Библиографическое описание:

Шарипова Ш. С. Основные направления модернизации образования с решением проблемы преемственности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1580-1582.



Законы «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан являются основополагающими документами в областях обучения и воспитания всего населения страны и призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, определить стратегию его развития. В национальной программе определяются цели, задачи, принципы, содержание и структура образования. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, фактором национальной безопасности.

Содержание профессионального образования, согласно национальной программе, строится в соответствии с достижениями культуры, науки и техники, потребностями личности, общества и государства. Фундаментом образования и его важнейшим элементом является процесс обучения, специально созданный для достижения заданных целей. От его качества, в конечном счете, зависит качество образования в целом.

Это качество, т. е. педагогическая эффективность и результативность процесса обучения, зависит от целостности его как системы, преемственности его компонентов. Применительно к процессу обучения целостность — это его научно-педагогическая обоснованность и способность посредством междисциплинарной интеграции обеспечивать целостное фундаментальное образование по всем дисциплинам.

Осуществление междисциплинарной интеграции, т. е. построение целостных моделей изучаемых явлений, позволило бы:

‒ создать условия для осознанного понимания обучаемыми этих явлений и облегчить решение познавательных и профессиональных задач;

‒ на основе предыдущего способствовать обеспечению преемственности образования;

‒ способствовать гармоничному развитию личности.

Таким образом, решение обозначенных задач тесно связано с проблемой преемственности. Существуют различные подходы к его определению. Проанализируем наиболее значимые из них. Самое общее понятие преемственности определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преемственность предполагает необходимый элемент связи прошлого, настоящего и будущего, который позволяет диалектически сочетать старое с новым, осуществлять замену одной формы другой, более совершенной, находить новые формы и создавать предпосылки для их успешного развития.

Иначе говоря, преемственность обеспечивает то, без чего невозможно дальнейшее развитие, а именно:

1) включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитии;

2) включение в новое тех отдельных форм старого, которые в состоянии уместить в себе иное содержание и обеспечить его развитие.

Преемственность является объективной закономерностью развития природы и общества. Без преемственности невозможно продвижение вперед во всех областях человеческой деятельности, ибо «новое не возникает на пустом месте, не образуется из ничего. Оно имеет глубокие корни в прошедшем этапе развития, порождается прошлым, вырастает из ушедшего, как дерево из семени, и, в свою очередь, содержит в себе зародыш будущего».

Таким образом, преемственность в философии рассматривается как закономерность развития. Более того преемственность является проявлением таких основных законов диалектики, как закон отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей.

Роль преемственности в профессиональном обучении, обеспечение целостности педагогического процесса.

Одним из условий решения этой проблемы является переход от предметоцентризма к образовательным областям. Чаще всего в профессиональном образование под этим понимается лишь согласование содержания изучаемого материала в рамках одного предметного блока.

Одного согласования недостаточно, нужно учитывать перспективные цели по каждой дисциплине в профессиональном колледже. Под целями в данном случае понимается умения студентов применять аппарат дисциплины в качестве методологического, теоретического и технологического средства решения познавательных и профессиональных проблем.

Таким образом, создание образовательных областей можно трактовать как процесс объединения (интеграции) учебных дисциплин относительно исследования и решения различного рода задач. Принцип перехода монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным и новым информационным технологиям (НИТ) позволяет реализовать социальный заказ, обусловленный потребностью информатизации общества, интенсифицировать учебно-воспитательный процесс на всех уровнях.

Профессиональное образование как составная часть общего основного и средне-специального образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности колледжа, обеспечивая усвоение учащимся основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение.

Концепция профессионального образования колледжа определяет цели образования как:

‒ формирование всесторонне развитой личности;

‒ изучение основных составляющих профессиональной картины мира;

‒ усвоение основных представлений о научном методе исследования и его месте в системе познания мира;

‒ формирование и развитие познавательных способностей.

Отметим некоторые аспекты современной концепции профессионального образования. Она предполагает уровневую и профильную дифференциацию как наиболее соответствующую идеям личностно-ориентированного обучения, современным идеям мировой педагогики и психологии, требующим гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества.

Усиление прикладной направленности курсов специальных дисциплин на всех стадиях обучения должно обеспечить формирование навыков применения выпускниками достижений науки в их практической деятельности.

Для успешного реформирования профессиональных колледжей необходим комплекс мер, в основе которых лежат научно-педагогические методы. С их помощью можно добиться, чтобы каждая специальная дисциплина, изучаемая студентами, вносила фундаментальный вклад в их общее профессиональное образование. Это требует соответствующих действий со стороны административных и методических органов колледжа, а также государства и общества в целом.

Фундаментальное образование должно быть целостным, для чего отдельные дисциплины следует рассматривать не как совокупность традиционных автономных курсов, а как единые интегрированные циклы фундаментальных дисциплин, связанных между собой общей целевой функцией, обеспечивая целостность образования как такового.

Сегодняшнее состояние специальных дисциплин пока не отвечает сформулированным критериям в полной мере. Требуются значительные и согласованные усилия преподавателей всего цикла специальных дисциплин, чтобы фундаментальность в этой сфере стала реальностью. Преемственность специальных образований в профессиональном колледже должна обеспечиваться единством цели, содержания, методов и средств. Цели специального образования профессионального колледжа углубляются и конкретизируются. В частности, к ним относятся:

‒ умение использовать полученные знания в практической работе;

‒ формирование профессиональных умений и навыков;

‒ развитие качеств, способствующих готовности к совершенствованию и продолжению образования.

Направленность учебно-воспитательного процесса на формирование личности обучаемого предполагает создание условий для развития мышления, памяти, внимания и воли. Эта цель должна быть достигнута во всем учебно-воспитательном процессе, в том числе и в процессе обучения специальным дисциплинам в профессиональном колледже.

Таким образом, достижение целей профессионального образования реализуется адекватными методами обучения, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельного подхода, личностно-ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности учащихся, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.

Литература:

  1. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 882–884.
  2. Антонова, И. В. Реализация принципа преемственности обучения математике в средней и высшей школах: Дис…. канд. пед. наук. — М.: МГУ. 2005. — 136 с.
  3. Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Пути осуществления межпредметной связи и преемственности. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Казань, 2014. — стр. 884–887.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального образования, профессиональном колледже, специальных дисциплин, обеспечению преемственности образования, принципа преемственности обучения, решением проблемы преемственности, картину развития образования, Содержание профессионального образования, общее понятие преемственности, профессионального образования колледжа, проблемой преемственности, образования профессионального колледжа, целей профессионального образования, направления модернизации образования, концепции профессионального образования, учебных дисциплин, Роль преемственности, междисциплинарной интеграции, результативность процесса обучения, национальной программе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос