Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Резцова, Т. М. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки / Т. М. Резцова, В. И. Русанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9156/ (дата обращения: 24.12.2024).



 

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Восприятие — это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств.

В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект — художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное.

Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в, то, же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства.

Четыре вида восприятия музыки:

Целостность. Музыкальное произведение воспринимается ребенком, прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.

Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека.

Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики.

Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, ребенок создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах.

Как уже отмечалось, развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Слушание музыки — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

Стадии музыкального восприятия у детей:

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. Дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению.

Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Задача педагога здесь — помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия. Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального! вкуса.

Третья стадия — это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по- своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее — это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на ребенка, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию.

Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, музыкальная деятельность, слушание музыки, дошкольное учреждение, музыкальная выразительность, музыкальная культура.

Похожие статьи

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста