Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кеворкова К. И., Пистун Ю. В., Ковачева Г. П. Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 82-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9024/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс становления личности чрезвычайно сложный. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него непосредственный характер.

Именно эмоциональное развитие дошкольника является существенным условием для обеспечения эффективности процесса воспитания. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка, имеющую свои цели, направленность, мотивы. Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями. Необходимо лишь создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.

В своей работе нам хотелось бы раскрыть методы и приемы, которые могут оказать существенную помощь по развитию мотивационно-эмоциональной сферы дошкольников.

Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью, является художественная литература. Она вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей. Восприятие ребенком художественного произведения является особой формой осмысленной деятельности, и формирует новое представление и новое эмоциональное отношение к окружающему. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. [1. с. 84]

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Художественные произведения не только расширяют представления ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства и злобы? Конечно из произведений искусства, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести итог сказанному детьми, подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные ребятами.

После проведения беседы мы рекомендуем продолжить обсуждение в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводиться сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью: отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.

Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе — это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. [1. с.92] Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами.

Самый ответственный момент — подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить, не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра — драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его жизненного опыта [2. с.13].

Разнообразные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дети получают, таким образом, возможность прочувствовать до конца в процессе игры то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература — действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Ведь сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки, рассказа. Такие приемы, как игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

Поэтапность проведения такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.

Подготовка детей к восприятию произведения как серьезному и радостному событию осуществляется с помощью предварительной беседы педагога с детьми по поводу книги, ее автора.

В процессе работы должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее — к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков) и, наконец к играм драматизациям.

По мере необходимости допускается возврат к некоторым дидактическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций.

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых, только что прочитанных произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к героям. [3. с. 163]

Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций.

Вся эта система принципов и соответствующих им методических приемов в целом призвана помочь в формировании у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала.

Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, дети расширили и обогатили свой эмоциональный опыт или изменили прежние ценностные установки, нужно научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

          научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игра-драматизация с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же — другую роль; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);

          создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям; учить жалеть, защищать, помогать (здесь действенным является прием сближения и быстрой смены ситуаций — жизненной и сказочной);

          обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно — и через других персонажей или других детей — одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора другими детьми для того ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным).

Таким образом, хочется отметить, что научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого, помогает художественная литература.

Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости и человечности.

 

Литература:

 

  1. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  2. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Советская педагогика, 1946. № 6 с.12–13
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1997. — с.163–164.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, персонаж, художественное произведение, художественная литература, эмоциональное отношение, чтение сказки, дошкольный возраст, произведение искусства, нравственная суть, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Чтение художественной литературы как средство...

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Художественная литература как средство обогащения...

ребёнок, дошкольный возраст, эмоции, художественное произведение.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Влияние детской художественной литературы на...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа. Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами...

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста.

Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Чтение художественной литературы как средство...

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Художественная литература как фактор формирования...

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир, художественная литература, эмоциональная сфера, различное произведение детской...

Художественная литература как средство обогащения...

ребёнок, дошкольный возраст, эмоции, художественное произведение.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение. Влияние детской художественной литературы на...

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение, эмоциональная сфера дошкольников, дошкольный...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

художественная литература, ребенок, духовно-нравственное воспитание, художественное произведение, литературный час, детская художественная литература, школьник, книга, класс, начальная школа. Роль художественной литературы в духовно-нравственном...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

художественная литература, ребенок, произведение, дошкольный возраст, чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами...

Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста.

Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы...

Задать вопрос