Автор: Ирисбаева Манзура Нурмаматовна

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Ирисбаева М. Н. Педагогические технологии: интеграция национальных и современных традиций [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 134-136.

В годы независимости в Узбекистане был принят закон “Об образовании”, с целью реформирования системы образования по принципу и практике мировой системы и её интеграции в общемировую ситему. В стране 1997 года претворяется в жизнь «Национальная Программа по подготовке кадров».1

Данные государственные документы подразумевали полномасштабные изменения в структуре и системе образования, такие как, трансформация концепции образования, реальное и системное решение вопросов интеграции системы образования страны в мировое образовательное пространство (академические лицеи, колледжи, бакалавриат и магистратура), применение новых педагогических технологий, разработка современного педагогического содержания для дошкольного, школьного (базовое), послешкольного, профессионального и высшего образования, обеспечение всех структур и форм образования современными технологиями, разработка государственных стандартов образования для всех уровней системы образования, разработка новых учебных программ и мн.др. 2

Одним из важнейших вопросов современной системы образования Узбекистана стал и является вопрос об интеграции исторически существовавших в национальной традиции педагогических технологий с зарубежными, в особенности инновационными требованиями. Этот вопрос проявляет собственную насущность и в процессах разработки и использования новых педагогических технологий. Т.е. новые педагогические технология для системы образования Узбекистана не означают отказ от существовавших столетиями национальных традиций, а наоборот, во-первых, их регенерация, их возрождение, так как в советский период многое из этого было забыто, и во-вторых, их синтез, означающий принятие новых образовательных стандартов и педтехнологий.

Так как система образования это не только, и не столько просто передача новых современных знаний путем использования педтехнологий, а это прежде всего подготовка эффективных специалистов, которые способны реализовывать актуальные социальные и экономические задачи конкретной страны, с учетом её национальных и экономических особенностей. Поэтому при применении педагогических технологий необходимо учитывать существующие национальные традиции и особенности каждого региона. Именно интеграция национального и современного может дать ту результативность, которую ожидают в обществе. Совокупность этих объективных факторов в плюсе с условиями, целями, способами педагогического процесса, при котором также должны учитываться личность обучаемого, его семейные и национальные, порой метальные морально-этические, духовные ценности, желания, интересы, социальный заказ, его образовательные потребности и возможность их реализовать. Интеграция национального и общемирового в процессе обучения может стать основой повышения эффективности данного процесса и максимального достижения педагогической цели.

Это обстоятельство в свою очередь предполагает, что учитель должен принимать во внимание возраст и психологические особенности обучаемого, его эмоциональное и духовное состояние, его морально-эстетические и жизненные приоритеты, умноженные на национальные особенности и национальные традиции, которые должны обеспечить правильный и эффективный подбор интегративных методов обучения в каждом конкретном случае.

В данном ракурсе интегративные методы использования педтехнологий, которые направлены на совокупность национального и современного, противопоставляются с традиционными, в которых не учитываются национальные традиции и особенности характера и ментальности, что в свою очередь требует организацию учебного процесса с обновленными педагогическими технологиями, которые полностью отвечают требованиям стандартов, прошедших экспериментальную апробацию. Это в первую очередь подразумевает интеграцию различных педагогических технологий, а не различных предметов или тем.

В процессе интеграции в учебном процессе национальных и современных педагогических технологий необходимо установить сотрудничество между учителем и учеником, который будет способствовать определению личностной ориентации и педагогических потребностей данного ученика, что имело место в традиционной практике обучения.

Можно отметить несколько образовательных типов в качестве историко-национальной основы национальных образовательных технологий, которые развивались и были сформированы в Узбекистане на протяжении прошедших исторических периодов:

Традиционное образование.3 Метод обучения по калссно-урочной системе. Этот метод широко применялся в медресе, всесторонне использовался в академиях Маъмуна и Улугбека при специальном преподавании естественных дисциплин, в том числе таких, как астрономия, медицина, математика и алгебра. Однако в дальнейшем, в последней фазе феодального развития, данная система применялась в основном при изучении религиозно-духовных вопросов. Классно-урочная система на Востоке отличалась от той же системы на Западе.

