Автор: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Рахманова Ю. К. Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 46-50.



 

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.

Ключевые слова: молодёжь, обновление общества, молодёжная политика государства, реформы, задачи системы образования, национальные обычаи, традиции, проектная деятельность, духовные ценности.

 

Национальная модель образования любого государства отражает особенности национальной демографии, политики, экономики, социальной политики, истории и культуры.

Узбекская модель образования основывается на качестве — качестве преподавателей, студентов, программ и, в конечном итоге, качестве знаний. Она учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуктивной роли Узбекистана как в Азии, так и за её пределами.

Бесценное сокровище государства — молодёжь республики. На сегодняшний день почти 35 % населения Узбекистана составляют дети в возрасте до 16 лет, свыше 60 % — молодёжь до 30 лет. В связи с этим становится понятной и очевидной роль и значимость образовательных реформ.

В молодёжной политике государство определило основные принципы дальнейшей поддержки молодёжи, разработало стратегию её развития, определило экономическую, правовую, организационную поддержку инициатив молодёжи и её общественных структур [2, 125–132].

Молодёжная политика была признана одной из приоритетных задач, плацдармом и резервом развития государственности. Использование творческого потенциала молодёжи в процессе обновления всего общества является необходимым условием развития. Модернизация страны, успех проводимых политических и экономических реформ, либерализация всех сторон жизни общества, определение новых перспектив развития, будущность самой государственности невозможны без опоры на молодые, крепнущие силы, умы, замыслы и интеллект [1, 36].

Уровень, качество, приоритеты и задачи системы образования играют решающую роль в полноценном формировании молодого поколения. От приоритетов в воспитании фактически зависит политическое, экономическое и социальное развитие страны. Поэтому в республике взяли курс на формирование гармонично развитой личности. Это стало целевой задачей образования и педагогической науки.

Узбекистан — развивающаяся в демографическом отношении страна. Здесь ожидается рост молодых семей, а значит, будет расти потребность в жилье и рабочих местах. Следует отметить, что в стране традиционно почитают родителей, обычаи, традиции, обряды, ритуалы и свято относятся к институту семьи. Это, безусловно, накладывает отпечаток на процесс миграции рабочей силы как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому вопрос рабочей силы, её квалификации, основы образования и знакомства с обычаями и традициями других стран сегодня стоит на повестке дня.

Эффективность процесса реформирования общества напрямую зависит от дум, чаяний, стремлений и замыслов представителей молодого поколения. В связи с этим вопрос воспитания гармонично развитой личности определяет наличие у молодого человека чувства национальной гордости, политического сознания и гражданской ответственности, формирование таких качеств, как патриотизм, готовность служить родине, толерантность к другим народам, ценность национальных приоритетов, значимость семьи и её традиций.

Самым ярким, наиболее активным периодом жизни молодых является студенчество. Культура личности студента формируется на стыке нравственного, эстетического, художественного и физического воспитания. Независимо от дисциплины, которую ведёт преподаватель, предусмотрев возможности продуктивного использования учебных часов, важно с первых дней пребывания в студентов вузе захватить инициативу. Используя различные формы и методы учебной и воспитательной работы, инновационные педагогические технологии, интерактивные формы обучения (дискуссии, диспуты, научные и читательские конференции и др.), загрузить студенческую молодёжь такой работой, которая была бы им и в пользу, и в радость. Если у студента есть интерес к предмету, то обязательно будет и результат.

Одной из эффективных форм, позволяющей вызвать интерес, активность и тягу к знаниям является участие в учебной проектной деятельности.

Учитывая тот факт, что типовая программа по русскому языку в высших учебных заведениях республики опирается на национальные ценности, менталитет народа и неразрывно связана с историей, культурой, духовными ценностями и национальными традициями мы в предлагаем в данной статье ознакомиться с учебным проектом по дисциплине «Русский язык» на тему «Национальные традиции и обычаи».

