Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Н. А. Бутырина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9379/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия

 

Одним из ведущих качеств воспитанной личности, несомненно, является культура поведения. Это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Культурный человек находит не только правильную форму поведения в определенной ситуации, но и умеет ориентироваться в новых для него обстоятельствах.

На современном этапе развития человечества отмечается снижение культурно-нравственного уровня общества, что обуславливает необходимость поиска новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Особенности проявления культуры поведения зависят от различных видов деятельности человека в социуме. Как социально приемлемые качества личности, и поступки, сформированные у человека как члена общества, определяет культуру поведения П. И. Бархатова. Автор указывает, что эти качества личности должны быть сформированы посредством присвоения человеком общечеловеческих нравственных ценностей, морально-этических норм поведения, эстетической культуры [1].

Н. И. Курочкина, С. В. Петерина выделяют два аспекта понимания культуры поведения: как нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах; как положения, закрепленные в обществе как социально приемлемые, и, направляющие, регулирующие, контролирующие поступки и действия людей в обществе [5,7].

Авторы отмечают также, что на культуру поведения оказывают влияние два фактора: внешний — отвечает за регулирование поведения и деятельности человека в обществе; внутренний — заключается в особенностях индивидуальных возможностей личности конкретного человека.

Результатом усвоения культуры поведения должна стать воспитанность. При этом, воспитанность как качество личности подразумевает: соблюдение правил этикета, соблюдение правил общения (культура общения), следование общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из основных признаков культуры поведения является проявление точности и обязательности.

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности — сформированное у ребенка умение следить за порядком, чистотой того места, где он занимается какой-либо деятельностью: трудовой, игровой, учебной;

Культура общения подразумевает сформированное у ребенка умение уважать окружающих, учитывать их мнение и желания в ущерб своим, знание вежливых правил общения со взрослыми и сверстниками;

Культурно-гигиенические навыки представляют собой сформированные у ребенка и закрепленные в его поведении навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду, необходимость следования которым продиктовано не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.

На процесс воспитания культуры поведения в процессе общения при этом оказывают влияние такие факторы как особенности отношений в обществе, в котором живет и растет ребенок, особенности семейной атмосферы, особенности эмоционально-психологического климата в группе детского сада, которую ребенок посещает. Исходя из такой особенности дошкольников, как конкретность мышления, Р. С. Буре отмечает, что дети не могут освоить все эти нормы, если они не представлены взрослым четко, с помощью показательных примеров из произведений художественной литературы, а также из жизни самих детей, рассмотрениях их поступков с точки зрения морально-нравственных норм и правил общения в обществе [2].

Данный процесс Р. С. Буре представляет как перевод взрослым для ребенка моральных норм и правил как регуляторов его поведения, а также рассмотрение и обсуждение с детьми ситуаций, возникающих в повседневной жизни и заключающих в себе моральный смысл [2].

Эффективность формирования культуры поведения дошкольников зависит от особенностей построения образовательного процесса, учета ряда педагогических условий.

Педагогические условия представляют собой один из компонентов педагогической системы, который отражает совокупность возможностей материальной и образовательной среды, воздействующих на личностные и процессуальные аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие. Они отображают такие особенности построения педагогического процесса, процесса взаимодействия, которые обеспечивают его эффективность в формировании тех или иных свойств или качеств личности, развитии тех или иных аспектов деятельности.

Рассматривая культуру общения, мы неизбежно подходим к тому, что в ее формировании огромную роль играет культура общения самого воспитателя. На современном этапе, в рамках компетентностного подхода, культура общения педагога может быть рассмотрена в составе коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность, как отмечает Ю. В. Ушачева, относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость для педагога. Коммуникативная компетентность рассматривается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, то есть достигающему целей и эмоционально благоприятному для участвующих сторон [10].

Педагогическая деятельность в основе своей базируется на общении с детьми. Глубина взаимодействия педагога с ребенком оказывается сильное влияние на развитие всех аспектов личности ребенка, в том числе и его культуры общения.

