Урок-игра по окружающему миру в 1 классе
Автор: Мазеина Светлана Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 762 раза
Библиографическое описание:
Мазеина, С. В. Урок-игра по окружающему миру в 1 классе / С. В. Мазеина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2847/ (дата обращения: 17.12.2024).
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу;
формировать умение определять их название с помощью атласа- определителя;
дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу;
развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
развитие способности анализировать экологические проблемы и возможные их решения, стремления к практическим шагам по защите окружающей среды;
воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края.
Оборудование:знаки с правилами поведения в природе, картина луга, гербарий полевых цветов и бабочек, атласы-определители «От земли до неба».
Ход урока
Учитель:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.
- Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и весёлое. Поднимите руку у кого из вас такое же настроение?
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и гостям, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
Ученики: Не перебивать друг друга, выслушивать других, помогать друг другу, совещаться, не кричать.
Учитель: Сегодня мы совершим заочную экскурсию на природу. Ребята, а при какой погоде лучше совершать экскурсии? К этому уроку вам предоставлялась возможность найти приметы, предвещающие хорошую погоду. Поделитесь своими находками
Ученики:
К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.
К хорошей погоде на траве обильная роса.
К хорошей погоде все одуванчики раскрыты
Воробьи летают кучами – к ясной погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Учитель: О чём мы должны помнить, отправляясь на экскурсию в природу?
Найдите среди знаков у вас на партах найдите те знаки, которые говорят о правильном поведении в природе.
Работают по группам.
(Выбирают знаки, затем выходят с ними к доске и комментируют их).
Не ломай ветви деревьев и кустарников
Не рви цветов
Не сбивай грибы, даже несъедобные, помни, что грибы очень нужны природе, не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Не подходи близко к гнёздам птиц, если оказался около гнезда сразу уходи, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть его.
Старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Не шуми в лесу, в парке.
Не оставляй в лесу, у реки, на лугу мусора.
На слайде картинка «Луг»
Учитель: Где мы оказались? (на лугу)
Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
Луг – это обширные территории с травяной растительностью. Посмотрите, какие бывают луга.
Посмотрите, а что принесли наши друзья?
Выходят Муравьишка и Черепаха
Черепахи в руках картинка с бабочкой, а у Муравьишки – ромашка.
О чем они хотят нам рассказать сегодня? Попробуйте определить, о чём Муравьишка хочет поговорить на уроке? (О цветах и бабочках)
Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит вместе с Муравьишкой ответить?
Прочитайте в учебник вопрос, который задал Муравьишка Мудрой Черепахе. Он будет главным, и мы постараемся найти на него ответ.
Учащиеся читают тему урока в учебнике.
Стихотворение И. Сурикова "На лугу"(читает ученик)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Учитель: Давайте осмотримся вокруг. Что привлекает ваше внимание? (цветы)
Открывается плакат с лугом (без цветов)
Учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети, читают стихи об этом цветке и прикрепляют цветок (выполненный в технике оригами) на плакат
Учитель:
На лугу растут сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
Ученик:
На лугу цветёт ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из жёлтого кармашка
Уронила лепесток.
Учитель: Ребята, ромашку люди часто путают с другим очень похожим цветком. Это нивяник. Сравните их листья. Посмотрите у нивяника листья цельные (не изрезанные наподобие укропа). Также у нивяника один цветок на стебле. Нивяник внесён в список охраняемых растений.
Учитель:
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Ученик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы... А ты?
Учитель:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
(одуванчик)
Ученик:
У тропинки одуванчик
Сбросил жёлтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
- Братцы! Как же я опух!
Учитель:
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки… (васильки).
Ученик:
Я – синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
Учитель:
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
(Клевер)
Ученик:
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветёт,
И его «пчелиной кашкою»
Называет наш народ.
Учитель:
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем налитой
Цветочек золотой.
(Лютик)
Какие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.
Физкультминутка (про бабочку)
Посмотрите, каким нарядным стал наш луг? А хотелось бы вам собрать букет из этих красивых цветов?
Сколько дней мы сможем радоваться цветам в вазе?
А сколько бы они радовали людей, если бы остались на лугу?
Получается, что, срывая цветы, мы губим красоту?
Включается аудиозапись (Звуки луга)
Что вы услышали на лугу?
Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.
А кто там обитает?
(Картинки: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела)
Но есть на поляне
Обращение к выставке книг.
Все эти бабочки спокойно кружат на наших полянках.
Ребята, понравились ли вам бабочки?
Захотелось ли вам поймать какую-нибудь?
Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: «Вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!»
Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или поймать для того, чтобы показать друзьям. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит убить её!
Составление памятки из слов и словосочетаний о том, что можно и нельзя делать на лугу (работа в группах):
рвать цветы;
составлять букеты;
ловить бабочек;
оставлять мусор;
шуметь;
наблюдать;
делать заметки;
зарисовывать;
фотографировать.
Проверка:
1 группа зачитывает, что запрещается делать на лугу
2 группа зачитывает, что разрешается делать на лугу
Рефлексия. Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?