Семейная образовательно-воспитательная деятельность.4 При этом образовательно-воспитательный процесс в семье велся примерами, наставлениями, разъяснениями, ответами на поставленные вопросы. В семье взрослые оказывали влияние на молодых через метод поощрения, наказания, примерность и другие методы.

Индивидуальное образование 5при этом образовательно-воспитательный процесс осуществлялся мастером-наставником в семье или непосредственно при нем. Индивидуальное образование применялось в отношении детей зажиточных людей или правителей. Их дети обучались различной деятельности, профессиям, военным знаниям, искусству. В настоящее время такая форма образования проявляется в виде репетиторства.

Групповое образование.6 Занятия проводятся с учащимися, образовав группы из нескольких из них. Например, этот метод широко применялся женщинами-учителями при обучении женщин и девушек. Женщины-учителя ходили по домам и собирали девочек в группы, а также за пределами медресе, в каком-нибудь доме, давали религиозно-духовные знания, читали литературу, обучали их грамоте.

Образование по обучению профессии отца или матери.7 При данной форме велось индивидуальное образование по изучению художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и других профессий. Эта традиция существует и в наши дни, широко распространены случаи, когда какое-либо художественное занятия и умения передается в семье из поколения в поколение, например, медицинские знания по народной медицине.

Общественная образовательно-воспитательная деятельность.8 Эта образовательно-воспитательная деятельность проводимая жителями махалли, соседями, родственниками. У узбеков издревле существовало и очень широко практиковалась идея о том, что в формировании личности участвует вся махалла. Существовала и до сих пор активно используется пословица «За ребенка ответственность несут семь махалли». Взрослые обучали молодежь исходя из собственной практики основам повседневной жизни, эстетики и этики своего времени, нравственности и общественного поведения.

Образовательно-воспитательная деятельность мастер-ученик.9 В основном профессиональное обучение осуществлялось при мастере. Данный вид образования проводился индивидуально или в малых группах. При этом, после того как ученик проходил испытания, мастер давал ему «добро» для самостоятельной работы.

Таким образом, на основе сочетания национальных традиций с современными педагогическими технологиями, мы можем обеспечить в своей стране внедрение в образовательную систему национальных ценностей вместе с общечеловеческими ценностями.


1[ Ўзбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури». Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. -Т.: «Шарк», 1997; 31-61 б.; Каримов И.А. Баркамол авлод Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори. Ўзбекистон Олий мажлиси IX сессиясида сўзланган нутқ. -Т.: Шарқ, 1997; Курбонов Ш., Саитхалилов Э. Национальная программа по подготовке кадров : влияние развития общества. –Ташкент: 1999; Курбонов Ш., Сеитхалилиов Э. Узлуксиз таълимда кадрлар тайёрлашнинг миллий модели. – Т.: Шарк, 2000; Давлетова М.Ш. Ўзбекистон давлатининг олий таълим соҳасидаги сиёсати ва унинг ривожланиши. –Т.: Авт. дисс. канд. пед нак. 2007, -19; Зуфаров Ш.М. Педагогика коллежларида инновацион жараёнларни тизимли бошқариш. Авт.дисс.канд. пед.наук., -Т.: 24]

2[ Ахлитдинов Р. Управление образованием в Узбекистане: проблемы, риски, решения. –Т.: 1999]

3[ Йулдошев Ж., Усмонов С.А. Педагогик технология асослари. (Халк таълими ходимлари учун қўлланма). -Тошкент: «Укитувчи», 2004, -Б. 35-36; Азизходжаева Н.Н. Педагогик технология ва педaгогик махорат . –Тошкент: 2003; Қуронов М. Мактаб маъмурияти ва миллий тарбия. –Т.: Фан, 1999; Қурбонов Т. Одобнома. –Т.: Ўқитувчи, 1990;Тўраева О. Ҳаёт сабоқлари.-Т.: Ўзбекистон, 2005]

