Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста технологии транспортных процессов
Авторы: Минкова Екатерина Семёновна, Петрова Евгения Игоревна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 20.10.2015
Статья просмотрена: 106 раз
Библиографическое описание:
Минкова, Е. С. Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста технологии транспортных процессов / Е. С. Минкова, Е. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8992/ (дата обращения: 16.12.2024).
Транспорт является важнейшей составляющей социально-экономического развития страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Особенности географического положения России определяют ведущую роль транспорта в обеспечении конкурентных преимуществ страны относительно реализации её транзитного потенциала. Для повышения эффективности и совершенствования работы транспортной отрасли необходимо её реформирование, для чего разработана и реализуется Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
Необходимо отметить, что среди общесоциальных приоритетов развития транспорта, определяемых Транспортной стратегией, отмечено снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта. Среди основных мероприятий стратегии в области развития человеческих ресурсов выделено обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, и развитие практических компетенций при подготовке персонала отрасли [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения требует от будущих специалистов технологии транспортных процессов способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу в ситуациях риска [1].
В связи с этим, считаем актуальным и необходимым решение педагогической задачи, связанной с формированием представления о зонах риска в профессиональной деятельности специалистов технологии транспортных процессов.
Несмотря на реализацию нового стандарта, нацеленного на обладание компетенциями, под которыми понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, вузовская подготовка специалистов транспорта продолжает носить фундаментальный, крайне теоретизированный характер, не уделяется должного внимания практической подготовке специалистов, подготовке к действиям реальных рабочих условиях.
Практико-ориентированная подготовка работников транспортной сферы должна базироваться на реальной фактологической базе. При этом преподавателю необходимо владеть знаниями об актуальных и специфических рисковых ситуациях в работе транспортного предприятия.
С целью выяснения профессиональных рисковых зон в деятельности специалиста технологии транспортных процессов нами было проведено анкетирование сотрудников транспортных, транспортно-экспедиционных, логистических компаний города Калининграда, а также специалистов транспортных отделов предприятий иного рода деятельности (ноябрь 2014 — февраль 2015 года). В анкетировании приняли участие 25 человек, стаж работы которых в данной области составляет от четырёх до двенадцати лет.
Для проведения анкетирования нами была разработана матрица «Зоны риска в профессиональной деятельности менеджера по перевозкам». Данная матрица позволила выявить степень вероятности (с оценками от 1 до 5: 1- крайне мала вероятность возникновения рисковой ситуации, 5 — очень высока вероятность) возникновения риска в каждой из 15 должностных обязанностей и его содержание («что именно незапланированно и неожидаемо может произойти при осуществлении каждого вида деятельности»).
В результате обработки полученных после анкетирования данных (подсчет на основе вычисления среднего балла оценки степени риска) выявлена типология рисковых зон в должностных обязанностях: «Организует и контролирует исполнение заказов грузовладельцев по перевозкам грузов» (3,44); «Организует, корректирует и контролирует выполнение работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов» (3,08); «Руководит разработкой и контролирует внедрение мероприятий по ликвидации и предупреждению несохранности грузов при перевозках, погрузке, выгрузке» (3,04).Наименьший средний балл — 2,08 — получен по должностной обязанности «Подготавливает, оформляет и визирует документы, необходимые для заключения договоров с клиентами об организации перевозок и оказании дополнительных услуг». По остальным должностным обязанностям средний балл варьируется от 2,16 до 2,92.
Данные анкетирования позволили выявить содержание профессиональных рисков в каждом виде деятельности, соответствующем 15 должностным обязанностям. Укажем риски, приведённые респондентами по каждой должностной обязанности, получившей наибольшие средние баллы вероятности возникновения риска.
Профессиональные риски в должностной обязанности «Организует и контролирует исполнение заказов грузовладельцев по перевозкам грузов»: несвоевременная подача, поломка, неисправность подвижного состава (17 ответов), недобросовестное исполнение своих обязанностей (безответственность) водителем/ грузчиком/субподрядчиком (5 ответов), плохие погодные условия (4), возможная отмена загрузки грузовладельцем (4), некорректные данные и документы, предоставляемые грузовладельцем (4), финансовые трудности клиента (3).
Профессиональные риски в должностной обязанности «Организует, корректирует и контролирует выполнение работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов»: найм ненадёжных (безответственных) работников (грузчиков, водителей)/недобросовестное исполнение договорных обязанностей субподрядными организациями/ непорядочность перевозчика (11), неисправность (поломка, задержка, несвоевременная подача) подвижного состава, ведущая, например, к неисполнению сроков доставки (4), поломка (недостаток) погрузочно-разгрузочных машин (4), порча/повреждение/утеря/кража товара (4), дорожно-транспортное происшествие в дороге (2), срочное внесение изменений в документы, сопровождающие товар (1), плохие погодные условия (1), невозможность контроля прохождения государственной границы (1), несоответствие груза характеристикам, заявленным в документах (1), получение недостоверной информации о ходе выполненных работ (1).
Профессиональные риски в должностной обязанности «Руководит разработкой и контролирует внедрение мероприятий по ликвидации и предупреждению несохранности грузов при перевозке, погрузке, выгрузке»: увеличение расходов, что ведёт к повышению ставки за перевозку (10), ненадлежащее исполнение наёмными рабочими своих обязанностей (7), невозможность внедрения из-за технического состояния подвижного состава (устаревшего подвижного соства) (3), отсутствие необходимого финансирования на разработку и внедрение данных мероприятий (3), разработанные мероприятия окажутся малоэффективными (2), невозможность лично отследить весь путь движения груза (1).
После подсчёта количества всех ответов респондентов, мы выяснили, что типичными рисковыми ситуациями в деятельности менеджера по перевозкам являются:
1) риски, связанные с подвижным составом (его неисправность/отсутствие/нехватка/простой/старость) — 72 ответа; данные ответы указаны в 11 должностных обязанностях из 15 (в 73,3 %);
2) риски безответственности привлечённых работников/контрагента (перевозчика, водителей, грузчиков и т. д.) — 43 ответа, указанные в 8 должностных обязанностях из 15 (в 53,3 %);
3) риски повышения расходов/дополнительные, незапланированные расходы — 31 ответ; данные ответы отмечены в 3 должностных обязанностях из 15 (20 %).
Полученные данные отражают место и содержание риска в работе менеджера по перевозкам, так как предложены специалистами, осуществляющими перевозочную деятельность и понимающими специфику и сложность её выполнения, многообразие и специфичность рисков ей присущих.
С помощью полученных данных выстраивается реальная картина существования и распределения возможных рисков в профессиональной деятельности технолога транспортных процессов. Такое знание может стать основой для разработки учебных заданий по моделированию действий будущих специалистов в ситуации риска.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 33. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 Технология транспортных процессов (квалификация (степень) «бакалавр»)" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].URL:http://base.garant.ru/(дата обращения: 10.09.14).
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс].URL: http://mintrans/ru/ (дата обращения: 08.12.14).