Моим любимым школьным предметом будет — биология, хотя мне только 10 лет и учусь в 3 классе. Мне подарили настоящий микроскоп. Для меня открылся удивительный мир, которого не видно невооруженным взглядом. Оказывается вокруг нас кипит настоящая невидимая жизнь. У меня возникло сразу много вопросов. Зачем нужна биология как наука? Какую роль она играет в нашей жизни? Почему ее обязательно учат в школе?
Оказывается биология — эта наука об устройстве всей живой природы. Знать биологию — это значит знать законы, по которым живут все организмы. Человек — это часть природы, хотя и создал цивилизацию. Все мы вышли из природы и вернемся туда.
Биологические знания используются в различных сферах человеческой жизни. Получение качественной сельскохозяйственной продукции невозможно без использования биологических знаний. Наука биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сделанные в физиологии, биохимии и генетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Биологические знания используют в технике. Решение проблемы охраны природы и окружающей среды возможно только с применением биологии.
Что такое микромир, человек смог узнать только в 17 веке благодаря голландскому ученому Антонии Левенгуку. Тайн, которые раскрыл А. Левенгук, очень много. Хотя он и не был профессиональным ученым, а всего лишь простым торговцем, его открытия буквально потрясли научный мир и оказали огромное влияние. У него было необычное увлечение-шлифование увеличительных стекол. И однажды он взглянул сквозь свою линзу на каплю грязной воды. Он увидел целый мир, полный крохотных существ. Весь этот мир помещался в одной только капле воды! В конце концов он, безвестный торговец, стал членом Лондонского королевского общества, и стал им по праву: мало кто из великих ученых может сравниться с А.Левенгуком, заложившим начало большинства отраслей биологии.
Как настоящий исследователь я тоже решила провести опыты с маленькими грибами — дрожжами.
Дрожжи — это одноклеточные грибы. Они живут в жидкости, например в воде, и питаются некоторыми сладкими соединениями, например сахаром. Если условия комфортные и пищи достаточно, дрожжи начинают размножаться. У каждого мама готовит пироги и туда как секретный ингредиент она кладёт щепотку дрожжей (рис.1).
Рис. 1
Возьмем полстакана тёплой воды — желательно кипячёной, насыплем туда чайную ложку сахара, размешаем и добавим щепотку дрожжей из пакетика. Через несколько минут капнем чуть-чуть раствор на стекло, прижмем его покрывным, рассмотрим на среднем и большом увеличении под нижним светом.
Мы увидим маленькие круглые или вытянутые клетки — это и есть дрожжи. Если наблюдать за ними внимательно, можно увидеть, как на некоторых из них время от времени начинают расти как будто крохотные почечки –новые клетки дрожжей. Они могут отрываться от материнских, а могут оставаться на них и образовывать маленькие цепочки. (рис.2)
Рис. 2
Теперь посмотрим, как на жизнь дрожжей влияет температура жидкости. Для этого возьмем стакан воды комнатной температуры (желательно кипячёной), сделаем раствор из 10 ложек сахара, в котором дрожжам живется лучше всего и добавьте щепотку дрожжей.
Теперь разделим наш раствор между тремя чашками. Первую из них поместим в холодильник, вторую вскипятим в микроволновке, а третью оставим стоять при комнатной температуре.
Через полчаса посмотрим по капельке раствора из каждой чашки в микроскоп.
Дрожжи, которые находились в холодильнике (рис.3)
Рис. 3
Дрожжи, которые стояли при комнатной температуре (рис.4)
Рис. 4
Дрожжи, которые нагревали (рис.5)
Рис. 5
Из данного опыта можно сделать вывод: что дрожжам лучше всего «живется» в теплой и сладкой воде.
Думаю впереди у меня еще много увлекательных опытов и возможностей по-новому увидеть окружающие нас предметы и — кто знает! — может быть, совершу какое-нибудь открытие.
Литература:
1. В.Е.Башмакова «Мир Левенгука», 2014 г.
2. Большая Советская Энциклопедия