В работах Н. А. Лялиной, Ф. С. Газизовой отмечается, что важным условием формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста является речь воспитателя. По мнению данных авторов, овладение культурой общения и ее усовершенствование является одной из профессиональных обязанностей воспитателя, но, перед тем как осуществлять формирование культуры речи и развивать речь воспитанников, педагог должен позаботиться о своей собственной речи [3,6].

В работе Е. И. Тихеевой, детально рассмотрены культурные и методические требования к речи воспитателя. Исследователь считает, что речь воспитателя должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Воспитатель должен следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка [9].

Также воспитателю необходимо регулировать силу своего голоса в соответствии с ситуацией общения. Важной составляющей речи воспитателя должна быть ее эмоционально, образность, выразительность, она должна отражать интерес и внимание к ребенку. В целом автор считает, что воспитатели должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей.

Еще одним немаловажным аспектом формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста является стиль педагогического общения, так считает Т. Н. Чиркова. Не только речь, но и другие проявления педагогического общения должны способствовать формированию культуры поведения [12].

В работе Ф. С. Газизовой указывается, что процесс формирования культуры общения у дошкольников будет происходить более успешно в случаях, когда технология формирования культуры общения реализуется по этапам. Автор выделяет следующие этапы: разъясняюще-мотивационный, репродуктивно-творческий, коррекционно-диагностический. Эффективность формирования культуры общения зависит от того, определяется ли содержание культуры общения с учетом принципов дидактики и резервных возможностей дошкольника [3].

М. М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [8].

Также, по мнению М. М. Силаковой, немаловажным является включение в педагогический процесс специально созданных педагогический ситуаций по формированию культуры общения у детей исследуемого возраста, и систематические упражнения по развитию культуры общения дошкольников с окружающими людьми [8].

В целом, формирование культуры общения как одного из аспектов культуры поведения находится в тесной взаимосвязи с реализацией таких условий, как повышение коммуникативной компетентности педагога, формирование конструктивного стиля педагогического общения, а также изучение уровня сформированности культуры общения детей дошкольного возраста и поэтапное ее формирование.

Следующей составляющей культуры поведения является культура деятельности. С. В. Петерина указывает, что культура деятельности тесным образом связана с культурой общения, потому что в процессе деятельности проявляется и культура общения в том числе. Поэтому необходимо разграничить и акцентировать внимание на том, что культура деятельности будет рассматриваться нами как сформированность определенных умений и навыков, выполнять деятельность с учетом поставленной цели, умение доводить начатое до конца, умение в процессе деятельности обращаться за помощью и умение проявлять собственное творчество [7].

По мнению В. Н. Давидович, среди всего многообразия видов деятельности, в которые включается ребенок дошкольного возраста, во всех из них важное значение имеет развитие у ребенка навыков самоорганизации. Это позволит повысить уровень культуры деятельности, когда ребёнок старшего дошкольного возраста будет способен самостоятельно принимать задачу, поставленную взрослым, организовывать свою деятельность, планировать элементарные действия, осуществлять их, оценивать полученный результат [4].

Для развития данных умений у ребенка важнейшим условием является сам процесс организации деятельности, ключевую роль в котором играет педагог. Именно педагог направляет ребенка, формирует у него основные умения и навыки. Это значит, что формирование культуры деятельности ребенка дошкольного возраста тесным образом зависит от педагогического руководства деятельностью ребенка.

Следующим компонентом культуры поведения дошкольников, который мы рассматриваем в рамках данного исследования, является формирование культурно-гигиенических навыков. К числу основных условий формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально-организованная обстановка, чуткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого просторного помещения с необходимым оборудованием, которое позволяет проводить все режимные моменты.

