Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 710 раз

Библиографическое описание:

Гордеев М. Ю. Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 416-418. — URL https://moluch.ru/archive/12/918/ (дата обращения: 16.12.2018).

Важнейшей составляющей культурного пространства общества является искусство во всех его проявлениях. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же - воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.

Зарождение, сохранение и развитие общественной культуры происходит на этапе становления личности, т.е. в детстве восприимчивость ко всякого рода информативным источникам максимальна, поэтому наиболее эффективным является именно духовное развитие ребенка. Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, личность является движущей силой и создателем культуры, а также главной целью ее становления.

Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации, с помощью которых ребенок овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. Следует отметить, что процесс инкультурации по своему характеру более сложен, чем процесс социализации, т.к. усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На наш взгляд, ускорению и облегчению процесса инкультурации способствует изучение ребенком различных видов искусства.

В рамках подготовки к аттестации на высшую квалификационную категорию мною был подготовлен и апробирован социально значимый проект в сфере образования для дошкольного образовательного учреждения №224 г. Кемерово «Образовательный комплекс «Танцы народов мира»», целью которого является формирование духовного богатства личности ребенка посредством приобщения к танцевальной культуре народов мира.

Задачи проекта:

Ø  организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 4 до 7 лет;

Ø  обучить воспитанников искусству хореографии;

Ø  воспитать чувство прекрасного посредством танцевального вида искусства;

Ø  сформировать художественные вкусы, способности и потребности детей;

Ø  познакомить детей с географическими и культурными особенностями различных стран и народов;

Ø  позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада  в культурном пространстве Кемеровской области;

Ø  создать необходимый кадровый потенциал для реализации данного проекта;

Ø  популяризировать хореографическое искусство;

Ø  привлечь внимание к оценке результатов реализации данного проекта со стороны родителей, воспитателей, органов образования и культуры различных уровней;

Ø  реализовать социально-значимые культурные программы по ключевым направлениям проекта;

Ø  организовать периодические творческие встречи с местными танцевальными коллективами народного жанра;

Ø  наладить коммуникативные связи с целевыми аудиториями.

Срок реализации проекта: 2009-2012 гг.

Краткое описание проекта: в рамках данного проекта «Образовательный комплекс «Танцы народов мира» рассматривается как воспитательно-образовательный процесс, основной целью которого является знакомство детей с особенностями культуры различных стран и народов в рамках обучения их танцевальному искусству. Совершенствование человека через искусство является крайне необходимым компонентом современного общества, испытывающего дефицит культурных ценностей, духовного и физического потенциала, утраченных в связи с разрушением традиций. Особенно это актуально для детей-дошкольников, которые наиболее чувствительны к подобного рода изменениям и очень уязвимы в плане духовного развития.

В этой связи искусство в целом, и хореография, в частности, обладает уникальной способностью преображать человека, окружающий его мир и, в конце концов, общество. Искусство выполняет целый ряд важнейших функций, способных  возродить традиции, ценности, а также воспитать гармонично развитую личность. Искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждений. Оно способно вдохновлять на подвиги, внушать стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямлять человека.

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Создавая в безумном мире внутреннюю гармонию, искусство помогает человеку удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие.

В настоящее время творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей различных возрастов  велика, наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников.

Танец – это целый мир, секреты и тайны которого не иссякнут до тех пор, пока им будут интересоваться и увлекаться люди. Ведь каждый, кто занимается танцами, не только познает его технику, композицию, но и привносит в него что-то новое, индивидуальное. 

Главным приобретением воспитанников детского сада, овладевающих основами хореографии, является освобождение от зажатости, скованности, у них появляется уверенность и грация. И что еще не менее важно – они обретают занятие по душе. В первую очередь, мы учим через танец, через движение чувствовать свое тело, относиться к нему с любовью и уважением. Принять свое тело, принять себя, принять свою жизнь такой, какая она есть. Принять и полюбить. Вот, что сегодня важно для человека в современном мире. И что еще более важно – для ребенка, находящегося лишь в начале своего жизненного пути.

У каждого человека свой танец, своя музыка, звучащая внутри, своя хореография. Творя свой танец, мы творим себя, выражая красоту своих чувств, красоту своего тела, своей личности. Мы учимся жить  в состоянии красоты и гармонии.

Благодаря систематическому хореографическому образованию дети приобретают музыкальные умения и навыки, развивают исполнительское восприятие музыки в танце. Кроме того, постоянно совершенствуются творческие способности, формируется эстетический вкус ребенка, его общая и танцевальная культура. Занятия танцем повышают физическую активность, улучшают психологическое самочувствие, позволяют детям осознавать свои возможности, поверить в свои силы и способности. У детей повышается уверенность в себе, коммуникативная активность, доброжелательность, внимательность к другим.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Ребята также осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями. 

 Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физические качества ребенка, совершенствует их.

Физическое развитие, как один из основных элементов развития ребенка, играет ведущую роль в становлении личности. Хореография является одним из основных способов физического развития.

Особенностью образовательного комплекса «Танцы народов мира» является то, что ребята кроме изучения народной хореографии познают многие сферы окружающего их мира: географию, национальности, иностранные языки, обычаи, обряды и традиции различных народов мира, их костюмы и музыку, характер и темперамент.

Основные концептуальные направления проекта:

1. Образовательный комплекс «Танцы народов мира». Воспитательно-образовательный процесс для детей в возрасте 4-7 лет, включающий в себя два блока: теоретический и практический. Теоретический - предполагает изучение участниками следующих дисциплин: основы  хореографии, основы музыки, основы сценического костюма, актерское мастерство. Практический – занятия по пластике, акробатике, классическому и народно-сценическому  танцу. 

