Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 1671 раз

Библиографическое описание:

Бережанская, С. В. Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей / С. В. Бережанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/143/39913/ (дата обращения: 26.04.2024).



Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего нами была определена форма музыкально–ритмических занятий, разработаны танцевальные композиции, в которых дети старшего дошкольного возраста при простейших движениях, смогли бы показать развитие сюжетной линии танца с помощью выразительных, танцевальных и мимических и средств [1, с. 26].

На первом этапе работы были поставлены следующие задачи:

– воспитание интереса и любви к музыке, потребности в слушании, движении под музыку в свободных играх;

– обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений;

– развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения.

Для решения этих задач были подобраны такие формы и методы работы, которые позволили бы заинтересовать детей и вовлечь их в совместную деятельность.

С первых занятий были включены в работу с детьми элементы психогимнастики, релаксационные упражнения и этюды. Ребятам очень понравился «язык жестов», который усложнялся от занятия к занятию.

В процессе формирующего эксперимента нами был подобран комплекс игр.

Развитие творческих способностей вмузыкально-ритмической деятельности

Музыкальные способности иусловия их развития

Формы работы

Включение в активную музыкально-ритмическую деятельность

Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой, развитие тембрового восприятия, выработки темпа и ритма речи, а также закрепление гласных звуков в свободной речи

ритмические упражнения, развивающие ритм, формирующие музыкально-ритмические движения под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

В работу были включены музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку

«Колобок», «Весенний цветок», «Веселый бубен». Совместное исполнение движений, показ демонстрационного материала способствовало веселому настроению, концентрированному вниманию

Развивать творческие способности старших дошкольников необходимо начинать с развитием умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Применяя такие приемы, как показ сверстникам отдельных движений, показ упражнений мимикой очень нравиться детям. Упражнения, направленные на развитие мышечного чувства, различные виды шага, бега, прыжков даются детям в начале каждого занятия в виде разминки для совершенствования качества движений –музыкальности, естественности. Развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества и умения, требуют систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и утреннюю гимнастику, и в музыкальные и физкультурные занятия.

Для детей старшей группы для освоения второй группы музыкально-ритмических композиций необходимо не только усложнить движения, но и изменить музыкальное сопровождение. Это может быть как усложнение рисунка музыкального произведения, так и самостоятельное исполнение музыкального произведения.

При переходе к третьей группе сложности педагогу нужно уделить особое внимание уже выразительному, одухотворенному исполнению движений, умению импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки, развитию умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации, формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку.

Четвертый уровень обычно осваивается детьми при окончании обучения в дошкольном образовательном учреждении. Его отличительной особенностью является сформированная у детей способность к импровизации, самостоятельности в создании пластического образа; развитии воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Упражнения, направленные на развитие мышечного чувства, различные виды шага, бега, прыжков даются детям в начале каждого занятия в виде разминки для совершенствования качества движений.

В дошкольном возрасте необходимо развивать музыкальное восприятие- мышление для накопления у детей музыкальных впечатлений. Разнообразие репертуара позволяет широко применять при прослушивании метод «торжества и контраста», который по мнению Б. В. Афанасьева, формирует у детей умение активно слушать музыку. И это очень заметно, что во время слушания музыки у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально выплескивают свои эмоции: пытаются хлопать в ладоши, притопывать, покачиваться, т. е. как бы «переживают» ритм. Тем самым дети подтверждают слова замечательного русского психолога Б. Теплова: «Нельзя просто слышать ритм, слушатель только тогда переживает ритм, когда он сопереживает, доделывает» [3, с14]. Детям легче передать своё понимание музыки не словом, а посредством движений, была использована эта особенность детского восприятия, как предпосылка для творческого процесса.

С целью совершенствования ритмического чувства необходимо систематически включать в занятия танцевального кружка игру на детских музыкальных инструментах, которая является любимым видом музыкальной деятельности дошкольников. Исполняя песенки из музыкального букваря Е. Тиличеевой и аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, дети упражнялись в выделении сильной доли такта, на которую в ритмических движениях музыкальный руководитель обращает внимание при исполнении хлопков, притопов, в окончании танца, либо в поклоне. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогло им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега [2, c. 18].

На втором этапе работы работа была направлена на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.

Для поощрения творчества лучшие номера, как подготовленные совместно с педагогом, так и получившие в результате творческих импровизаций, обязательно включались в досуговую деятельность и использовались при подготовке праздников.

В результате создания новой системы работы предполагается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления.

