Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Автор: Шебаршева Алла Евгеньевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 08.10.2015
Статья просмотрена: 660 раз
Библиографическое описание:
Шебаршева, А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ / А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8860/ (дата обращения: 26.04.2024).
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении общего недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке — веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить информационных компьютерных технологий. Они прочно входят во все сферы нашей жизни. Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель-логопед. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которую я использую в своей работе. Она обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает моя практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности.
У детей с общим недоразвитием речи нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех выше перечисленных технических средств.
Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:
- принцип доступности;
- принцип системности;
- принцип наглядности,
- принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;
- принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;
- принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ОНР.
В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно — моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т. п.).
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика.
При использовании интерактивной доски в работе учителя-логопеда выделены следующие преимущества:
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т. д.);
- Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;
- Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;
- Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;
- Повышает качество обучения и работоспособности.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.
Похожие статьи
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...
Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...
Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...
Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...
Интерактивная доска.
...развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.
Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение, при котором нарушено или отстает
В нашем саду для этого имеются широкие возможности: интерактивная доска, компьютерный класс, ноутбуки.
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при
У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной.
Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу».
Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи...
Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть
Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна. Рубрика: Образование и обучение.
Похожие статьи
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...
Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Бурачевская О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Создание психолого-педагогических условий для детей с общим...
Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды...
Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...
Интерактивная доска.
...развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.
Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение, при котором нарушено или отстает
В нашем саду для этого имеются широкие возможности: интерактивная доска, компьютерный класс, ноутбуки.
Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при
У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной.
Ход игры. На доске или листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу».
Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями речи...
Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть
Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.
Формирование лексико-грамматических категорий у детей...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна. Рубрика: Образование и обучение.