2. «Методический кабинет». Формирование учебно-методических комплексов по дисциплинам, создание музыкального и видеоархива, эскизов костюмов, декораций.

3.      «Ателье». Организация швейной мастерской для разработки и изготовления сценических костюмов для воспитанников детского сада.

4.      «Доброе сердце». Годовой цикл программ для выступлений в организациях социальной поддержки населения (детские дома,  интернаты, дома престарелых и т.п.).

Основными принципами организации деятельности в этих направлениях являются:

·         соответствие жанру, стилю, манере, хореографическим особенностям постановки и исполнения танцевальных произведений народов мира;

·         актуализация хореографических и музыкальных произведений образовательного комплекса «Танцы народов мира»;

·         мониторинг современных хореографических направлений, разработок;

·         конкурсноориентированная деятельность коллектива.

Реализация данного проекта позволит создать новый подход к обучению дошкольников хореографии.

         Содержание проекта

Год обучения

Тема

Сроки

Содержание

I

Русский танец

сентябрь-ноябрь

1.    Ритмика и хореография

2.    Пластика

3.    Акробатика

4.    Особенности национальной музыки

5.    Особенности национального костюма

6.    Классический танец

7.    Актерское мастерство

8.    Народно-сценический танец

9.    Постановка хореографического номера

Украинский танец

декабрь-февраль

Танцы  народов

 Севера

март-май

II

 

Латиноамериканский танец

сентябрь-ноябрь

1.    Ритмика и хореография

2.    Пластика

3.    Акробатика

4.    Особенности национальной музыки

5.    Особенности национального костюма

6.    Классический танец

7.    Актерское мастерство

8.    Народно-сценический танец

9.    Постановка хореографического номера

Восточный танец

декабрь-февраль

Танцы народов

 Кавказа

март-май

III

Итальянский танец

сентябрь-ноябрь

1.    Ритмика и хореография

2.    Пластика

3.    Акробатика

4.    Особенности национальной музыки

5.    Особенности национального костюма

6.    Классический танец

7.    Актерское мастерство

8.    Народно-сценический танец

9.    Постановка хореографического номера

Цыганский танец

декабрь-февраль

Испанский танец

март-май

Предполагаемые результаты: 

  • новый подход к обучению дошкольников хореографическому искусству;

§  годовой цикл программ для выступлений в организациях социальной поддержки населения (детские дома,  интернаты, дома престарелых и т.п.).

§  создание современной методической базы за счет аудио- и видеотеки, учебно-методических комплексов по различным курсам, эскизов костюмов и декораций;

  • организация деятельности «ателье» для удовлетворения потребностей воспитанников детского сада;

§  организация сотрудничества музыкального руководителя и хореографа детского сада с образовательными, научными, культурными учреждениями района и города, благотворительными и общественными организациями;  

§  организация PR-акций для социально значимых проектов и благотворительных программ;

§  ожидаемая модель воспитанника детского сада: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком творческом уровне.

      Таким образом, на наш взгляд, предложенный проект может внести значительный вклад в дело становления творческой личности ребенка и сформировать у него неподдельный интерес, как к национальным, так и к мировым культурным ценностям и традициям, что особенно важно и актуально на фоне современных процессов интеграции и глобализации мирового пространства.

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный комплекс, Актерское мастерство, танец, Народно-сценический танец, национальная музыка, национальный костюм, хореографический номер, искусство, ребенок.


Похожие статьи

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Курс «народносценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет)...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Ключевые слова: художественный образ, сценический образ, хореографический образ, художественное творчество, хореографический

Классический, народный, современный танец как учебные предметы не ставят своей целью изучение основ актерского мастерства.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства, актёрского мастерства, истории костюма, истории балета. Используются приёмы обучения, способствующие формированию правильной осанки, красивой походки, музыкально...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций.

Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

С точки зрения драматургии танца исполнительское мастерство в хореографическом искусстве аналогично исполнительскому мастерству в актерском искусстве.

Хореографический текст – как основная составная часть...

Различают: подражательный, образный, национальный танцевальные языки.

Единство идеи, темы, музыки в хореографическом произведении. При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

Одна из них — танец! Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.

Народно-сценический танец, как правило, мажорный, он дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и...

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Разнообразие, многокрасочность образов и сюжетов народного танцевального искусства придаёт народному танцу очарование. В народных танцах отражаются праздники времён года, славный труд народа, местные национальные обычаи и обряды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

Статья посвящена вопросам зарождения и развития народно-сценического танца в России. Автор обращается к событиям в истории хореографического искусства, которые сыграли важную роль в процессе становления школы народно-сценического танца.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Курс «народносценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет)...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Ключевые слова: художественный образ, сценический образ, хореографический образ, художественное творчество, хореографический

Классический, народный, современный танец как учебные предметы не ставят своей целью изучение основ актерского мастерства.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства, актёрского мастерства, истории костюма, истории балета. Используются приёмы обучения, способствующие формированию правильной осанки, красивой походки, музыкально...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций.

Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

С точки зрения драматургии танца исполнительское мастерство в хореографическом искусстве аналогично исполнительскому мастерству в актерском искусстве.

Хореографический текст – как основная составная часть...

Различают: подражательный, образный, национальный танцевальные языки.

Единство идеи, темы, музыки в хореографическом произведении. При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

Одна из них — танец! Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.

Народно-сценический танец, как правило, мажорный, он дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и...

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Разнообразие, многокрасочность образов и сюжетов народного танцевального искусства придаёт народному танцу очарование. В народных танцах отражаются праздники времён года, славный труд народа, местные национальные обычаи и обряды.

Задать вопрос