Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Балаева, Н. А. Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога / Н. А. Балаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45812/ (дата обращения: 19.04.2024).



Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на все сферы жизни современного человека. Стратегия развития современного общества на основе интегрированных знаний и высокоэффективных технологий требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, способствует поиску моделей, направленных на освоение методов современного содержания художественного образования будущих специалистов. Переход всей системы образования на новые стандарты ФГОС ВПО, требует новых подходов к профессиональной подготовки специалиста, обладающего педагогическими художественно-творческими, практическими и исследовательскими навыками по специальности, научными знаниями, а также владеющего новыми информационными технологиями, используемыми в этой области.

Опыт работы в сфере художественного образования со студентами по освоению специальных дисциплин, (таких как основы выполнения графических и живописных работ, композиция и декоративно прикладное искусство) позволяет прийти к выводу, что учебно- творческий процесс изобразительной грамоты и формирование личности будущего специалиста, является осуществление им собственного художественно- творческого потенциала и складывается из ряда последовательных этапов, разворачивающегося в рамках его профессионального труда. Непременным условием для этого должно быть развитие творческих способностей учащегося — условие позитивного, а также профессионального роста учителя, который является для учащихся примером самоактуализирующейся в художественном творчестве личности. Художественно- творческие способности характеризуются тремя взаимосвязанными видами, выделенными в соответствии с представлениями о формах потенциальности художественно-творческих свойств и качеств учителя: самопроявление, саморазвитие и самореализация.

Самопроявление представляет собой процесс возникновения каких-либо свойств личности, которые существовали до этого времени в субъективно скрытой форме. Результатом самопроявления выступает новый элемент художественно-творческого потенциала, который из состояния субъективной скрытности переходит в другую форму потенциальности и затем — актуальности.

Саморазвитие выступает в совокупности специально организованных действий, направленных на всемерное усовершенствование субъективно актуальных, но еще не достигших уровня достаточной зрелости свойств.

Самореализация предполагает включение достаточно развитых, но пока не реализуемых художественно-творческих свойств и качеств, в соответствующее направление педагогической деятельности. Самореализация выступает в роли связующего звена между изобразительной деятельностью учителя, результатами его художественного-творческого самопроявления и саморазвития, с одной стороны, и в педагогической деятельности с другой. Это акт, основанный на творческом поиске выразительных средств и способов самовыражения, самовоплощения, самораскрытия учителем своего художественно-творческого потенциала. Педагог в системе обучения является носителем предметного содержания, источником информации, разработчиком технологии обучения, владеет профессиональными компетенциями, выполняет функцию управления учебной деятельности студентов и др. Моделирование системы дисциплинарного знания и учебно-творческого процесса осуществляется педагогом в видении всей совокупности дидактических целей и использованием различных методов, средств и организационных форм обучения, в том числе и современных средств информатизации образования. Сущность педагогической и творческой деятельности отражает отношение «преподавание-учение». Возникает оно тогда, когда познающая и творческая деятельность, т. е. учение, направляется по специальному плану для достижения четко поставленной дидактической цели, а содержание художественного образования реально воплощается в обучении, существует в нем.

Первое, что является главным в формировании процесса обучения, это основополагающая модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента. Обучение — процесс эмоционально-интеллектуального взаимодействия, в котором находятся минимум два объекта. Каждый из них взаимодействует еще с другим. Поэтому, рассматривая систему «педагог — студент», под обучаемым понимается коллективный субъект взаимодействия (один студент, несколько студентов, вся учебная группа (класс)). Характеристикой взаимодействующих сторон является активность, осознанность, целеустремленность, инициативность, ответственность, согласование действий, самоорганизация. Контакт между личностями (педагог — студент) несет эмоциональное и интеллектуальное проявление. Взаимодействие в обучении протекает в форме общения (коллективное и индивидуальное) и сотрудничества в практикуме.

