Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Юнусова Е. Б. Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/824/ (дата обращения: 16.10.2018).

В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности ребенка. Социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения XXI века реализуется в рамках гуманистической концепции дошкольного образования, предусматривающей максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности.

Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство, как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и предусматривает художественно – практическую и творческую деятельность детей в этой области. Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография.

Синкретичность хореографического искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, развивать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение в воспитании национального самосознания. Таким образом, хореография, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Особую значимость становление хореографических умений приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).

Становление хореографических умений у детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как именно в данном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»[1].

Решение такой проблемы, как становление хореографических умений у детей дошкольного возраста, может осуществляться на основе соединения полихудожественного, типологического и партисипативного подходов, в соответствии с принципами положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразоности, гендерности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуационности, толерантности, обеспечивающие её методическую многоуровневость и иерархический характер за счет структурной взаимосвязи и концептаульного единства. Интеграция данных подходов обладает значительным теоретико - методическим потенциалом для становления хореографических умений у детей дошкольного возраста и способствует обновленного его форм, методов и содержательных аспектов.

Основными взаимосвязанными функциями методики становления хореографических умений дошкольников являются:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру.

В основе воспитания устойчивого интереса к хореографии, как одному из направлений искусства, необходимо отстаивать полихудожественный подход, который позволяет ребенку постичь природу танца в комплексном взаимодействии с другими видами искусств. Каждый ребенок изначально полихудожественнен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства. Он воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии и воображении. Каждый способен творить в любом виде искусства [3].

Воспитание устойчивого интереса к занятиям хореографией возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы представлений и знаний о многообразии танцевального искусства и связи с другими видами (изобразительным, музыкальным, театральным и др.), формированию навыков исполнения танцевальных композиций различной направленности с учетом вида (детские, народные, бальные, историко-бытовые, современные), жанры (бытовые, сказочные, комедийные, фантастические, лирические), формы (массовые, групповые, парные, индивидуальные) и содержания.

  1. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе занятий хореографией.

Базовыми основами организации педагогического процесса в рамках реализации данной функции являются:

    • предоставление каждому ребенку оптимальной эмоциональной, познавательной и двигательной активности;

    • доверительное общение, позиция сотрудничества по отношению к детям;

    • предоставление каждому ребенку права на позитивную свободу в поведении и деятельности;

    • принцип обеспечения успеха детям в организуемой познавательной и творческой деятельности;

    • принцип учета возрастных и гендерных особенностей и возможностей детей при выборе методов работы с ними.

  1. Комплексное воспитание дошкольников в процессе занятий хореографией.

Основой хореографической деятельности является танец, специальную особенность которого составляют два компонента: духовно-культурный (эстетический) и телесный (физический). «Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие» [2]. Многофункциональные возможности танца позволяют приобщать к хореографической деятельности всех детей с целью их всестороннего и гармоничного развития. Однако в современной системе дошкольного образования значение хореографии недооценивается.

Такая ситуация обусловлена недостатком научных разработок в области детской хореографии. Исследованы лишь отдельные аспекты проблемы: музыкально-ритмическое развитие детей, приобщение их к творчеству в танцевальной деятельности, использование национальных музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии дошкольников, полихудожественный подход к освоению детьми образной природы хореографии, либо хореография рассматривается как одно из вспомогательных средств физического, умственного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Комплексная технология массового приобщения детей к танцевальной деятельности отсутствует. Вместе с тем, на наш взгляд, именно технология комплексного хореографического воспитания позволит максимально эффективно решить проблему становления хореографических умений у детей дошкольного возраста.


Литература
  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии, - С-П; Союз, 1997.-224с.

  2. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.

  3. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текс]: / Б.П. Юсов. – М. : Компания Спутник +, 2004. – 252с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, устойчивый интерес, хореографическая деятельность, воспитание, занятие хореографией, процесс занятий, танцевальная деятельность, умение.

Похожие статьи

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность, старший дошкольный возраст, взаимоотношение, отношение, социальная жизнь, танцевальный репертуар, хореографическое искусство...

Влияние танцевальных упражнений на развитие... | «Молодой

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей.

Поэтому в работе с детьми - дошкольниками в нашем учреждении мы проводим занятия по физической культуре с использованием элементов...

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на...

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г. Дата публикации: 07.11.2016. Статья просмотрена: 421 раз.

Библиографическое описание: Перминова Е. И. Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии...

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся

Определенная ценность занятий хореографией заключена в их образовательных возможностях.

Танцевальные занятия имеют также педагогическое значение.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

Л. Н. Толстой. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых

У нас бытует ошибочное мнение, что это не мужское занятие.

Таким компонентом внеучебной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 4 до 7

Ø позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Кемеровской области

Методические аспекты применения различных технологий на...

Занятия хореографией развивают умения ориентации в пространстве, координацию движений, способствуют развитию артистических, исполнительских способностей детей. Интегрированный подход к процессу обучения способствует общему разностороннему развитию детей с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность, старший дошкольный возраст, взаимоотношение, отношение, социальная жизнь, танцевальный репертуар, хореографическое искусство...

Влияние танцевальных упражнений на развитие... | «Молодой

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей.

Поэтому в работе с детьми - дошкольниками в нашем учреждении мы проводим занятия по физической культуре с использованием элементов...

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на...

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г. Дата публикации: 07.11.2016. Статья просмотрена: 421 раз.

Библиографическое описание: Перминова Е. И. Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии...

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся

Определенная ценность занятий хореографией заключена в их образовательных возможностях.

Танцевальные занятия имеют также педагогическое значение.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

Л. Н. Толстой. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых

У нас бытует ошибочное мнение, что это не мужское занятие.

Таким компонентом внеучебной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 4 до 7

Ø позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Кемеровской области

Методические аспекты применения различных технологий на...

Занятия хореографией развивают умения ориентации в пространстве, координацию движений, способствуют развитию артистических, исполнительских способностей детей. Интегрированный подход к процессу обучения способствует общему разностороннему развитию детей с...

Задать вопрос