Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов»
Автор: Куличенко Татьяна Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 02.11.2015
Статья просмотрена: 1910 раз
Библиографическое описание:
Куличенко, Т. В. Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов» / Т. В. Куличенко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9042/ (дата обращения: 16.12.2024).
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные:
— знать о наличии царства грибов;
— знать строение гриба;
— уметь находить части гриба;
— знать съедобные и несъедобные грибы;
— уметь различать грибы-двойники;
— знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
— сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;
— классифицировать грибы на съедобные и не съедобные;
— создавать модель гриба;
— понимать значение грибов для леса.
Личностные:
— осознавать значение грибов для леса;
— осознавать необходимость правильного сбора грибов;
— осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор
- экран
- учебник «Окружающий мир» 3 класс,
сообщения учащихся
Ход урока
1. Оргмомент
2. Целеполагание.
— На прошлом уроке мы говорили о разнообразие природы.
— На какие группы можно разделить объекты природы?
— Какое название дали учёные-биологи этим группам?
— царство животных, растений
— Вспомните о каком царстве мы говорили на прошлом уроке? (бактерии)
— Какие бывают бактерии?
— Где они обитают?
— А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?» (грибы)
— К какому царству вы отнесёте ягоды?
— А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
— Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?
— Совершенно верно, учёные-биологи выделили грибы в отдельное царство.
—Вы уже догадались какова тема нашего урока?
— Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
— Почему грибы определили в отдельное царство?
— Значит, что мы ещё узнаем?
— Что вы ещё знаете о грибах?
— Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
— А ещё, ребята, мы создадим модель гриба.
3. Актуализация знаний.
— Ребята, какие грибы вы знаете?
— Что общего в их строении? Как выглядит гриб?
— Что такое грибница и какую роль она выполняет?
а) Работа по учебнику с.49–53 (самостоятельное знакомство с материалом)
— Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.
— Есть разница? В чём?
— Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?
— А теперь, давайте изготовим модель гриба.
б) Работа в парах.
— А теперь, давайте изготовим модель гриба. (лепка из пластилина)
— Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?
— Назовите части гриба.
— Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?
— Разные у вас получились модели грибов. Расскажите, кто какой гриб слепил.
— Давайте разложим ваши грибы в корзинки.
— У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?
— Какое действие мы будем осуществлять?
— Значит, в одну корзинку какие грибы будем складывать? А в другую?
— А вы, ребята, (обращаюсь к сборщикам грибов) проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.
— Давайте проверим, правильно ли вы распределили грибы?
4. Физкультминутка
5.Знакомство с новым материалом
— А сейчас рублика «Это интересно» (доклады учащихся по теме)
1 доклад «Разнообразие грибов»
Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.
Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть и так называемые «ослиные уши», и уже известные нам шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг). Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. Это боровик. А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна. Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые. Рыжики — самые любимые грибы русского народа.
А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для засолки. У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Их так и называют Пластинчатые.
2 доклад «Особенности строения грибов»
— Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело — это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.
6. Работа в группах (работа с дополнительной литературой)
— у каждой группы название гриба, вам предстоит как можно больше узнать о нём и поместить информацию в таблицу
Название |
Вид |
Размножение |
Польза(вред) для человека, животных |
Это интересно |
|
|
|
|
|
— Защита работ
7. Знатоки природы (коллективная работа)
(Слайд «Грибы-невидимки») Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.)
— Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.
— А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? (Появляется рисунок-подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже молочный.
— А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а также задерживают рост различных опухолей.
(Слайд «Красная книга грибов») — Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?
(Слайд «Грибные приметы») — Знают настоящие грибники и грибные приметы.
Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.
7. Итог урока. Рефлексия
— К концу подходит урок. Вспомним всё о чём мы говорили на уроке
— Что интересного узнали о грибах?
— Ребята, давайте подведём итог урока.
— Какие цели ставили в начале урок.
— А теперь давайте оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.
— Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.
— Что полезного узнали на уроке?
— Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?
8. Домашнее задание. подготовить сообщение на тему «Разнообразие царства грибов
Лист самооценки
Знать о наличии царства грибов |
Знать строение гриба |
Уметь находить части гриба |
Знать съедобные и несъедобные грибы |
Уметь различать грибы-двойники |
Знать грибы, занесённые в красную книгу |
Понимать значение грибов для леса |
Сравнивать (классифицировать) грибы |
Создавать модель гриба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|