Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Красная, Е. М. Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования / Е. М. Красная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39874/ (дата обращения: 20.04.2024).



Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

Хореографическое искусство — массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических коллективов. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

С помощью средств хореографического воспитания успешно решаются следующие задачи:

– Всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;

– Формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями;

– Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

В процессе занятий с задачами общего физического развития, решаются задачи эстетического воспитания. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Определенная ценность занятий хореографией заключена в их образовательных возможностях. Занимающиеся под руководством педагога получают знания по теории музыки, приобретают умения и навыки выполнения движений в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Танцевальные занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых танцевальных движений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует к формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их, внимательно относится к процессу хореографического воспитания.

Хореографические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель — одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родителей. Согласно концепции Э. Эриксона в этот период формируется важное личностное образование — чувство социальной и психологической компетентности (при неблагоприятных условиях развития — социальной и психологической неполноценности), а также способности дифференцировать свои возможности. Семилетний возраст также относят к критическим. У первоклассника могут проявляться особенности, не характерные для него в обычной жизни. Сложность учебной деятельности и необычность переживаний могут стать причиной тормозных реакций у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных детей. Успех или неудача в школьной жизни определяют внутреннюю психическую жизнь ребенка.

Особую роль в жизни первоклассника играет учитель. Именно от него во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Оценка учителя является для него главным мотивом и мерилом его усилий, стремлений к успеху. Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна, имеет тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей и во многом зависит от оценок учителя. Преобладание в учебной деятельности у отстающих неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками учителя, ведет к нарастанию у школьников неуверенности в себе и чувства неполноценности. Справедливая и обоснованная оценка учителя, данная ученику, имеет значение для формирования позитивного отношения к нему одноклассников.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6–7 до 10–11 лет (I-IV классы школы). Особую трудность для детей 6–7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

В работе о подтверждении положительного влияния хореографических занятий применены такие методы исследования как: анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения за эмоциональным состоянием занимающихся, педагогическое тестирование (контрольно-педагогические упражнения (тесты)), педагогический эксперимент и метод статистической обработки материалов.

При изучении научно-методической литературы было выявлено, что двигательная активность детей и физическая подготовленность является важным аспектом в гармоничном развитии ребенка. Мышечная сила в данном возрасте развивается недостаточно, однако она имеет большое значение для удержания тела в правильном положении. Высокий уровень развития выносливости в детском возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей. Но вместе с тем у детей младшего школьного возраста наблюдается тенденция к снижению общей выносливости, что ведет к ухудшению будущей работоспособности в различных сферах деятельности.

Используя метод наблюдения, можно заметить, что на занятиях хореографией ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка.

В работе были применены общепринятые тесты для определения физической подготовленности детей младшего школьного возраста. На основании полученных показателей исследования детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией, были получены следующие данные. (Рис. 1)

Рис 1. Прирост исследовательский показаний физических качеств у детей младшего школьного возраста

На основании исследования было выявлено, что занятия хореографией оказывают благоприятное влияние на развитие мышечной силы, гибкости, координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Анализ научной и методической литературы показал, что занятия хореографией имеют огромное значение для гармоничного развития детей. Формирование психофизического здоровья детей является фундаментом дальнейшего развития личности. В первую очередь занятия хореографией направлены на работу над спиной и осанкой, так как здоровый позвоночник — это основа здоровья ребенка. Происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, воли, памяти, мышления) и общее оздоровление. Танец имеет большую воспитательную ценность. Осваивая его, дети не только разучивают движения, умение двигаться, грациозность, умение владеть телом, слушать и двигаться ритмично под музыку, развивают эстетический вкус.

Литература:

  1. Алексеева Л. Н. Двигаться и думать. — М., 2000. — 37 с.
  2. Богданов Г. Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. — М., 1982.
  3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников — (Б-ка школьного психолога). М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.
  4. Крутецкий В. А. Возрастная психология. — М., 1984 с.45.
  5. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович.- СПб.: «Детство-пресс», 2003.- 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детей младшего школьного, младшего школьного возраста, занятия хореографией, подготовка детей младшего, хореографического воспитания, развития детей, детей 6–7-летнего возраста, эстетического воспитания, подготовленности детей младшего, ценность занятий хореографией, исследования детей младшего, занятиях хореографией ребёнок, нервно-психического развития детей, очередь занятия хореографией, гармоничного развития детей, двигательная активность детей, психофизического здоровья детей, средств хореографического воспитания, начале обучения детей, младшего школьника конкретна.


Похожие статьи

Задать вопрос