Учебный проект «Национальные традиции и обычаи»

I. Проектное задание

Введение.

Многообразна деятельность человека. И главное место в ней, конечно, отведено работе — физической и умственной, преобразующей окружающий мир, создающей материальные богатства и духовные ценности. Но деятельность человека — это не только труд. Это и общественная деятельность, занятия в кругу семьи, воспитание детей, учёба и многое другое. Однако, в многообразной картине человеческой деятельности наблюдаются и такие действия, которые, на первый взгляд, не дают практического результата и кажутся лишёнными целесообразности. Но их немало. Вот на улице в потоке спешащих машин мы замечаем самую красивую, украшенную куклой, лентами, кольцами и воздушными шарами. Свадьба! Молодых сопровождают друзья. В отделении ЗАГСа расписываются — юридическая формальность, обмениваются кольцами, звучат поздравительные речи, традиционный бокал шампанского. А дальше поездка к монументу славы, потом праздничное застолье, поздравительные речи.

И таких примеров множество. Это и торжества в честь начала учебного года, и торжественные проводы на службу в армию, сельский праздник по случаю окончания уборки урожая, возложение венков в День памяти и почестей.

Нетрудно заметить: в отличие от многого другого, что делают люди и что имеет практический смысл, действия подобного рода носят символический, обрядовый характер. Наука свидетельствует, что определённая система обрядности — неотъемлемая составная часть духовной жизни любого человеческого общества.

Проблема, требующая своего разрешения в рамках проекта:

почему люди так стремятся отмечать праздники, соблюдать обычаи и традиции.

Цель проекта (для чего он создаётся):

обогатить знания студентов, расширить их кругозор, добиться понимания, что каждый народ имеет право на соблюдение своих собственных обычаев и традиций, воспитание толерантности.

Конечный результат:

воспитание толерантности к народам мира, уважение к их обычаям и традициям. Презентация итогов работы — сборник «Традиции и обычаи народов мира».

Пользователи:

преподаватели и студенты Каршинского инженерно-экономического института.

Рамки проекта:

срок выполнений 7 дней.

Количество участников:

до 5 человек в группе.

Структура продукта проекта:

устная презентация. Выступления участников проекта. Буклеты, слайды, мультимедийный материал, книги, картины, фотографии, коллаж, материалы Интернета. Список использованных источников.

 

Задачи проектной деятельности

1. Сбор информации о праздниках, традициях и обычаях узбекского народа, истории их возникновения.

2. Классификация праздников, традиций, обрядов, ритуалов:

                  Государственные

                  Военные

                  Профессиональные

                  Народные

                  Семейные, бытовые

  •                                           Отличительные особенности и схожесть восточных традиций, обычаев и праздников
  •                                           Особенности славянских обычаев

                  Международные

                  Детские и молодёжные

Национальные

  1.    Отличительные особенности праздника, традиции, обряда, ритуала (информация предоставляется в текстовом, графическом изображении, в виде фотографий).

Виды деятельности участников проектной группы.

  1.                       Выявление источников информации, её сбор.
  2.                       Выбор и структурирование информации.
  3.                       Подготовка буклетов, фотографий.
  4.                       Составление коллажа.
  5.                       Подготовка устной информации.
  6.                       Подготовка слайдов.
  7.                       Презентация работы.

II. Рабочий план выполнения проекта

№ 

ФИО участника

задача

Содержание работы

Вид готового продукта

Срок выполнения

 

 

 

 

 

 

III. Методические указания по выполнению проектного задания

Поэтапное выполнение проектного задания

  1.                       Подготовительный этап.
    •                                     Уточнение проблемы, цель и результаты проекта, задачи проектной деятельности;
    •      Определение источников информации.
  1.                       Планирование.
  •                                      Изучение алгоритма достижения цели

Алгоритм достижения цели проекта

I этап (5)

1. Сбор информации по задачам проекта (текст, фото, буклеты, источники)

II этап (3)