4[ Фитрат. Оила. –Т.: Маънавият. 1998; Иномова М. Фарзанд – ниҳол, ота-она эса боғбон. –Т.: Ўқитувчи, 1993; Иномова М.О. Оилада болаларнинг маънавий-ахлоқий тарбияси. –Т.: ТДПУ, 1999; Иномова М.О. Оилада болаларни маънавий-ахлоқий тарбиялашда миллий қадриятлардан фойдаланишнинг педагогик асослари. Пед. ф. докт .... диссер. авт., -Т.: 1998; Мунавваров А.К. Оила педагогикаси. –Т.: Ўқитувчи, 1994; Шоумаров Ғ.Б., Шоумаров Ш.Б. Муҳаббат ва оила. –Т.: 1994; Мусурмонова О. Оилада бола тарбиясининг актуал масалалари. –Т.: Билим, 1988; Мусурмонова О. Оила маънавияти – миллий ғурур. –Т.: Ўқитувчи, 2000; Мусурмонова О., Баубекова З. Ўқувчиларнинг маънавий маданиятларини шакллантириш. –Т.: Фан, 1993; Сафаров О., Махмудова М. Оила маънавияти.-Т.: Маънавият, 1998; С.Очил. Мустақиллик маънавияти ва тарбия асослари. –Т.: Ўқитувчи, 1997; Шайхова Х., Назаров К. Умуминсоний қадриятлар ва маънавий камолот. –Т.: Ўзбекистон, 1992; Юсупов Э. Инсон камоллигининг маънавий асослари. – Т.: Университет, 1998; Нишанова С. Маънавият дарслари. –Т.: Ўқитувчи, 1994; Холматова М. Оилавий муносабатлар маданияти ва соғлом авлод тарбияси. –Т.: Ўзбекистон, 2000; Холматова М., Муравьева Н. Ёшлар оилавий ҳаёт бўсағасида.-Т.: Ўзбекистон, 2000; Тўраева О. Оилавий ҳаёт этикаси ва психологияси. –Т.: Ўқитувчи. 1990]

5[ Хўжаев Н. в.б. Таълим назарияси. –Т.: 2003; Йўлдошев Ж.Ғ. Таълим янгиланиш йўлида. –Т.: 2000]

6[ Зуннунов А. Педагогика тарихи. –Т.: 2000; Авлоний А. Туркий гулистон ёҳуд ахлоқ. –Т.: 1996]

7[ Беруний рухият ва таълим тарбия ҳақида. –Т.: 1996; Ҳасанова С. Мутафаккирлар меҳнат тарбияси ҳақида. –Т.: Укитувчи, 1993; Мухсиева А.Ш. Оилада миллий тарбия жараёнининг методик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2005. -25 с.]

8[ Сафарбуваева И.Р. Ўқувчи шахсини фаоллаштиришда миллий менталитет элементларидан фойдаланишнинг педагогик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2006. -20 с.; Рўзиева Д. Олий таълим муассасалари талабаларида миллий ифтихор туйҳусини шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари. Авт. дисс. докт. пед. наук. -Т.: 2007. -36]

9[ Мухсиева А.Ш. Оилада миллий тарбия жараёнининг методик асослари. Авт. дисс. канд. пед.н. –Т.: 2005. -25 с.]


Основные термины (генерируются автоматически): педагогических технологий, системы образования, национальных традиций, новых педагогических технологий, системы образования Узбекистана, миллий тарбия, Оилада миллий тарбия, миллий тарбия жараёнининг, фойдаланишнинг педагогик асослари, жараёнининг методик асослари, национальные традиции, тарбия жараёнининг методик, ва миллий тарбия, ва тарбия асослари, традиции педагогических технологий, Педагогик технология ва, Ўзбекистон тараққиётининг, қадриятлар ва маънавий, ва соғлом авлод, соҳасидаги сиёсати ва.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос