Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла
Автор: Монд Ольга-Лиза
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1801 раз
Библиографическое описание:
Монд, Ольга-Лиза. Условия и факторы вершинных достижений исполнителей мюзикла / Ольга-Лиза Монд. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/314/ (дата обращения: 22.12.2024).
Мюзикл – это синтетический жанр музыкально-драматического искусства, сложность которого определяется в первую очередь наличием необычайно большого количества выразительных средств. В нем органично сочетается вокал, танец, сценическое движение, драматическое искусство, которые являются равноправными средствами для передачи замысла авторов музыки и либретто. При этом в разных постановках может превалировать вокальная составляющая (классический и современный мюзикл, рок-опера, поп-опера), в других – танцевальная (дэнс-мюзикл), в третьих – драматическая линия (драма-мюзикл).[1].
Важно отметить, что мюзикл, несмотря на разнообразие выразительных средств, воспринимается как целостное художественное произведение. Отсюда, к артистам мюзикла предъявляются очень высокие и разноплановые требования. Поэтому справедливо считается, что профессионализм в мюзикле – явление уникальное. [2].
К сожалению, психологических исследований мюзикла явно недостаточно, а акмеологические просто отсутствуют и это несмотря на то, что в мировом мюзикле имеется немалое количество исполнителей - выдающихся личностей, которые являются настоящими «звездами» и определяют своим творчеством высочайшие образцы профессионализма.
Акмеологическое изучение вершин творчества артистов мюзикла невозможно проводить без описания акмеологического пространства условий и факторов, которые способствуют продвижению к вершинам в этом виде художественного исполнительского творчества. При проведении такой работы следует использовать результаты имеющихся исследований в других науках. В частности, в американских искусствоведческих исследованиях мюзикла подчеркивается ключевая мысль – артист мюзикла должен обладать следующими профессиональными свойствами: иметь хорошую вокальную подготовку; обладать умениями и навыками драматического актерского мастерства; обладать пластической выразительностью; иметь хорошую хореографическую подготовку, позволяющую исполнять различные виды танца; владеть «чувством стиля»; быть солистом и уметь работать в команде. Все эти свойства должны составлять единое целое, органично объединяться в мастерстве исполнителя мюзикла.[3].
Проведенный анализ показал, что с акмеологической точки зрения мюзикл обладает весьма важной и уникальный особенностью: в отличие от многих других профессий, в том числе и творческих, развитие у артиста мюзикла какого-то одного качества не приводит к развитию других. Например, очевидные успехи в вокале, не скажутся на улучшении хореографической подготовки или повышении актерского мастерства. Это обусловливает и уникальность профессионализма в мюзикле, и вершинных достижений в этом виде музыкально-сценического искусства. Иными словами, развитие профессионализма исполнителей в мюзикле необходимо осуществлять по разным независимым направлениям, но при этом обязательно интегрируя эти «отдельные компоненты» в единое целое. Задача очень сложная, но как показала вся история мюзикла, не невыполнимая. В то же время ее решение ранее основывалось скорее на интуитивном поиске и озарениях, что затрудняло освоение этого опыта. Думается, акмеология способна научно осмыслить эти интуитивные решения, обобщить их и на этой основе разработать акмеологическую систему развития профессионализма артистов мюзикла, их движения к профессиональному АКМЕ.
Создание такой системы невозможно без определения условий и факторов, способствующих движению к АКМЕ в мюзикле. Акмеологические условия - значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно профессионализма личности и деятельности. Акмеологические факторы - основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и ее профессионализма.[4]. Как следует из данных определений, акмеологические условия и факторы в какой-то степени близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. В то же время, если речь идет о личностно-профессиональном развитии, акмеологические факторы могут быть не только субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности - мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.), а так же субъективно-объективными, связанными в первую очередь с организацией профессиональной среды и взаимодействий и пр. Таким образом, они обладают разной «силой», или степенью значимости, на различных этапах становления и развития профессионализма.[5].
Говоря об условиях достижения АКМЕ в мюзикле, можно выделить несколько обязательных составляющих, к числу основных относятся, во-первых, качественная базовая вокальная подготовка в сочетании с упорными занятиями танцем и актерским мастерством. Эти навыки должны быть гармонично развиты, что позволяет исполнителю быть достаточно универсальным потенциальным участником многочисленных постановок. В этом образовательном условии следует отметить также непрерывность творческого развития артиста и необходимость постоянной работы над поддержанием вокальной и танцевальной формы, актерского мастерства. Заметим, что на кастингах солисты, обладающие всеми вышеперечисленными навыками, имеют больше преимуществ перед теми, кто имеет одностороннюю подготовку, например, хорошо профессионально поет, но плохо танцует или не обладает достаточным уровнем подготовки по актерскому мастерству. Те артисты, которые считают для себя достаточным лишь одного хорошо поставленного голоса, никогда не достигают высот в музыкальном театре.
Вторым условием, неразрывно связанным с высшими достижениями в этой непростой области театрального искусства, можно считать возможность сотворчества с другими создателями музыкального спектакля в процессе его постановки. Если артист получает такую возможность, то выигрывают все: и постановщики, и зрители, так как только при таком сотрудничестве удается создать шедевр.[6]. Анализируя самые яркие, порой канонические образы, созданные различными исполнителями главных ролей в мюзиклах, невольно напрашивается один очевидный вывод: те артисты, которые сотрудничали с композиторами, сценаристами и либреттистами на этапе создания мюзикла, смогли создать незабываемые сценические образы. Роль процесса сотворчества, как чрезвычайно важного для создания и самой основы спектакля, и его постановки в мюзикле невозможно переоценить. Тем более что образ, созданный в процессе постановки его первым исполнителем, затем, при последующем прокате спектакля остается по требованию выпускающих компаний неизменным. Если в драматическом театре приветствуются импровизация, вариации на тему исполнения той или иной роли различными актерами, то в мюзикле, напротив, требуется максимальное приближение к первоначально заданному эталону. Поэтому на первых исполнителях лежит высокая ответственность за сценическую судьбу их героев. И разделить ее с композитором и либреттистом артист может только в том случае, если он «допущен» к производственному цеху.
К третьему условию достижения АКМЕ исполнителями мюзикла следует отнести знание и умение воспроизведения стилевых особенностей в различных жанрах мюзикла. Для того чтобы научить артиста-вокалиста работать в мюзикле, ему нужно четко уяснить различия стилей актерской игры в разных жанрах музыкального театра: европейской оперетте, оперетте Гилберта и Салливана, музыкальной комедии, музыкальной драме Золотого века, поп-опере, рок-опере и современном мюзикле. [7], Даже отличная подготовка в плане актерского мастерства без глубокого знания определенной стилистики того или иного жанра, не обеспечит создание такого высокохудожественного образа, который будет аутентичен времени и той социальной модели поведения, которая ему соответствует.[8]. Из психологии известно, что приверженность к какому-то стилю, связанному с одними стереотипами, неизбежно повлечет за собой необходимость выработки новых стереотипов.[9]. Поэтому понимание того, что стиль должен видоизменяться со временем, также необходимо развивать у исполнителей. Тем более что для иллюстрации этого положения наличествует большой материал: достаточно проанализировать, как менялся стиль актерской игры в мюзиклах-долгожителях.
Есть еще одно условие достижения АКМЕ для исполнителей мюзикла, которого нет у других театральных артистов, будь то драма, опера или балет. Оно определяется местом мюзикла в жизни современного американского и английского общества. Культурная жизнь общества, отраженная через призму движущих мотивов реального поведения как отдельных персонажей, так и целых групп, представляющих ту или иную часть общества, в том числе и этнических групп, принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия – обязательный базовый элемент любого современного мюзикла. Сценарий и либретто, также как и стиль актерской игры, включая вокально-техническое исполнение, должны быть конгруэнтны той системе ценностей, которая сегодня воспринимается обществом как аутотентичная. [10]. На протяжении всей истории зарождения и развития американского мюзикла прослеживается четкая связь периодов его становления, видоизменения с преобразованиями в общественной жизни. Проведенный нами сравнительно-исторический анализ социального идеала меняющегося общества как нельзя более ярко оказывается отраженным в бродвейских мюзиклах, что делает их интереснейшим предметом для углубленного социально-культурологического исследования [11].
Исследования показали, что важнейшими акмеологическими факторами являются разнообразные большие способности, потребность в профессиональных достижениях, стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, а так же все субъективное, способствующее росту профессионализма.[5].
При разработке учебных планов по различным дисциплинам, включенных в программу подготовки исполнителей мюзикла в вузах крайне важно учитывать и результаты акмеологических исследований в этой области театрального искусства, делая их достоянием учащихся. [12].
В последующих акмеологических исследованиях мюзикла необходимо осуществить описание АКМЕ выдающихся представителей этого вида искусства. Расширение предметного поля акмеологических исследований исполнительского художественного творчества должно быть также связано с поиском общих и специальных закономерностей достижения АКМЕ. Требует более углубленной проработки и проблема профессионализма исполнительского художественного творчества, что поможет улучшить подготовку исполнителей мюзикла, оптимизировать индивидуальные траектории движения к вершинам артистического мастерства.
- Литература:
Монд О.-Л. Музыкальный театр: жанры и вокальные стили.//Social Science/Общественные науки: Всероссийский научный журнал. М.: МИИ Наука, 2010, №6, с. 92-101.
The Cambridge Companion to the Musical//Second Edition, ed. By W.A.Everett
& P.R.Laird. Cambridge University Press 2008.
Riddle, P.H. The American Musical: History& Development. Ontario: Oakville, 2003.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию./ Изд. второе, переработанное и дополненное. Калуга: КГПУ, 2001.
Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 2003.
Kurt Weill: A Life in Pictures and Documents. New York, London: Woodstock, 2000.
Монд О.-Л. Перспективы развития школ мюзикла как базового элемента системы дополнительного профессионального образования вокалистов.//Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации: монография/коллектив авторов; под ред. проф. В.В.Огурцова, Красноярск: СибГТУ, 2010.
Монд О.-Л. Изучение психологических особенностей восприятия мюзикла зрительской аудиторией и его прикладное значение.//В сб. материалов ХVI Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», в 2-х частях, часть I/ Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск, 20 ноября 2010, с. 319-325.
Зазыкин В.Г. Психология творчества: Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2008.
Монд О.-Л. Система ценностей как основа социального идеала общества в мюзикле и его идентификация зрительской аудиторией.//В сб. материалов XIV Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества», г. Новосибирск: ЦРНС, 5 октября 2010, с. 78-82.
Монд О.-Л. Социально-культурологический взгляд на американский музыкальный театр.//Материалы III Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире»/под научн. ред. д.п.н., проф. Гребенщикова Г.Ф., 30 октября 2010 г. - М.: Издательство «Перо», 2010, с. 74-80.
Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦ, 2001.