  1.                Оформление информации в распечатке и на электронных носителях
  2.                Отбор оптимальной информации

III этап (4)

  1.                Оформление информации в виде справочника (рабочий вариант)
  2.                Подготовка отчёта (пп.1–8)
  3.                Создание визуальной презентации (электронная оболочка), слайды, макет плакатов
  4.                Предложения по устной презентации

IV этап

  1.                Оформление сборника традиций и обычаев народов мира
  2.                Оформление отчёта

10. Устная презентация

  1.                       Исполнение.
    •        сбор и систематизация информации;
    •        конечный продукт;
    •        составление отчёта;
    •        визуальная презентация проекта (используйте секреты устной презентации);
    •      определение функций членов группы в устной презентации

 

IV. Критерии и показатели оценки

  •                         Продукт проекта — сборник (макс. 10 баллов)
  •                         Анализ: схожесть и отличие традиций и обычаев (5 баллов)
  •                         Отчёт (макс. 8 баллов)
  •                         Презентация проекта (5 баллов)
  •                         Устная презентация и защита проекта (2 балла)

Всего: макс. 30 баллов

 

Реализация данного проекта позволила:

Познакомить студентов с теми праздниками, обычаями и традициями, о которых они не знали ранее.

Расширить кругозор по данной теме.

Научить работать как индивидуально, так и в команде (сотрудничество).

Привить навыки сбора и отбора нужной информации, анализировать, сопоставлять, выявлять отличительные особенности, а также схожесть отдельных традиций у разных народов.

Обрабатывать информацию, использовать её в конкретных случаях (например, при составлении текстов, таблиц).

Обрести первые навыки работы в сотрудничестве.

Проявить и закрепить навыки организаторской, самостоятельной и творческой работы.

 

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознавать их насущные интересы и потребности.

Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле молодой человек чувствует себя нужным, значимым, успешным, способным преодолевать трудности. Когда он осознаёт себя, свои возможности, свой вклад в общее дело — происходит личностный рост, развитие характера.

История любого народа всегда связана с теми или иными традициями, которые передаются одним поколением другому на протяжении тысячелетий. Изучение национальных традиций, знакомых студентам на родном языке, при участии в учебном проекте на русском языке поможет ещё раз раскрыть основы духовности и культуры, активизирует мыслительную и речевую деятельность студентов, поможет познакомиться с традициями и обычаями других народов, будет способствовать привитию навыков уважительного отношения к обычаям других народов, толерантности.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Это говорит о том, что перед нами сегодня стоят большие задачи по обучению и воспитанию молодёжи в лучших традициях общества.

 

Литература:

 

  1.      Каримов И. А. Бизнинг бош максадимиз — жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, модернизация ва ислох этишдир. — Т., Узбекистан. 2005. — 96 с.
  2.      Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан // Законы Республики Узбекистан. — № 2. — Ташкент, 1991. — С. 125–135
  3.      Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975. Второе издание. — с. 14
  4.      Тюриков В., Шагулямов Р. По пути независимости. Республика Узбекистан. 1991–2000. — Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма. 2000. — 230 с.
  5.      Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П.. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. с. 76–80
Основные термины (генерируются автоматически): гармонично развитой личности, молодого поколения, модель образования, формирование гармонично развитой, в технических вузах Узбекистана, рабочей силы, системы образования, духовно-нравственному воспитанию молодёжи, и продуктивной роли Узбекистана, государства — молодёжь республики, инициатив молодёжи и её, 35 % населения Узбекистана, поздравительные речи, потенциала молодёжи в процессе, Узбекская модель образования, и резервом развития государственности, обрядов и ритуалов народа, дальнейшей поддержки молодёжи, политики в Республике Узбекистан, Национальная модель образования.

Ключевые слова

традиции, реформы, молодежь, проектная деятельность, духовные ценности., обновление общества, молодёжная политика государства, задачи системы образования, национальные обычаи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос