Формирование этических, эстетических, художественно-эстетических установок как основа социальной ответственности студентов педагогического направления в учебно-воспитательной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 15.09.2015

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. Формирование этических, эстетических, художественно-эстетических установок как основа социальной ответственности студентов педагогического направления в учебно-воспитательной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8739/ (дата обращения: 21.06.2018).

В статье представлена концепция формирования социальной ответственности студентов: дано описание подходов (философско-педагогический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный). Выявляются духовные детерминанты реализации культурно-антропологической идеи становления профессионально-личностного роста студента.

Ключевые слова:ценностные ориентации, компетентностный подход, воспитательная система, духовно-нравственное воспитание, познавательная потребность.

 

The article considers the conception of forming social responsibility of student. It describes both the approaches (philosophical-pedagogical, axiological, culturological, personally active). The article discloses spiritual determinants of culture-anthropologic concept of professional personal formation of students.

Keywords:orientation to material and spiritual values, competence approach, educational system, spiritual-moral upbringing, needs to know.

 

В сознании общества всегда жила мысль о высокой социальной миссии воспитателя, педагога, ибо он творец современного социального прогресса. Современный социальный прогресс тесно связан с содержательным анализом конкретного исторического отрезка времени. Оно включает в себя все явления, все процессы, все события характерные для данного времени, а также явления, связанные с культурой общества, с его духовно-нравственным потенциалом. Вся область духовной жизни личности впитывает в себя те непреходящие ценности, которые передаются из поколения в поколение в процессе воспитания и образования. И формирование ценностных ориентаций на произведениях искусства у будущих воспитателей детского сада и педагогов общеобразовательной школы является важнейшим условием преодоления негативных явлений в культуре, образовании. Круг интересов подлинного педагога, подлинного воспитателя не может ограничиться лишь его специальностью. В его профессии больше, чем в какой-либо другой, сочетаются и педагогическое мастерство, и творческое совершенство, опирающееся на всесторонне образование. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо» [5, с.32].

Формирование социальной ответственности у будущего воспитателя и педагога является основой в становлении компетентного специалиста. Это нашло отражение в новых требованиях к выпускникам вузов: «Новое понимание высшего профессионального образования в контексте компетентностного подхода предполагает интеграцию становления компетентного специалиста с формированием его как социально ответственной личности, способной раскрыть социальные и психологические механизмы реального функционирования произведений искусства в жизни подрастающего поколения» [2]. В педагогической практике формирование у студентов качественного художественного образования нивелировано, т. е. приведено к одному уровню, к одному образцу, к сглаживанию различий, особенностей. Перед студентом, будущим педагогом, воспитателем стоит одна из сложнейших задач: духовно-творческое освоение действительности, ориентация на ценностно-смысловое развитие личности ребенка. Известно, что в планы художественно-эстетического воспитания входит: необходимость вырабатывания у студентов способности воспринимать социальную действительность как единство составляющих его процессов и явлений, в частности явлений, которые могут быть отнесены к художественной культуре общества; раскрытие в нём того, что опосредуется обществом как художественно-ценностное явление, умение не только понимать эти явления, но и оценивать творения искусства, сознательно бороться с негативными, пошлыми явлениями в искусстве.

Важным, на наш взгляд, является определение будущими воспитателями и педагогами роли искусства, его функционирования в жизни подрастающего поколения. Функционирование культуры, прежде всего, заключается в становлении, развитии, познании и совершенствовании человека и общества. «Поскольку художественно-образное освоение действительности представляет собой, как уже говорилось, синтетическое единство четырех основных видов человеческой деятельности — познания, ценностной ориентации, преобразования мира и общение людей, постольку существует четыре функции художественного творчества: по отношении к действительности это познавательная, оценочная, преобразовательная, а по отношению к человеку — функция коммуникативная» [3, с.14]. Человечество всегда будет осваивать действительность, познавать её средствами искусства, стремиться к более полному освоению познанного. Сложность в том, что в реальной жизни искусство всегда связано с социальными установками, которые определяют степень освоения ценностей, заложенных в произведениях искусства. Следовательно, социальная природа искусства, эффективность воздействия его на человечество находятся в самой тесной связи, и зависят от экономического, политического, культурно-просветительского состояния общества. Специфика решения этих вопросов во многом определяются господствующими в этот период в России духовно-нравственными становлениями личности педагога, его этических, эстетических, художественно-эстетических установок, взглядов, суждений, мировоззренческой позиции, формируя качественно иные признаки организации жизнедеятельности. Возникает необходимость расширения в педагогическом образовании поля культурно-просветительского знания, которое может выполнять не только познавательную, развивающую функции, но и сыграть сегодня решающую роль в становлении и развитии педагогического образования. Пути совершенствования и преобразования учебно-воспитательной деятельности, связанные с художественным образованием и воспитанием, в частности, с музыкальным, чаще всего декларируются как всестороннее развитие личности. Осмысление этой проблемы как конкретного целенаправленного процесса на освоение педагогом любой специальности ценностей сокровищницы мирового искусства в очередной раз оказалась представленной самой себе. А ведь этот целенаправленный процесс требует определенного, доказанного программного решения, методологического обоснования, универсальных способов распространения и утверждения социальной ответственности, социальной компетентности студентов педагогического направления. Надо признать, что именно лишение современной педагогики глубокой художественно-эстетической основы заставило остро почувствовать образовавшуюся пустоту и обратиться к художественному просвещению, как к способу освоения мира ценностей, как способу формирования духовно-нравственного мира человека, его мыслительной деятельности.

Воспитание высокого уровня культуры, связанного с её непреходящими ценностями, с педагогической гуманистической направленностью, с расширением культурного пространства студента, общей культурой, педагогической культурой и, наконец, как непременное условие — принятие, понимание значения роли высокого искусства в жизни человека. Мы должны отметить, что существующая практика обучения в педагогических ВУЗах не обеспечивает в должной мере тех необходимых условий, которые могли бы способствовать высокому общественному назначению учителя, творцу современного социального прогресса. «Ведь педагогика — наука и искусство совершенствования личности. Личности как единства физического и духовного, унаследованного и приобретенного, биологического и социального, соматического и психического. Речь идет о взаимодействии человека воспитуемого и человека воспитывающего». [1. с. 13–14].

В современных условиях педагогическое образование начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как особая форма духовно-практической деятельности. За длительный период своего существования педагогическое образование превратилось в фундаментальную категорию социальной жизни, его мы осмысливаем как историко-культурный феномен, ибо процесс, результат образования есть условие развития не только материальной, но и духовной жизни каждого конкретного человека. Формирование творческой активности будущего педагога не есть стихийный процесс. Этот процесс требует целенаправленного стимулирования определенных способностей, знаний, умений, созидательных устремлений, потребности в развитии своих возможностей, ибо в деле воспитания и образования подрастающего человека все большее значение приобретает культура педагога в самом широком и многогранном смысле этого слова. Предполагать, что это уже давно известные идеи, известные принципы нет оснований. Однако надо отметить, что пути и способы формирования творческих возможностей будущих педагогов и воспитателей недостаточно осмыслены теорией и наукой, темпы научного построения таких путей часто не соответствуют росту потребности в них. А ведь исследования эффективности развития творческого потенциала педагога-воспитателя являются на современном этапе жизненно важным требованием общества. И если раньше педагог, воспитатель не имел острой практической потребности в изучении художественного творчества, в освоении ценностей мировой сокровищнице искусства, то сегодня это требование порождено качественным скачком, резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований художественного творчества, где особая роль принадлежит педагогической науке и ей исследовательской мысли. В силу этого в любом обществе ценностное отношение к шедеврам мирового искусства, ценностные ориентации личности являются объектом целенаправленного образования и воспитания. «Цель образования… передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе» [4, с.163].

В итоге хотелось бы отметить, что формирование социальной ответственности студентов является проблемой государственного значения, и она требует решения её на государственном уровне.

 

Литература:

 

1.         Бим-Бад Б. М.. Педагогическая антропология» Изд. УРАО, М.; 1998, с.13–14. (приб.стр.4).

2.         Законопроект «Об образовании в Российской Федерации»: http://www. rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html..

3.         Каган М. С. Социальные функции искусства. Общество «Знание» РСФСР. Л.; 1978, с.14.

4.         Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. Изд. центр «ACADEMA». М.; 2000, с.163.

5.         Ушинский К. Д.. Собрание соч., т. 2, М. 1977, с. 32.

Основные термины (генерируются автоматически): художественное творчество, педагогическое образование, современный социальный прогресс, будущий педагог, целенаправленный процесс, формирование, способ формирования, социальная ответственность студентов, социальная ответственность, произведение искусства, подрастающее поколение, освоение ценностей, образование, мировое искусство, компетентный специалист, воспитатель, явление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос