Популяризация знаний о царстве грибов среди учащихся старших классов и среднего звена | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Скребцова, Т. С. Популяризация знаний о царстве грибов среди учащихся старших классов и среднего звена / Т. С. Скребцова, Е. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3402/ (дата обращения: 16.11.2024).



Грибы, как живые организмы, возникли значительно раньше человека и научились приспосабливаться к новым условиям. Они участвуют практически во всех процессах жизнедеятельности, вступая в симбиоз с растениями и животными. Роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что, как и бактерии, эти организмы способствуют разложению всех органических элементов, которые остаются после смерти животных и растений. Грибы также важны и для людей. Некоторые их свойства используются в виноделии и хлебопечении, в промышленности и быту. Грибы с давнейших пор используют в производстве медикаментов и лекарственных препаратов. Но в наше время прогресс достиг больших высот, поэтому люди стали забывать про грибы и их полезные свойства. Именно по этой причине автору показалось интересным изучить грибы населенного им региона.

Цель: разработать практические рекомендации для повышения знаний учащихся о грибах национального парка «Куршская коса»

Задачи:

  1. Изучить видовое разнообразие грибов национального парка Куршская коса
  2. Провести социальный опрос среди учащихся школы с целью определения знаний и заинтересованности
  3. Предложить рекомендации национальному парку «Куршская коса» по проведению мероприятий

Общие сведения о грибах

Грибы — обширная группа организмов, включающая около 100 тысяч видов (по мнению некоторых микологов истинное число видов грибов составляет не менее 1,5 млн.). Они широко распространены по всему земному шару и рассматриваются как самостоятельное царство живой природы отличающегося как от растений, так и от животных. По способу питания все грибы являются гетеротрофными организмами. В природе они получают готовое органическое вещество в виде разнообразных остатков растительного или животного происхождения (на которых они развиваются как сапротрофы) или используют живые ткани и содержимое клеток живых организмов (то есть развиваются как биотрофы). Характерные особенности грибов — наличие обычно хорошо выраженной плотной клеточной стенки, способность их вегетативного тела к неограниченному росту, неподвижность в вегетативном состоянии. Грибы — талломные, или слоевищные, организмы. Их вегетативное тело состоит из нитевидных, не более нескольких микрон толщиной, тонких образований, называемых гифами, обильно разветвленная система которых формирует грибницу, или мицелий. Он может быть неклеточным или клеточным. Некоторые наиболее примитивные грибы имеют одноклеточный таллом, иногда лишенный клеточной стенки. У грибов-паразитов он распространяется внутри тканей пораженных организмов или на их поверхности. Иногда грибы образуют мицелиальные тяжи и ризоморфы. состоящие из параллельно расположенных и соединенных между собой гиф. Они выполняют проводящие функции. Гифы их наружных слоев выполняют защитные функции, а внутренние тонкостенные гифы — проводящие.

Другой тип видоизменений мицелия — распространенные у многих групп грибов склероции. Это плотные переплетения мицелия, которые помогают грибу переносить неблагоприятные условия. На мицелии развиваются органы размножения грибов. Их строение служит основой современной систематики грибов. Грибы размножаются вегетативным, бесполым и половым путем. При вегетативном размножении от мицелия отделяются неспециализированные его части и дают начало новому мицелию. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток или многоклеточных структур — спор, прорастающих в мицелий. Такие споры образуются на мицелии эндогенно, внутри особых вместилищ — спорангиев, или экзогенно, на поверхности специализированных веточек мицелия — конидиеносцах. Эндогенные споры грибов могут быть двух типов. Зооспоры — голые подвижные клетки, снабженные жгутиками. Они формируются внутри зооспорангиев. Спорангиоспоры — неподвижные споры, одетые оболочкой. Экзогенные споры всегда неподвижны, покрыты оболочкой. Их называют конидиями. Половое размножение происходит у всех групп грибов, кроме дейтеромицетов. Формы полового процесса у грибов очень разнообразны. Их можно разделить на три большие группы: гаметогамия, соматогамия и гаметангиогамия. На основании типов полового процесса, характера жгутикования у подвижных стадий (зооспор и гамет), развития спор полового размножения и других признаков грибы подразделяют на основные классы:

– Хитридиомицеты (Chytridiomycetes). Мицелий этих грибов развит слабо или отсутствует. Зооспоры и гаметы с одним задним бичевидным жгутиком.

– Гифохитриомицеты (Hyphochytriomycetes). Мицелий развит слабо или отсутствует. Зооспоры и гаметы с одним передним перистым жгутиком. -Оомицеты (Oomycetes). Мицелий хорошо развит. Неклеточный. Зооспоры с двумя неодинаковыми жгутиками — перистым и бичевидным.

– Зигомицеты (Zygomycetes). Мицелий хорошо развит, за немногими исключениями неклеточный. Бесполое размножение у большинства видов с помощью неподвижных спорангиеспор. Реже — с помощью конидий.

– Аскомицеты (Ascomycetes). Мицелий хорошо развит, клеточный. Бесполое размножение с помощью конидий. Половой процесс — гаметангиогамия. Споры полового размножения образуются эндогенно, в сумках.

– Базидиомицеты (Basidiomycetes). Мицелий хорошо развит, клеточный (обычно дикарионтичный). Бесполое размножение с помощью конидий. Половой процесс — соматогамия. Споры полового размножения образуются экзогенно, на базидиях.