Модель эмоционально-интеллектуального взаимодействия целесообразно рассмотреть с позиции теории рефлексивного управления, так как она учитывает тот важный факт, что в обучении взаимодействуют сознательные личности. Содержание словосочетания «рефлексивное управление» раскрывается через описание общетеоретического термина «рефлексия». Модель обучения состоит: из модели преподавания, модели интеллектуально-эмоционального взаимодействия и модели учения. На функционирование модели обучения оказывают влияние условия (субъективные и объективные). В системе традиционного обучения второй блок имеет три составляющие: коммуникативную деятельность, интерактивную деятельность, восприятие и понимание друг друга. Модель учения является центральным в теории и практике самоуправляемого обучения, так как в конечном счете от нее зависит модель преподавания. Учение — деятельность студента, опосредованная педагогическим воздействием, подчиненная цели усвоения системы предметных знаний, умений и навыков, способов учебных действий, форм поведения, видов деятельности, обеспечивающая воспитание, образование и развитие студента. В понятие учения включаются «виды человеческой деятельности». Модель учебной деятельности включает в себя такие конкретные виды профессиональной деятельности, как преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная и художественная. Вэтом процессе деятельности особая роль отведена методу художественно- творческого процесса, где совокупность педагогической системы способов, будет направленна на решение задач содержания художественного образования. Этот универсальный для искусства метод требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний и ценностей, творчества в опоре на художественный опыт, воображение, интуицию (домысливает, воспроизводит, преобразует, выбирает, создает и. т.д.), индивидуального осмысления синтеза теории и практики в искусстве. Так например, в работе над творческим проектом, метод побуждает будущего художника- педагога исследовать опыт мастеров мирового искусства, представлению, как рождалось произведение, какие средства выразительности и технику использовал автор, что побудило его к созданию картины, что он чувствовал в процессе работы, — реципиент сам глубоко погружается в духовный и ценностный мир художника, при этом воспринимающий активизирует свой индивидуальный опыт(как жизненный, так и художественно- творческий), наделяя чужой творческий процесс собственным личностным смыслом. А также имеет место подключение к творческому процессу системы дидактических методов обучения, обеспечивающих не только арсенал творческих потенций, знаний и умений, но и самостоятельного интереса к познавательной, исследовательской и научно — практической деятельности. В системе моделирования художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога занимает важное место метод визуализации мышления. Он направлен на обеспечение художественного восприятия. Художественное восприятие в любых его формах и степенях развития, является активным творческим процессом. В художественном восприятии участвует весь запас духовного богатства личности художника педагога, который влияет на осмысление и понимание искусства, а также воплощенный в собственную гипотезу понимания художественной культуры и искусства с собственной творческой интерпретацией. С опытом творческое восприятие перерастает в художественное видение, что повышает требовательность к собственной работе в изобразительной деятельности. Только на основе такого восприятия возможна художественная деятельность, творчество по законам красоты, «схваченным» и запечатленным в виде художественных открытий. Также метод эвристического обучения, где главным опорным свойством в творческом процессе, является свойство креативности, способность к созданию нового, оригинального высокохудожественного профессионального продукта, с использованием техник и технологий живописных и графических приемов, навыками в построении композиционных пластических решений, знание принципов декоративно-прикладного искусства, способности к восприятию и аргументированной оценке информации практической или творческой деятельности в выполнении художественного или конкурсного проекта, активизируя метод, сравнения, синтеза и анализа, в разработке какой либо идеи. Преподавание предметов эстетического цикла-это научить понимать искусство. Искусство- понятие многозначное…Это умение творить и умение понимать сотворенное. Искусство –это и художественное творчество, и восприятие этого творчества, это и мастерство, и наука. Творческая деятельность, особенно деятельность художественная формирует особенные качества и свойства у студента, ею занимающегося. У будущего педагога формируется художественное мышление, художественный вкус ихудожественное восприятие мира вцелом. Формирование художественного вкуса — одна из главных задач специальной подготовки, фундамент будущего художника-педагога. Практика показывает, что процесс развития вкуса как профессионально значимого качества будущего художника происходит стихийно, вкус есть результат тех влияний, которым он подвержен не только в профессиональной среде. Здесь можно назвать много негативных факторов — средства массовой информации, массовое искусство и т. д., противостоять которым может лишь личность, обладающая способностью к адекватной, художественно обоснованной оценке. Основные условия формирования художественного вкуса в процессе профессиональной художественной подготовки студентов можно определить, исходя из практического опыта в области рисунка, живописи, композиции (и других специальных дисциплин, ряд которых сегодня значительно шире, чем в классическом художественном образовании), который опирается на восприятие и критический анализ конкретных явлений искусства.

Особая роль в образовательном процессе отводится обучению специальным дисциплинам-рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству как формирующим эстетические и профессиональные качества будущих специалистов. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным становится формирование модели педагогическо-творческого процесса, учитывающего как специфику современного изобразительного искусства, так и множество взаимных связей и зависимостей, модель, которая в полной мере отвечала бы требованиям жизни.

Во все времена процесс обучения, а тем более его модернизация, зависел и зависит от многих факторов. Это и уровень преподавательского состава, и наличие необходимой материальной базы, и грамотного обеспечения, в свою очередь зависящего от методических задач, которые ставятся перед обучающимися. Методические задачи в свою очередь зависят от подготовки поступающих на бакалавриат и установок художественной школы. Отсюда постоянный приоритет ортодоксальных взглядов над новаторскими в определенный период, приводящий к методической и методологической неадекватности процесса обучения требованиям времени.

