Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 12947 раз

Библиографическое описание:

Гантумур, Энхжаргал. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Энхжаргал Гантумур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1632/ (дата обращения: 10.12.2024).

Философский словарь определяет понятие эстетического (греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) как отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. [10,с.681].

           Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами. Эстетическая мысль возникла в эпоху рабовладельческого общества. Но появление зачатков эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи и историки, относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита.

           Период античности VII в. до н.э. - III в.н.э. даёт дальнейшее развитие эстетических идей: здесь встречаются определённые системы эстетического воспитания, в которых определены средства, задачи и методы эстетического воспитания и обучения.

           Аристотель вводит понятие «калокагатия», которое объясняет человека как существо доброе и прекрасное и предлагает включить в эстетическое воспитание рисование и письмо.

           В понимании сущности творческой деятельности, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости (одержимости) человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения, показав его необычность с точки зрения нормального человеческого рассудка. Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону, - дар бога, божественного Эроса. Раскрывая вопросы поэтического творчества, Платон утверждает, что поэты творят как бы во сне, не сознавая того, что они делают. Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном, которое имеет у него идеалистический характер: понимается как нечто абсолютное и неизменное, как «вечная идея», как предмет любви.

          Греческому философу Демокриту принадлежит учение о поэтическом вдохновении. Но, в то же время, он считает: « Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться» [5,с.368].

           В философских трудах М.Ф.Квинтилиана, Плутарха, М.Т.Цицерона разносторонне разрабатываются идеи эстетического воспитания, причём, большое значение придаётся развитию таких черт личности, как умению выразительно разговаривать, развитию чувства художественного слова, ритма. Он открыл собственную риторическую школу, работа в которой позволила ему создать фундаментальный труд «Наставление оратору». В нем он выдвинул идею гуманного отношения к детям, развития их врождённых познавательных и творческих способностей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он считал, что « …дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной»[2,с.96].

           В эпоху возрождения XIV – XVII вв. происходит огромный переворот в общественной жизни, формируются гуманистические взгляды в обществе. В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка. У  крупнейшего теоретика искусства  XV в. Леона-Баттиста Альберти находим широкое и последовательное развитие так называемой практической эстетики, возникающей из применения общих эстетических принципов к конкретным вопросам искусства.

           В период Нового времени (XVII – XVIII вв.) процесс эстетического воспитания основывался в большей степени на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучении искусства одновременно с совершенствованием общей подготовки.

           Значительный вклад в историю эстетического воспитания внёс чешский педагог Я.А.Коменский. В таких своих трудах как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинах» он говорит о необходимости использования с раннего детства музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, «…чтобы их слух и сердце услаждались созвучием и гармонией»  [3,с.215].

          Французский философ-рационалист Рене Декарт, доказывая, что единственным достоверным критерием существования является мысль, сознание, утверждал, что цель музыки состоит в пробуждении в равновесие, в гармонию. На этой основе Р.Декарт развивал свою теорию эстетического восприятия.

           Представители Просвещения (XVIII в.) пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него рисование, языки, изящную литературу, искусство мыслить, историю, географию, изящные искусства. Такие педагоги как и И.Гербарт, Г.Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включить в эстетическое воспитание пение, рисование, художественные образы великих людей, а также развитие детского творчества, чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений.

В системе научных знаний французского философа Дени Дидро одно из первых мест занимали вопросы искусств и эстетики. В статье «О прекрасном» Д.Дидро доказывал опытное происхождение эстетических понятий (отношение, как основа прекрасного, красота, изящное). Ему принадлежит, ставшая крылатой, фраза о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно письму, вскоре превзойдёт другие во всех отношениях. Немецкий поэт-романтик, автор теории эстетического воспитания Ф.Шиллер, впервые употребив термин «эстетическое воспитание», предлагал понимать под этим понятием не только формирование способности постигать искусство, но и предлагал с его помощью формирование целостного человека.

           Эстетическое воспитание в процессе творческой деятельности рассматривались в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество – механически-техническая деятельность.

           В XX веке понятие творческой деятельности объединяет различные аспекты – самовыражение, открытие, изобретение. Обетованной землёй интуитивистов (А.Пуанкаре, В.Оствальд и др.) стало искусство, а в плане эвристическом – эстетическая деятельность. Согласно их представлением, природа творчества – исключительно интуитивная, неразумная, по сути мистическая.

           Первые эстетические трактаты появились в России в XVIII в. Иосиф Владимиров и Семен Ушаков, заложившие основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли, отмечают в них красоту и жизненность произведений искусства, дают классификацию искусства.

           В XVIII в. вопросы эстетического воспитания рассматривали М.Ломоносов, И.Бецкой, Н.Новиков и др. В содержании эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах.

           В XIX в. русские публицисты, критики, философы В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов подчёркивали воспитательное значение литературы в эстетическом воспитании детей, уделяли много внимания проблеме детской книги, справедливо полагая, что любая книга, предназначена для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие.

           Вопросы эстетического воспитания рассматривали такие ведущие русские педагоги как К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.Ф.Лесгафт и др. Видя в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, находили необходимым изучение литературы, музыки, изобразительного искусства, природы, а также занятия художественным творчеством. К.Д.Ушинский на основе подробного анализа педагогического опыта работе европейских стран, сделал важные выводы о воспитательной силе народных традиций. Настаивал на использовании музыки в обучении: «…обратите внимание на это соединение педагогики с хоровым пением. Оно как нельзя более характеризует тот воспитательный элемент учения, о котором  у нас пока и говорить странно»[8,С.329]. На основе наблюдений подчёркивал: «…после маленькой песни класс оживает, как цветы после дождика. …Выходит что-то очень милое, стройное, трогающее чувство и воспитывающее его»[9,с.342].