Для формирования культурно-гигиенических навыков необходимо вырабатывать общие критерии в оценке отдельных действий, чтобы определить, как дети с ними справляются. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, и это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков происходит в игре, труде, на занятиях, в быту. Посредством ежедневного повторения, режим дня приучает ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену видов деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Следующее условие, а именно руководство взрослых процессом формирования культурно-гигиенических навыков, включает в себя методы и приемы организации данной работы. В условиях дошкольного образовательного учреждения, воспитатель может использовать такие методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков, как личный пример взрослого, непосредственно образовательную деятельность, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приёмы, викторины, развлечения, прием повторения действий.

Также И. Н. Курочкиной указывается, что условиями формирования культурно-гигиенических навыков могут выступать также: организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома; разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке на ряд операций, что помогает сформировать более устойчивый динамический стереотип; многократные повторения детей в действиях с выделением способа действий и порядком их выполнения; индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития, темпов овладения культурно-гигиеническими навыками, организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий, безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований [5].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что при определении педагогических условий, влияющих на формирование культуры поведения в дошкольном возрасте важно учитывать все компоненты культуры поведения, влияние общения на культуру поведения. К числу таких условий мы можем отнести: развитие коммуникативной компетентности педагога, формирование культуры поведения с учетом всех ее составляющих (культуры общения, культуры деятельности, культурно-гигиенических навыков), организацию взаимодействия с семьей.

 

Литература:

 

  1.                Бархатова, П. И. Воспитание культуры поведения / П. И. Бархатова // Дошкольное воспитание — 2009. — № 11. — С. 18–25.
  2.                Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.
  3.                Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете / И. Н. Курочкина // Дошкольное воспитание.- 2003. — № 10. — С.30–34.
  4.                Лялина, Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема Н. А. Лялина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43–2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kultury-vzaimoponimaniya-v-obschenii-starshih-doshkolnikov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.11.2015).
  5.                Ушачева, Ю. В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / Ю. В. Ушачева // Управление ДОУ. — 2008 — № 4. — С. 29–33.
  6.                Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: «Высшая школа», 1989. — 153 с.
  7.                Чиркова, Т. Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов / Т. Н. Чиркова. Нижний Новгород, 2006. — 162 с.
  8.                Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева.- учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия».-2011.- 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура общения, дошкольный возраст, культура деятельности, ребенок, культура поведения, навык, качество личности, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность педагога, педагогическое общение.

Ключевые слова

педагогические условия, культура поведения, культура общения, культура деятельности

Похожие статьи

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

коммуникативная компетентность, ребенок, ранний возраст, общение, дошкольный возраст, навык коммуникации, модель формирования, освоенная способность ребенка, ранняя социализация...

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

дошкольный возраст, ребенок, семья, общение, компетенция, взрослый, уровень развития, коммуникативная компетенция дошкольников, коммуникативная компетенция детей, непосредственное общение...

Формирование коммуникативной компетентности...

Педагогические условия формирования культуры поведения... Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическое общение — процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами.

Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление...

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная деятельность...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития. Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников.

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся, педагогический колледж, обратная связь, научный стиль, научная речь, учебный процесс.

Похожие статьи

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

коммуникативная компетентность, ребенок, ранний возраст, общение, дошкольный возраст, навык коммуникации, модель формирования, освоенная способность ребенка, ранняя социализация...

Коммуникативная компетентность как базовый элемент...

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Формирование коммуникативных компетенций детей...

дошкольный возраст, ребенок, семья, общение, компетенция, взрослый, уровень развития, коммуникативная компетенция дошкольников, коммуникативная компетенция детей, непосредственное общение...

Формирование коммуникативной компетентности...

Педагогические условия формирования культуры поведения... Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическое общение — процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами.

Можно выделить следующие группы профессионально-коммуникативных умений педагога

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление...

дошкольный возраст, сверстник, ребенок, взрослый, отношение, формирование личности, окружающий мир, общение, совместная деятельность...

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития. Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников.

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся, педагогический колледж, обратная связь, научный стиль, научная речь, учебный процесс.