

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Актуальные направления в работе с семьей в деятельности педагога-психолога

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Задать вопрос