           Выдающийся учёный-психолог и педагог П.П.Блонский разрабатывал идеи эстетического творчества. Он определял эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от всей активной жизни.

           На рубеже XIX – XX столетия, в тяжёлые для России времена, многие педагоги, а также широкие круги специалистов разных областей и наука и искусства рассматривали вопросы эстетического воспитания. Можно сделать вывод о том, что прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания.

           Советская педагогика, обобщив опыт зарубежной и русской педагогической мысли, создавала систему эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это даёт им возможность наслаждаться красотой и создавать её.

           Писатель, искусствовед, литературный критик А.В.Луначарский особое внимание в эстетическом воспитании отводил искусству (литературе, музыке, театру), а также развитию у подрастающего поколения творческой активности. В своей публикации «О воспитании и образовании» он призывал хранить наследие науки и искусство прошлого, а также отмечал, что человек должен развёртывать своё художественное и научное творчество[4].

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий, работая над системой эстетического воспитания, внёс значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Уделял большое внимание внешнему выражению внутренних переживаний ребенка (танцу, музыке, слову).

           Развивая эти идеи, В.Н. Шацкая создаёт теорию эстетического воспитания средствами музыки, музыкального образования. Под системой эстетического воспитания она понимала совокупность последовательных, взаимосвязанных, руководимых педагогам эстетических воздействий на ребёнка, как посредством искусства, так и самой жизни. Она придавала огромное значение народной музыке с её непереходным очарованием, и постоянно подчёркивала её воспитательное воздействие на детей. В трудах В.Н. Шацкой прослеживается мысль о том, что эстетическое воспитание позволяет «воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности, в общественных отношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности любить и ценить прекрасное и уметь отличать его от ложно-прекрасного»[11,с.4].

           Педагог-новатор советского периода А.С.Макаренко теоретически обосновал и показал на практике роль искусства в формировании детского коллектива. Под эстетическим воспитанием он понимает не только воспитания видения (красота неба, картин, одежды), но и красоту поступков.

           В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающим и к самому себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: «Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»[7,с.61].

           Основы эстетического воспитания, заложенные в 20-е годы, получили своё развитие в дальнейшем. Первые научно-теоретические материалы в 30-х гг. разработали: Е.А. Аркин, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, Е.А. Флёрина, В.Н. Шацкая и др.

В 60-х годах наметился определённый перелом в области эстетического воспитания, над проблемами которого работали такие учёные, педагоги, психологи как Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, М.М.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др. Они определили и конкретизировали принципы, функции, содержание и формы эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основе которой развивалась современная система эстетического воспитания.

           Исследование вопросов эстетического воспитания школьников нашло отражение в работах многих авторов. Большой вклад в освещение проблем эстетического воспитания детей дошкольного возраста внесла профессор Н.А.Ветлугина. В своей книге «Система эстетического воспитания в детском саду» автор впервые объединила все вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

           Большую роль Н.А.Ветлугина уделяла вопросу значения искусства в деле обогащения эстетического восприятия. «Эстетическое воспитание направлено на развитие способности дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать плохое и хорошее, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть даже незначительные творческие проявления. Музыка, создаваемая композитором или народная, должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношений»,[1,с.19] – указывала Н.А. Ветлугина.

           Художник и педагог Б.М. Неменский рассматривал важные вопросы, направленные на создание системы эстетического воспитания. Подчёркивал необходимость широкого введения искусства в школьную практику, видя в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения. «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, - считал автор, - Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневном труде, в повседневных человеческих отношениях. А для этого вся жизнь школьников – внеклассная – должна быть организована «по законам красоты» [6,с.16].

           Большое значение эстетическому воспитанию придавал известный русский философ М.М. Рубинштейн. В своей книге «Эстетическое воспитание детей» он последил историю зарождения идей эстетического воспитания, зачатки которых можно найти ещё в учении афинского мыслителя Платона, придававшему эстетическому воспитанию значение общегосударственной важности.

Значительный вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания детей внесли А.Н. Зимина, Т.С. Комаров, О.П. Радынова, которые раскрыли общие вопросы эстетического воспитания средствами изобразительной и музыкальной деятельности.

           Таким образом, анализ философской и педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что на протяжении многих веков эстетическому воспитанию личности отводится большое значение. Эстетическое воспитание рассматривается как важный фактор развития личности. Определяется его место и роль в воспитании личности, цель которого зависит от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли. Подчёркивается огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности.

           Являясь органической частью общей системы воспитания, стремясь к цели формирования нравственного, эстетического и гуманистического идеала, эстетическое воспитание характеризуется как целенаправленное формирование творческой активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное в жизни, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

 

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.:1986.
  2. Из материалов книги Глебовского В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образах. Пер. А.Никольского. Спб., 1903.
  3. Коменский Я.А. Избр. Пед. Соч. М., Педагогика, 1982, т. 1.
  4. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976
  5. Лурье С.А.Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л., «Наука», 1970.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя. –М.: Просвещение, 1981.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар.асвета, 1981.
  8. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.;УРАО, 2002.
  9. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.;УРАО, 2002.
  10. Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. –М.:«СЛОВО»: ООО «Издательство ACT», 2002.
  11. Шацкая В.Н.  Эстетическое воспитание в детском доме. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Эстетическое воспитание, творческая деятельность, значительный вклад, искусство, эстетическое воспитание детей, красота, музыка, педагог, дошкольный возраст, философский словарь.


Задать вопрос