Так в истории отечественной художественной школы несоответствие процесса обучения реалиям жизни особенно остро проявилось в конце XX1 столетия и в начале XX. В первом случае это несоответствие процесса привело к реформе Российской академии художеств в 1883 году, во втором (это был 1921 год)- к обострению борьбы между «академистами» и «формалистами». Связано это было с попыткой последних «…объединить принципы натурализма, импрессионизма, кубизма и футуризма в одно целое…» и использовать их особенности в обучении искусству. [ЦИГАЛ, ф.789, оп.28, ед.хр.40, л.50]. Объединение принципов обучения, должно было модернизировать учебный процесс и приспособить его к требованиям жизни. Попытка не увенчалась успехом. Победу одержали «академисты». Изменения характера процесса обучения осуществлялись в той или иной форме в советской художественной школе постоянно, Академия художеств СССР, чтобы их пресечь, приняла «…установку для высшей художественной школы», согласно которой обучению искусству, и в первую очередь, «…рисунку должно иметь только академическую направленность» [Материалы Первой и Второй сессий Академии художеств СССР, М.,1949]. В этот период процесс обучения в высшей художественной школе в целом, и на художественно-графических факультетах в педагогических учреждениях в частности, стал адекватным требованиям времени, но в условиях замкнутого пространства Советского Союза. С распадом СССР процессы обучения стали неадекватными, проявилось это перегибами то в одну, то в другие сторону, наблюдалась тенденция сохранить старые принципы в обучении, или наоборот приводило к полному отказу от них. Возникла тупиковая ситуация. Противоречия способствовали тому, что несоответствие подготовки специалиста требованиям жизни стало явным. На художественно-графических факультетах появилось несоответствие методов обучения реалиям жизни с целым рядом вытекающих факторов. Как отмечают исследователи, это сокращение времени на специальные дисциплины, которые превратились в ознакомительный курс и несоответствие абитуриентов, поступающих в педагогические институты на художественно-графические факультеты, где до недавнего времени проходили внеконкурсные наборы, а сейчас включен прием на коммерческой основе. [Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону, РГПУ,1996. С.54.]. Снижение профессионального обучения на художественно-графических факультетах дает повод думать о возникновении реформации художественно- педагогического образования. Реконструкция модели творческого процесса должна осуществляться при условии сохранения основ обучения освоения изобразительной грамоты, ориентация этого процесса должна опираться на ценностные категории художественной подготовки будущих студентов с одной стороны, и использование современных тенденций формообразования, с другой, и это будет верной установкой на модернизацию образовательного процесса на художественно-графических факультетах. Опубликованы фундаментальные научно-теоретические труды, обстоятельные методические исследования по совершенствованию художественного образования, раскрывающие сущность компетентностного подхода [Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская]. Развитие изобразительного искусства на современном этапе, поиск новых идей во многом определяется педагогами профессионалами, мастерами в области изобразительного искусства, сложившимися педагогическими школами, методами и технологиями обучения. Моделирование художественно — творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога зависит от требований не только обществом, предъявляемые к специальному образованию в области изобразительного искусства, но, и к профессиональному образованию в целом передовой педагогической наукой, что во многом определяет уровень образованности, воспитанности и духовно-нравственной культуры будущего специалиста. Как пишет Л. А. Буровкина: «Изучение теории и практики изобразительного искусства активно способствует профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений». Например, одним из приемов, используемых в целях активизации мыслительной деятельности студентов на занятиях живописью, является применение логических заданий и знаний: определить главное и второстепенное в произведении, доказать, как влияние подобранной гаммы может усиливать образный строй в картине и помогает раскрыть идейный замысел художника и. т.д. Сущность модели современного образования должна проявляться в формировании культуры мышления, творческому отношению студентов на основе глубокого понимания истории искусства и культуры, освоения культурного наследия на основе знаний, овладения профессионально-творческой деятельности. Поэтому креативность и компетентность становятся качественными характеристиками будущего педагога. Сравнительный анализ творческого потенциала и креативного уровня (на занятиях по специальным дисциплинам) их деятельности показал, что при высоком творческом потенциале (80 % опрошенных студентов) больше половины выполняют работу на репродуктивном уровне. При опросе было выявлено, 20 %, студентов признали отсутствие специальных умений, а 10 % посчитали это не обязательным требованием. Компетентностной моделью формирования интегративной подготовки бакалавров является комплекс условий –педагогических, организационных, способствующих созданию художественно-творческой среды с применением инновационных технологий. При рассмотрении проблемы моделирования творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога необходимо обеспечить учебно-творческий процесс целостной методической системой, где все ее компоненты находятся в неразрывном единстве, объедены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки квалифицированного специалиста. Заслуживают пристального внимания исследования таких ученых, как: С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев М. И. Дьяченко, Д. М. Забродин, С. И. Зиновьев, Т. А. Ильина, Л. А. Кандыбович, И. И. Кабыляцкий, Н. Д. Никандоров, В. Ю. Троицкий, А. И. Щербаков и др. Ведущим методом учебной и творческой работы в области изобразительного искусства является изображение и письмо с натуры, по памяти и воображению. Это создает предпосылки для творчества. А так же:

1) углубленное изучение и активация знаний по специальным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, декоративно прикладное искусство и история изобразительного искусства);

2) формирование навыков использования в творческой деятельности с учащимися: пространственного, образно-ассоциативного, абстрактного мышления (композиция);

3) освоение техник и технологий по основным специальным дисциплинам: рисунок, живопись, композиция, декоративно прикладное искусство,

4) развитие творческих способностей студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач.

5) знание методики ИЗО для работы с учащимися, раскрытие содержания и значимости детского творчества;

6) формирование педагогических умений: аналитических, рефлексивных, диагностических и. т.д.

На основе изучаемых дисциплин профессионального и педагогического блоков, с учетом практического опыта студентам предлагаются задания научно-исследовательского характера по выбранной самостоятельной теме. Примерный перечень тем отражает различные аспекты изучаемой проблемы. Разработка темы осуществляется на основе алгоритма деятельности, который представляет собой схему взаимосвязанных и последовательно расположенных и исследуемых разделов. Четкое выполнение всех компонентов согласно алгоритму, способствует успешной подготовке студентов к активному участию в работе на занятиях и консультациях по спецкурсу. Алгоритм регламентирует последовательность операций выбор темы, выбор задач, составление плана действий, теоретическое и практическое исследование, изучение (обобщение) педагогического опыта по изо деятельности, выдвижение гипотезы, разработка плана экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, выводы, оформление и предполагает творческую активность выпускников. Представленные методы и моделирование художественно — творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога в учебно-творческом процессе будущих педагогов основывается на деятельном подходе, который реализуется посредством занятий по специальным дисциплинам, построения модели требований, в области изобразительного искусства, использовании приемов активизации креативной и познавательной деятельности студентов, формирование соответствующей культуры сознания, а также развитие творческого потенциала личности будущего педагога. Знание основ изобразительного искусства и технологий руководства художественно-творческой деятельностью в сочетании с культурой и креативностью позволят использовать многообразие накопленного опыта в работе с детьми. В заключении напрашивается вывод о том, что лишь специально организованная работа по формированию модели профессионально –педагогической готовности студентов- педагогов становится условием оптимизации подготовки будущего учителя к творческому педагогическому труду.

Литература:

  1. Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития- Казань,1997.
  2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества/ Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука,2001.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. Квалиф. кадров/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат, — M.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Сластенин, В. А. Инновационная деятельность [текст]. — М.: 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, творческий процесс, творческая деятельность, художественное образование, студент, формирование готовности художника-педагога, прикладное искусство, требование жизни, художественное восприятие, художественный вкус.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Исследование профессиональной художественно-творческой...

Изобразительное искусство, студент, умение, рисунок, преподаватель, задача, живопись, будущий художник-педагог.

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое...

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов.

Формирование творчества дошкольников средствами...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Психолого-педагогические основы формирования творческих...

дополнительное образование, творческая активность, станковая композиция, художественное искусство, формирование, изобразительное искусство, творческая деятельность, занятие, образное мышление...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях

Развивать художественно-творческие способности у детей

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют прежние (приобретенные в школе) художественно-конструкторские знания и умения — в процессе изучения учебных предметов...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства — это процесс целенаправленного формирования интереса и способностей личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного...

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика, многоуровневая аппликация.

Исследование профессиональной художественно-творческой...

Изобразительное искусство, студент, умение, рисунок, преподаватель, задача, живопись, будущий художник-педагог.

Развитие художественно-образного мышления, как необходимое...

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов.

Формирование творчества дошкольников средствами...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Психолого-педагогические основы формирования творческих...

дополнительное образование, творческая активность, станковая композиция, художественное искусство, формирование, изобразительное искусство, творческая деятельность, занятие, образное мышление...

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях

Развивать художественно-творческие способности у детей

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют прежние (приобретенные в школе) художественно-конструкторские знания и умения — в процессе изучения учебных предметов...

Особенности художественно-творческого развития детей...

Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

Развитие творческого потенциала студентов средствами народного искусства — это процесс целенаправленного формирования интереса и способностей личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного...

Задать вопрос