В дошкольном учреждении создана творческая развивающая среда, способствующая проявлениям детей в творческой деятельности: изготовлены атрибуты для сюжетных танцев; сшиты костюмы для выступлений. Дети с удовольствием участвовали в создании атрибутов, проявили желание действовать с ними, с интересом включались в процесс создания костюмов.

Результативность: повышение уровня сформированности музыкально-творческих способностей воспитанников; повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности; повышение уровня заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Развивающий эффект обучения просматривается в динамике проявления музыкально-творческих способностей при выполнении музыкально-ритмических композиций. У воспитанников возросла творческая активность, пластика, уверенность в себе, самостоятельность, инициатива, эмоциональность стала ярко выраженной.

Формирующий эксперимент включал в себя занятия, с разнообразными видами музыкально-ритмической деятельности и различными формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) которые позволили сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание. Все занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Данные формы работы представлены в приложениях.

На утренней зарядке нами соблюдалась определенную нагрузку на детей с учетом возрастных особенностей. С учетом этого были подобраны композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Например, мы использовали игровую композицию «Белочка». На вступление к песне «превращаемся в белочку» — согнуть в локте правую и левую руку, выполнить «пружинку», имитационные движения: махи, поскоки. В подготовительной группе дети с удовольствием исполняют композицию «Птичий двор» — упражнение на различные виды ходьбы, импровизируя игровые движения и изображая различных домашних птиц (уток, гусей, петухов и т. д.).

В бодрящей гимнастике физическая нагрузка также не высокая т. к. её цель — привести детей в бодрое состояние, поэтому мы подобрали упражнение игрового характера и спокойное по темпу («Мы проснулись», «Солнышко»).

Интересно и увлекательно нами проведено мероприятие «Джунгли зовут!». Исполнение танцевальной композиции «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского) сочеталось с аттракционом «Кто больше соберет бананов?», отгадыванием загадок, после чего к детям пришли в гости «отгадки» — веселые обитатели экзотического острова — Львенок и Черепаха и вместе с детьми исполнили общую веселую песню.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритмический слух. Эти музыкальные инструменты можно изготовить вместе с детьми на занятиях, например, кастаньеты. Берем две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий палец. Пуговицу и резинку можно купить в магазинах ткани. В результате получается замечательный музыкальный инструмент, обладающий необычайным звонким голоском. Из контейнеров из-под «киндер-сюрприза» можно сделать музыкальный инструмент — «шуршунчик», наполнив его разными наполнителями (горох, крупа, камешки). Очень легко можно изготовить такой музыкальный инструмент, как «ветерок». С помощью этого инструмента можно изображать появление невидимого героя или слушать музыку ветра. Сделать его очень просто. В бутылке из-под шампуня делается восемь отверстий с обеих сторон и три посередине. Через боковые отверстия протягиваются нитки, к ним привязываются трубочки от металлофона. Инструмент держится на пальце за кольцо, которое крепится наверху.

Важно познакомить детей с названием инструмента и способом игры на нём. Для этого, показывая тот или иной инструмент, надо продемонстрировать, как на нём играть. Скажем, на барабане играют, ударяя по его поверхности палочками, на погремушках и колокольчиках — встряхивая. Кроме того, в детях следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментом: с ним следует обращаться бережно, брать, играть на нём и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно. Взрослый, показывая имеющиеся музыкальные инструменты, демонстрирует их голоса. Затем детям можно предложить закрыть глаза и на слух определить, какой из инструментов сейчас прозвучал. К каждому отдельному музыкальному произведению проводится индивидуальный подбор музыкальных инструментов для его сопровождения.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал улучшение показателей уровня развития музыкально ритмической деятельности у детей старшей группы. Формирующий эксперимент включал в себя занятия, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении и сочинении. Ритмопластика, движения под музыку снимает умственную усталость, придает бодрость, раскрепощает, повышает настроение детей. Поэтому музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

Литература:

  1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей/ А. И. Буренина.- СПб, 2000.-220с.
  2. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5— 9 лет/ М. В. Межиева. — Ярославль, 2002.-142с.
  3. Поддьяков, Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста/ Н. Н. Поддьяков. — Волгоград, 1994. — 82с.
  4. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 2001. — 95с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческих способностей, старшего дошкольного возраста, совершенствования качества движений, детей старшего дошкольного, дошкольном образовательном учреждении, развитие мышечного чувства, Развитие творческих способностей, детей старшей группы, музыкально-ритмической деятельности, музыкальных инструментах, детских музыкальных инструментах, различные виды шага, музыкальный инструмент, настроение детей, чувства ритма, музыкально-ритмической деятельности детей, качества движений –музыкальности, дошкольном учреждении, музыкально-ритмические движения, движений ритму музыки.


Похожие статьи

Задать вопрос