Проблемы и потребности младших школьников из неполных семей
Автор: Кусумова Анастасия Амангельдиевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1405 раз
Библиографическое описание:
Кусумова, А. А. Проблемы и потребности младших школьников из неполных семей / А. А. Кусумова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2931/ (дата обращения: 16.11.2024).
Отцы и дети - проблема прошлого.
Дети без отцов - проблема настоящего.
Психологические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин младшие школьники из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого» [2, с. 17].
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, младшим школьникам из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
В нормальной семье обычно создаются все необходимые условия для развития ребенка. Поэтому чаще всего нет необходимости предпринимать какие-то особые воспитательные меры. Однако в тех семьях, где по каким-либо причинам ребенок «лишен раздражителей» к активности (или они ограничены в ранний период его развития), возникает опасность, что ребенок позже не сможет справиться с требованиями окружающей среды [4, с. 67].
Другой круг основных потребностей ребенка касается обучения. Для хорошего развития ребенка, мир, в котором он живет дома, должен иметь определенный смысл и порядок. Ребенок постепенно «открывает» этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать. Поэтому малышу прежде всего нужны такие раздражители, которые несут ему радость, возбуждение, удовлетворение, особенно тогда, когда он сделает что-то доброе [5, с 33].
Первым учителем для ребенка, как правило, является мать, а потом - остальные члены семьи. Затем будет детское общество, школа, много других людей - квалифицированных и неквалифицированных. Но больше всего он научится от тех людей, которых будет любить, уважать, к которым будет хорошо относиться.
Если рядом с ребенком нет человека, который мог бы с самого раннего детства «оценивать» его первые успехи в "жизни, кто мог бы радоваться его первой улыбке, первым шагам, первым словам, кто мог бы всем его «изобретениям и открытиям» давать определенный смысл, то этому ребенку будет очень трудно не только физически, но и морально. Он будет по сравнению со своими сверстниками меньше знать и уметь. Он будет ограничен в самой важной способности - способности учиться.
Следующая важная потребность - это потребность в жизненной уверенности.
Самой лучшей основой для развития жизненной уверенности являются взаимоотношения ребенка и взрослого, основанные на чувствах доверия, уважения и любви.
Постепенно у ребенка создается первое представление о «доме», закладываются основы эмоциональной жизни, которые в дальнейшем будут помогать ребенку в его отношениях к людям и вещам. Закладываются основы таких позиций, как сочувствие (сопереживание), радость за других, сознание справедливости, удовлетворение от совместной работы с другими людьми, солидарность, преданность, самоотверженность и т. д. Несомненно, что характер ребенка в своей эволюции будет отшлифовываться, обогащаться, переделываться и развиваться, но именно в самом раннем детстве решается вопрос: сможет ли он принимать и дарить любовь. Недостаточное воспитание этих человеческих чувств имеет в основном два последствия: во-первых, делает" ущербным самого человека, во-вторых, окружающие люди очень серьезно страдают от проявлений такого личностного недостатка.
Одна из обязательных потребностей человека - это определение своего места в жизни, осознание своей личностной значимости, собственного «я».
Так и младший школьник не хочет быть послушным винтиком механизма, который работает независимо от стараний и воли его личности. Он стремится проявить свою волю быть самим собой, добивается того, чтобы другие люди понимали его, считались с ним, любили и уважали его.
И ребенок испытывает ту же потребность. Он счастлив от впервые сказанного «нет», так как этим отрицанием он демонстрирует свою волю. В этом «нет» присутствует также сознание собственного достоинства.
Необходимость самостоятельности и общественного признания будет со временем все возрастать. Это не означает, что семья теряет для ребенка свой смысл. Наоборот, на протяжении всего детства, юношества, всей жизни семья для многих людей является главной ареной общественного признания, источником уверенности. Однако отношение ребенка к родителям и другим членам семьи будет развиваться и изменяться. Когда в семье все в порядке, то порой создается впечатление, что ребенок младшего школьного возраста очень мало думает о семье, почти не нуждается в ней. Главным направлением его внимания будто бы выступает только детское сообщество. Безусловно, это поверхностное впечатление. Лучше всего это подтверждают конфликты при разводах и других семейных потрясениях [2, с. 98].
Когда родной дом становится местом разрешения бесконечных семейных проблем, то у ребенка пропадают и уверенность и уравновешенность. Постепенно он начинает вносить неуверенность и в свои отношения с людьми вне дома, что не дает ему возможности хорошо зарекомендовать себя, а некоторые взрослые уже спешат приписать ему роль «возбудителя спокойствия». Многие психологические исследования показывают: среди ребят, у которых возникают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и товарищами, большинство детей разведенных родителей.
Таким образом, младшие школьники из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении, нуждаются в помощи специалистов – социальных педагогов. Работа таких специалистов должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки внутренних трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Литература:
Демидов, A.M. Проблемы детей из неполных семей. [Текст]/ А.М. Демидов.- М.: Просвещение, 2004. – 176 с.
Ершова, Н.М. Воспитание детей в неполной семье [Текст] / Н.М. Ершова. – М.: Прогресс, 2005. – 206 с.
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. [Текст] А.И. Захаров. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
Зубкова, Т.С. Неполные семьи [Текст] /Т.С. Зубкова; Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
Зубкова Т.С. Дети из неполных семей [Текст]/ Т.С. Зубкова;– М., 2003. – 239 с.
Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей: учебное пособие [Текст]/ Т.С. Зубкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с.