– Дейтеромицеты. несовершенные грибы (Deuteromycetes, Fungi impeifecti). Мицелий хорошо развит, клеточный. Размножение только вегетативным и бесполым путем, в последнем случае с помощью конидий. Половой процесс отсутствует. Группа находится в стадии становления, связана по происхождению преимущественно с двумя предыдущими классами. Также выделяют следующие экологические группы грибов:

Микоризообразователи — грибы, образующие микоризу на корнях деревьев и кустарников, составляют 40 % от общего количества шляпочных грибов, известных в настоящее время, к ним относятся мухомор красный, рыжик настоящий и т.д

Сапротрофы осуществляют все процессы жизнедеятельности за счет мертвого органического вещества. В процессе эволюции у них сформировался специфический набор ферментов, позволяющий использовать те или иные субстраты. (дождевик жемчужный, телефора наземная)

Ксилотрофы заселяют ослабленные или поврежденные деревья и ведут себя уже как сапротрофы, использующие мертвое органическое вещество. (ксилярия древесная, аурикулярия уховидная).(паразиты)

Грибы национального парка «Куршская коса»

Одна из территорий, представляемых ООПТ федерального значения Калининградской области — национальный парк “Куршская коса”. На данной территории обитает 434 вида и 3 внутривидовых таксона агарикоидных базидиомицетов, которые относятся к 89 родам и 22 семействам и 6 порядкам. Наибольшим количеством видов представлены семейства Tricholomataceae, Cortinariaceae, Russulaceae, что характерно для спектра семейств агарикоидных грибов в лесах умеренной зоны Голарктики. Большое количество грибов в национальном парке можно встретить на экологических тропах: «Королевский бор», «Высота Мюллера».

Тема «грибы» в школе

Тема «Царство грибов» в школе изучается только в 7 классе в объёме 3ч: Общая характеристика грибов: Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора*.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Социальный опрос

В опросе на знания о грибах участвовали ученики 7–11-ых классов ГАУ КО ОО ШИЛИ — 100 человек. В результате анкетирования выяснилось: 38,60 % респондентов почти ничего не знают о грибах; 71,10 % респондентов знают, что грибы являются гетеротрофными организмами; 74,50 % ответивших указали, что грибы — это редуценты; 84,8 % участников частично правильно определили один съедобный гриб — белый гриб еловый, и только 9,10 % респондентов верно отметили два съедобных гриба: белый гриб еловый и мухомор серо-розовый, остальные участники ответили неверно, либо частично верно. На вопрос «Какие мероприятия вам кажутся интересными и полезными?» 53,7 % ответили — грибной фестиваль с дегустацией, 34,7 % — поездка с гидом-грибником в лес, 27,6 % — «живой урок» на экотропе в национальном парке, 25,4 % — фотовыставка грибов, 24,3 % — научно-популярная лекция о грибах, 1 % — выращивание грибов (рис.1). По итогам ответов и анализу изучения темы «Царство грибов» в школе были предложены рекомендации национальному парку «Куршская коса» по проведению мероприятий для учащихся.

Результаты анкетирования

Рис. 1 Результаты анкетирования

Рекомендации национальному парку «Куршская коса»

1) Разработка «Живого урока» на тему «Грибы Куршской косы» для начальной и средней школы, презентация данного занятия для школ Калининградской области и предложением включения данных выездных занятий в образовательную программу

2) Создание полиграфического издания — карманного определителя «Грибы Куршской косы»

3) Проведение выездных семинаров на экологических тропах («Королевский бор», «Высота Мюллера») для учителей биологии с целью знакомства с миром грибов

4) Проведение ежегодного праздника — фестиваля.

Фестиваль «Грибное царство Куршской косы»

Место проведения: Национальный парк «Куршская коса» (экотропа «Королевский бор» (6.6 км косы), Визит-центр «Музейный комплекс»

Дата проведения: 7 октября 2023 года (ближайший выходной день к дате 3 октября — неформальному празднику «День грибника)

Программа мероприятия:

  1. 09:00–10:00 полевая экскурсия на экотропе «Королевский бор» (6,6 км косы), сбор материала
  2. 11:00–11:15 открытие фестиваля в холле Визит-центра «Музейный комплекс», презентация фотовыставки «Грибы — нейросеть Куршской косы»
  3. 11:30–12:30 Лекторий «Таинственный мир грибов Куршской косы»
  4. 12:30–13:30 работа интерактивных площадок:

– Квиз «Что мы знаем о грибах» (викторина)

– Грибная лаборатория (выставка собранных на Куршской косе грибов, изучение грибов с использованием разработанных определителей, бинокуляров)

– гастробар (дегустация различных блюд, приготовленных из съедобных грибов)

  1. Дефиле — детский конкурс костюмов грибов, определение победителей, награждение

Вывод: в национальный парк «Куршская коса» были переданы рекомендации; предложен список грибов, представляющих три экологические группы для включения их в определитель и фотовыставку; приложена программа грибного фестиваля. Также автор получил подтверждение о проведении первого грибного фестиваля в 2023г.

Литература:

  1. Гарибова, Л. В. Энциклопедия природы России — Грибы / Л. В. Гарибова, И. И. Сидорова. — Москва: ABF, 1997. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  2. Володина, А. А. Агарикоидные базидиомицеты национального парка «Куршская коса»: Калининградская область: специальность 03.00.05 «ботаника»: диссертация на соискание ученой степени кандидата биолологических наук / Володина Александра Анатольевна; Российский государственный университет имени Иммануила Канта. — Калининград, 2007. — 282 c. — Текст: непосредственный.


Похожие статьи

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена

Развитие орфографических навыков у учащихся младших классов с ОВЗ

Организация познавательных игр на песке для детей младшего школьного возраста

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена

Развитие орфографических навыков у учащихся младших классов с ОВЗ

Организация познавательных игр на песке для детей младшего школьного возраста

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос